Цель мастерской: Воспитание любви и уважения к слову, развитие широты ассоциаций, рождения доверия к собственным интеллектуальным и художественным возможностям.
Задачи мастерской:
1. Вовлечение в написание текста (хокку) на основе знакомства с поэтической миниатюрой хокку.
2. Осознание учащимися своих творческих способностей. Развитие ассоциативного мышления.
3. Воспитание способности сопереживать, радоваться, восхищаться.
Оборудование: магнитофон, проектор, экран, аудиодиск с этнической восточной музыкой, аудиодиск Чайковский П. И. Времена года, репродукции гравюр японских и китайских художников, плакат с высказыванием А. Блока, листы с текстами хокку Басё, предметы японской культуры (веера, статуэтки, колокольчики и т. д.).
Ход мастерской
1. Индуктор – первый шаг в работе. Включение в творческий процесс, толчок, удивление, соединяющие эмоциональную и интеллектуальные сферы личности.
Тихо звучит восточная музыка, на экране проецируется гравюра, на которой изображен сидящий на краю обрыва странник. Одновременно звучит текст, по ходу чтения текста меняются иллюстрации.
Встретив этого немолодого уже человека, бредущего куда-то в одиночестве по запыленной дороге, многие его соотечественники были убеждены, что видят перед собой обычного бродягу, ночующего под открытым небом только лишь потому, что вряд ли найдется желающий предоставить ему кров.
Вот он сошел с узкой горной тропки для того, чтобы отдохнуть и перекусить. Но, хотя скудная трапеза давно уже окончена, этот человек не спешит вновь пуститься в путь. Как завороженный, он сидит на том месте, будто что-то не дает ему двигаться. Из сумы появляется тушечница и бумага, на которой странник оставляет несколько иероглифов:
Парящих жаворонков выше,
Я в небе отдохнуть присел,
На самом гребне перевала.
История стерла имена тех, кто прошел мимо этого человека, бросив на него надменный взгляд. За более чем три века, что протекли с тех пор, многое изменилось, и Япония теперь ассоциируется вовсе не с самураями и дзэн-буддизмом. Остались только эти три строчки и имя их автора – Мацуо Басё.
Детство Басё протекало в небольшом замковом городе Уэно провинции Ига, что на острове Хонсю. В 1644 году в семье самурая родился мальчик которого назвали Кинзаку. Места, где прошли первые дни жизни будущего поэта, отличались необыкновенной красотой. И, возможно, именно эта гармония природы оказала воздействие на формирование его внутреннего мира и образов, впоследствии нашедших свое отражение в стихах.
По японскому обычаю, когда мальчик подрастал и становился мужчиной, на смену детским именам приходили имена мужские. Мацуо Манэфуса – так назвали будущего поэта, когда он стал взрослым.
Родители Мацуо были людьми не очень богатыми, но образованными. Мальчик уже в ранние годы смог получить неплохое по тем временам образование. Особенно его увлекало чтение книг китайских авторов, таких как знаменитый Ду Фу.
С каждым днем поэзия захватывала Мацио все больше и больше, и в конце концов он стал перед выбором – либо оставить службу для того, чтобы всецело предаться творчеству, либо, полностью или частично отречься от своего таланта, получив взамен обеспеченную и лишенную всяких опасностей жизнь. Мацуо Манэсуфа выбрал первое и стал великим Басё.
2. Работа с материалом.
Мы сегодня с вами попробуем стать поэтами. И попытаемся написать хокку. Почему наша тема называется “Подражанье хокку”? Потому что написать настоящее хокку, вероятнее всего, у нас не получится, а вот подражать мы сможем.
Хокку, хайку – трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии. В каждом хокку соблюдается определенная мера стихов – в 1 и 3 строках по 5 слогов, во 2 – семь слогов. А всего – 17. Рифм в хокку нет. При крайней сжатости эти миниатюры обладают исключительной емкостью, требующей порой комментариев.
Итак, хокку – особое искусство сказать многое в немногих словах, его основные признаки – не назидательное изречение, короткая притча или меткая острота, а поэтическая картина, набросанная 1 – 2 штрихами.
Чтение хокку Басё (у каждого – листы с текстами хокку).
Чайку качает, Никак спать не уложит, Колыбель волны. Парят снежинки Густою пеленою. Зимний орнамент. Вишни расцвели. Не открыть сегодня мне тетрадь с песнями. Крылья бабочек! Разбудите поляну Для встречи солнца. Ива на ветру. Соловей в ветвях запел, Как ее душа. К колокольчику Цветку долетит ли комар? Так грустно звенит. Как ни белит снег, А ветви сосны все равно Зеленью горят. Луна – проводник Зовет: “Загляни ко мне”. Дом у дороги. Светлый день, но вдруг – Маленькая тучка, и Дождь заморосил. Пустое гнездо. Так и покинутый дом – Выехал сосед. |
О, мотылек, Ты весь – движение: Сидишь, трепещешь. В чашечке цветка Дремлет шмель. Не тронь его, Воробей дружок! Протянул ирис Листья к брату своему. Зеркало реки. Полевой цветок В лучах заката меня Пленил на миг. Тучи пролегли Между друзьями. Гуси Простились в небе. Цветы засохли Но семена летят, Как чьи-то слезы. Сколько листьев опавших! Столько листьев зеленых Я не видел в лесу весной. Лежу и молчу, Двери запер на замок. Приятный отдых. Долгий путь пройден, За далеким облаком Сяду отдохнуть Чернеют тучи, Вот-вот прольются дождем, Только Фудзи бел. |
А теперь переходим написанию собственных стихов. Обратите внимание на высказывание А. Блока “ Стихотворение – покрывало, натянутое на острия слов, которые светятся, как звезды”. Как вы понимаете смысл этого высказывания? Поделитесь своими мыслями.
Первый этап
“Самоконструкция”
Звучит музыка Чайковского П. И. Времена года.
Дети, слушая музыку, посредством ассоциации образов, чувств, фантазий, выписывают в столбик слова.
“Социоконструкция”
Обмен мнениями. Понравившиеся слова (не более двух) можно дописать в свой листок.
Второй этап
“Самоконструкция”
Выбрать из столбика слов самое близкое, самое лучшее на ваш взгляд слово и подчеркните его. А теперь напишите хокку с этим словом.
“Социоконструкция”
Дети в группах читают свои произведения, обсуждают, помогают, возможно дополняют. И приступают к составлению небольшого сборника хокку, авторами которого являются все члены группы. Оформляют свои работы на листах ватмана А-3, сопровождая их иллюстрациями.
“Афиширование”
На данном уроке ребята решили афишировать свои работы группами. По очереди, каждая группа рассказывает о своем сборнике, зачитывая хокку. После – каждая работа вывешивается на доске.
3. Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не только процесса творчества, проектирования, полученных знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и “разрывов”, своего интеллектуального и эмоционального движения.