Пояснительная записка
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению с самых первых дней их школьной жизни.
Среди учащихся нашей школы нет абсолютно здоровых детей. У одних отмечаются отклонения физического здоровья, у других – негрубые нарушения психического здоровья. Мотивация к обучению у них значительно снижена. Они хотят идти в школу, но не для того, чтобы учиться. Их привлекает лишь внешняя сторона учебной деятельности. Особенностью этих детей является огромное желание работать индивидуально, когда ребенок не взаимодействует с одноклассниками. Все внимание взрослого сосредоточено только на нем одном, и он один значим на протяжении всего занятия. В таких условиях ребенок не ощущает трудности. При фронтальной работе в классе этим детям свойственен повышенный уровень тревожности. Дети данной категории недостаточно управляют своим поведением, не всегда чувствуют границы дозволенного. Ведущим видом деятельности для них по-прежнему остается игра, но игра не ролевая, близкая к учебной деятельности, когда надо выполнять определенные роли, следуя определенным правилам, а игра “рядом друг с другом” или мунипулятивная, когда каждый ребенок играет своей игрушкой и крайне редко взаимодействует с кем-либо. Всем этим детям характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление, что не сильно отличает их от нормально развивающихся сверстников. А вот их речевое развитие значительно отстает. Зрительно-пространственное восприятие сформировано недостаточно. У многих отмечаются нарушения общей и мелкой моторики. Слухо-моторная координация развита недостаточно. Функция внимания снижена. Объем памяти недостаточен.
Недостаточный для успешного обучения активный словарь, недостаточные представления об окружающем мире обусловлены в значительной мере неспособностью учащихся с нарушениями речевого развития самостоятельно систематизировать имеющийся жизненный опыт и вновь получаемые знания. Трудности в обогащении и уточнении словаря учащихся в первые годы обучения связаны с большим объемом новых слов, терминов, знаний, которые учащиеся усваивают частично.
Всеми специалистами школы (логопедами, психологом, дефектологом, учителями и воспитателями) ведется большая коррекционная работа, в результате которой позволяют всем детям продолжать обучение в среднем звене массовой школы. Реализуя личностно-ориентированный подход к обучению детей с нарушениями речевого развития”, педагогический коллектив школы накопил положительный опыт. Однако повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения возможно с помощью проектной деятельности учащихся.
Социально-экономические условия жизни современного общества обусловили необходимость изменений режима работы школ – наиболее актуальными стали школы полного дня, где дети находятся с 8 до 19 часов.
Время общения ребенка с родителями в таких условиях значительно ограничивается. Большинство родителей отстраняются от школьной жизни своих детей, т. к. уроки ребенок выполняет в школе под наблюдением воспитателя, все мероприятия организуются педагогами. Многие мамы и папы забывают о своей руководящей роли в формировании личности ребенка.
Социальное расслоение общества, когда в классе собраны дети из семей с различными материальными возможностями, увеличение неполных семей и семей неблагополучных также влияет на процесс обучения и развития каждого ребенка, вносит необходимость ориентации школы на индивидуальные возможности каждого ученика, необходимость создания условий для максимальной самореализации во внеурочной напредметной деятельности каждого ребенка.
Участие в проектной деятельности по выбранной нами теме позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также значительно увеличивает возможности максимальной самореализации каждого ученика.
Тема: “С чего начинается Родина…”
Цели:
- Повышение мотивации к обучению.
- Повышение интереса учащихся к приобретаемым знаниям.
- Расширение кругозора.
- Получение навыков исследовательской работы.
- Развитие речи и обогащение словаря.
- Воспитание патриотизма, гуманного отношения к окружающим.
- Развитие коммуникационных способностей.
- Создание условий для максимальной самореализации каждого ученика.
- Формирование общеучебных навыков.
- Повышение самооценки учащихся.
- Приобщение родителей к совместной деятельности.
Участники:
- Учителя, воспитатели 1 – 4 классов
- учащиеся 1 – 4 классов,
- родители учащихся.
Этапы:
Подготовительный этап, вхождение в проект.
1 этап – 1 класс,
2 этап – 2 класс,
3 этап – 3 класс,
4 этап – 4 класс.
Ожидаемые результаты.
- Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
- Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
- Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.
- Приобретение коммуникативных навыков.
- Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.
- Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
- Развитие речи и обогащение словаря.
- Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
- Повышение профессиональной компетентности учителя.
Направления исследований
Моя семья:
- рассказ о своей семье
- все профессии нужны, все профессии важны
- увлечения членов моей семьи
- как мы отдыхаем
- выставка творческих работ детей и членов их семей
- презентация “у нас живет…”
Мои сверстники:
- рассказ о друге, фотография, рисунок
- телефон, адрес – как связаться с другом, приглашение на день рождения, подарок другу, пожелания другу
- мой день рождения (пожелания мне, мое заветное желание)
- моя записная книжка
- анкета для друзей (что я хотел бы узнать у друга)
Мой дом, моя улица…
- адрес, индекс (зачем нужен индекс), телефон
- что я знаю о своей улице (путешествие в историю)
- что находится на моей улице, рядом с домом
- красивые уголки моего двора, улицы (прекрасное рядом)
Моя школа:
- что я узнал о школе
- школьный двор (прекрасное рядом)
- кто работает в школе (профессии, люди)
- моя школьная жизнь
- школьные товарищи (телефоны друзей и адреса)
Южный административный округ:
- в каком округе мы живем
- что есть в нашем округе
- куда можно пойти отдохнуть
- где можно заниматься спортом или творчеством
- прекрасное рядом (фотоконкурс)
Мой родной город:
- город в котором я живу (конкурс рисунков)
- что я знаю о Москве (история города)
- конкурс рисунков и иллюстраций “Древняя Москва”
- фотоконкурс “прекрасное рядом”
- чем может гордиться наш город (из истории войн)
- Москва спортивная
- Москва театральная
- музеи и выставки Москвы
- Москва музыкальная
- экскурсии по городу
Москва – столица Российской Федерации
- Москва на карте России
- пути сообщения с другими городами
- роль столицы в жизни государства
- конституция
- конвенция о правах ребенка
Путешествия по России
- летний отдых
- экскурсии в другие города
Зарубежье:
- наши соседи
- Как изменилась политическая карта за последние 15 лет
- Россия на карте мира
- иллюстрированный рассказ о путешествии
Песни, стихи и произведения о Родине
* литературные чтения
Индивидуальные проекты
Формы деятельности:
- сбор информации
- эксперимент
- систематизация и структуризация информации
- исследование
- оформление работы
- фото и видео зарисовки
- интервьюирование
- наблюдения
- презентация
- практическое применение новых знаний
- публичное выступление
Направление исследования:
- “Моя семья”
- “Мои сверстники”
- “Мой дом, моя улица”
- “Моя школа”
- “Южный административный округ”
- “Мой родной город”
- “Москва – столица Российской Федерации”
- “Путешествуя по России”
- “Зарубежье”
Содержание работы:
- наблюдение
- сбор информации
- исследование
- обработка собранной информации
- подготовка аналитической справки
- создание фотоальбома
- творческие работы
- видеозарисовки
- фотозарисовки
- живая газета – как вариант промежуточного отчета
- конкурс семейных презентаций
- публичное выступление
- экскурсии
- подготовка отзывов, докладов, рефератов
- самостоятельная работа с книгой
- просмотр кинофильмов для детей об истории нашей Родины
- индивидуальная проектная деятельность
Порядок выполнения проекта
Этапы, сроки | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | ||||
Подготовительный | Знакомятся с предлагаемым проектом. | Знакомит родителей и учащихся с проектом. Мотивирует учащихся и родителей на активное включение в проектную деятельность. | ||||
Каждый учащийся ведет свой
словарь, куда вносит новые слова, с которыми
познакомился в ходе выполнения проекта.
Специалистами ведется исследование, какие из
новых слов вошли в активный словарь. Итоги участия в проектной деятельности подводятся каждую четверть и в конце года. |
||||||
Уровни участия на 1 этапе: * исследователь (пользуется дополнительными источниками знаний, знакомит других учащихся с новыми знаниями), * фотограф (делает фотозарисовки), *художник (ведет хронику в художественном исполнении), * участник (выбирает уровень сложности в соответствии со своими индивидуальными возможностями). | ||||||
1 этап 1 класс Октябрь |
Конкурс “Моя семья” Уровни сложности:
|
|||||
Выбирают уровень участия. Готовят рисунок (фотографию или иллюстрацию) и устный рассказ о своей семье. Заполняют свою страничку в альбоме. | Знакомит с требованиями конкурса. Организует прослушивание детей на уроках или во внеурочное время. | |||||
Ноябрь | Презентация “у нас живет…” или
“я хочу, чтобы у меня был…” Уровни сложности:
|
|||||
Выбирают уровень участия, готовят устное выступление. | Оказывает необходимую индивидуальную помощь в подготовке выступлений. | |||||
Декабрь | Конкурс “Знакомьтесь…” Уровни сложности:
|
|||||
Готовят устный рассказ, фотографию или рисунок друга. | Организует прослушивание и выставку лучших работ учащихся. | |||||
Январь | Цикл практических работ “Моя
записная книжка”:
|
|||||
Знакомятся с новыми понятиями, учатся записывать данные школы, самостоятельно записывают свои данные. | Знакомит с данными понятиями, их значением и историей возникновения. Проводит практическое занятие. | |||||
Февраль | Творческая работа “День
рождения – день особенный”. Виды работы:
|
|||||
Выполняют творческую работу на заготовленных страничках альбома. | Знакомит учащихся с темой и этапами работы. Заготавливает странички альбома. Организует подведение итогов в форме игры. | |||||
Февраль | Эксперимент “Письмо другу”.
|
|||||
Продумывают адресата и
содержание письма. Заготавливают конверт. Пишут
письмо. Коллективно отправляют письма. Получивший ответ рассказывает о своих впечатлениях. |
Помогает каждому выбрать адресата. Контролирует правильность написания адреса и обсуждает содержание писем. Организует коллективную отправку писем. | |||||
Февраль | Творческая работа “Поздравляю с
праздником…” Уровни сложности:
|
|||||
Уточняют совместно с родителями значимые для семьи даты, под руководством учителя изготавливают памятки, готовят поздравительные открытки. | Знакомит учащихся с целью работы. Заготавливает бланки индивидуальных памяток. | |||||
Март | Круглый стол “Праздники традиционные и семейные. Традиции моей семьи. Любимые праздники моей семьи”. | |||||
Уточняют и готовят совместно с родителями рассказ о семейных праздниках. Готовят рассказы под руководством педагога об одном из традиционных праздников. Принимают участие в школьном празднике “Масленица”. | Знакомит учащихся с историей возникновения праздников. Уточняет знания о традиционных праздниках. Рассказывает о народных праздниках. | |||||
Апрель | Творческая работа “Мой дом, моя улица”. | |||||
Выполняют работу в свободной форме, готовят представление (защиту). | Помогает выбрать форму работы и ее представление. Организует прослушивание в форме конкурса (круглого стола). | |||||
Май | Живая газета как форма подведения итогов. | |||||
Готовятся к участию. | Готовит сценарий. Организует выступление. Привлекает родителей к подведению итогов. | |||||
Обсуждение 2 этапа проекта. | ||||||
Со 2 этапа ведется календарь знаменательных дат. С декабря учащиеся подключаются к освещению знаменательных дат. Работает классный кинотеатр “Фильмы для детей об истории нашей Родины”, проводится обсуждение фильмов. | ||||||
2 этап 2 класс Сентябрь |
Конкурс творческих работ “Как я
провел лето”:
|
|||||
Совместно с родителями готовят наглядное оформление. С помощью учителя готовят краткий рассказ в письменной форме и представление творческой работы. | Корректирует письменные работы. Помогает в подготовке защиты. Организует прослушивание. Помогает подвести итоги. | |||||
Октябрь | Беседа “Моя родословная”. Практическая работа “Моя родословная”. |
|||||
Составляют генеалогическое древо своей семьи в таблице. Уточняют с родителями имена, отчества и фамилии своих родственников. | Заготавливает бланки. Знакомит учащихся с понятием “родословная”. Проводит практическую работу. Подводит итоги. | |||||
Ноябрь | Круглый стол “Все профессии
важны, все профессии нужны”. Уровни сложности:
|
|||||
Выбирают уровень сложности. Готовят сообщение в и наглядный материал о профессии одного из членов семьи. | Группирует учащихся по индивидуальным возможностям. Корректирует сообщение, помогает отобрать наглядный материал. | |||||
Ноябрь | Исследование “Кто работает в
ГОУ № 1820”:
|
|||||
Декабрь | Презентация “Моя записная книжка” | |||||
Заводят под руководством взрослого свою записную книжку. | Знакомит учащихся со значением записной книжки. Мотивирует учащихся на ведение записной книжки. Организует презентацию. | |||||
Декабрь | Практическая работа “Временная лента истории России”. | |||||
Заготавливают карточки с историческими событиями. Участвуют в практической работе. | Выбирает исторические события. Проводит практическую работу. | |||||
Январь | Эксперимент “Письмо сверстникам”. | |||||
Групповая работа. Обсуждают полученные результаты. Готовят окончательный вариант. Коллективно отправляют письмо. Полученный ответ обсуждается коллективно. | Помогает выбрать адресата. Координирует действия учащихся. | |||||
Январь | Творческая работа “Мой дом, моя улица”. Путешествие в историю. | |||||
Знакомятся с историей своей улицы. Наглядно оформляют свою письменную работу. Возможна групповая работа. | Группирует учащихся по адресам и индивидуальным возможностям. Организует прослушивание и выставку работ. Подводит итоги. | |||||
Февраль | Исследовательская работа “Что
находится на моей улице”:
|
|||||
Координируют свои действия с учителем. | Оказывает индивидуальную помощь по необходимости. Подводит итоги. | |||||
Февраль – март | Операция “От всей души”
Устное поздравление. |
|||||
Уточняют адресатов поздравлений. Изготавливают поздравительные открытки и телеграммы. Готовят устные поздравления. | Координирует действия учащихся. Помогает в изготовлении поздравительных открыток и телеграмм. Организует устные поздравления. | |||||
Апрель | Конкурс творческих работ
“Прекрасное рядом. Чертаново”
|
|||||
Готовят творческие работы. | Оказывает необходимую индивидуальную помощь. Организует выставку работ. Подводит итоги. | |||||
Апрель | Выставка творческих работ учащихся и членов их семей. | |||||
Май | Игра “Широка страна моя родная”. | |||||
Готовятся к участию. Активно участвуют. | Готовит задания по подготовке к игре. Организует игру. Подводит итоги. | |||||
Май | Живая газета – подведение итогов за год. | |||||
Готовят наглядный материал и устные сообщения. | Готовит сценарий. | |||||
3 этап 3 класс |
Календарь знаменательных дат
ведется с участием детей. Работа ведется с использованием ИТ. Обязательной является самостоятельная работа с книгой. |
|||||
Сентябрь | Творческая работа “Как я провел лето”. | |||||
Готовят творческие работы. | Организует творческие работы. Подводит итоги, обозначает на карте России места, в которых побывали учащиеся и о которых рассказали в своих работах (письменных и устных). | |||||
Сентябрь | Практическая работа “Генеалогическое древо моей семьи” | |||||
Собирают данные (фамилии, имена, отчества, годы жизни, степень родства, место жительства). | Заготавливает бланки. Оказывает индивидуальную помощь. Организует выставку работ. | |||||
Октябрь | Практическая работа “Лента времени” по материалам родословных. | |||||
Октябрь | Практическая работа “Где жили мои предки”. | |||||
Собирают данные. С помощью педагога выбирают карту, наносят данные на карту. | Оказывает необходимую индивидуальную помощь. Разрабатывает бланки для карт. Организует выставку работ. | |||||
Ноябрь | Творческая работа “Я горжусь …”
(рассказ о родственнике)
|
|||||
Собирают и оформляют данные. | Корректирует работы учащихся. Организует прослушивание. | |||||
Декабрь | Исследование “Все профессии
нужны, все профессии важны”:
|
|||||
Декабрь | Операция “Письмо сверстнику” с использованием ИТ. | |||||
Знакомятся с возможностями ИТ, новыми понятиями, интернет-почтой. Выбирают адресата. Составляют коллективное письмо. | Обучает навыком использования ИТ. Знакомит с особенностями интернет-почты. Помогает выбрать адресата и составить письмо. | |||||
Декабрь | Деловая игра “Моя страничка в
записную книжку”:
|
|||||
Январь | Конкурс творческих работ
“Прекрасное рядом. Южный округ”:
|
|||||
Выбирают объект. Собирают и систематизируют информацию. Оформляют работу. Готовят тезисное выступление. | Оказывает необходимую индивидуальную помощь учащимся. Анализирует результаты. Оформляет выставку работ. Организует устные выступления. | |||||
Сентябрь – май | Создание справочника
“Советуем побывать” по следам личных
впечатлений:
|
|||||
Составляют рекламу по следам своих впечатлений, оформляют свою страничку. | Оказывает необходимую помощь, систематизирует накапливаемый материал. | |||||
Февраль | Беседа “Роль столицы в жизни государства”. | |||||
Деловая игра “Имею право и обязан” по материалам конвенции о правах ребенка. | ||||||
Готовятся к игре, участвуют в ней. | Разрабатывает игру и задания по подготовке. | |||||
Март | Практическая работа “Обязан и имею право, как ученик школы ГОУ № 1820” | |||||
Анализируют и вносят свои предложения в кодекс поведения школьника | Знакомит со значением работы. Помогает систематизировать и оформить собранные материалы. | |||||
Февраль-март | Операция “От всей души” в корпусах 1 и 2 ГОУ № 1820 | |||||
Творческий конкурс “Эмблема нашей школы” | ||||||
Вносят свои предложения. Делают эскизы. | Организует конкурс. Оказывает необходимую помощь. | |||||
Апрель | Конкурс индивидуальных проектов. | |||||
Апрель | Выставка творческих работ учащихся и членов их семей. | |||||
Май | Живая газета – подведение итогов. | |||||
4 этап 4 класс |
||||||
Сентябрь | Конкурс творческих работ “Как я провел лето” | |||||
Октябрь | Практическая работа “Москва на карте России. Города Российской Федерации”. | |||||
Ноябрь | Исследование:
|
|||||
Анализируют изменения. Собирают информацию. Составляют индивидуальные словари. | Проводит практическое занятие по карте. Помогает в уточнении значения неологизмов. Систематизирует собранные материалы. | |||||
Декабрь | Деловая игра “Россия многоликая”. | |||||
Январь | Исследование “Какие странички нужны в записной книжке”. | |||||
Март | Презентация “Я…”. | |||||
Февраль – апрель | Подготовка и представление индивидуальных проектов. | |||||
Февраль | Творческий конкурс “Прекрасное рядом. Москва”. | |||||
Апрель | Выпуск альбома по итогам обучения в ГОУ № 1820. | |||||
Май | Подведение итогов. |