Введение.
Словотворчество – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думать.
Какой “вклад” должен внести учитель начальных классов?
“Главным результатом учения в начальной школе должно быть их развитие: умение выражать свои мысли словесно, отчасти письменно, охота к учению и чистая детская нравственность” - говорил Ушинский, и нельзя с ним не согласиться.
От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Кружок “Словотворчество” необходим в начальной школе, так как слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека.
“Отечественный язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учится”. Можно носить в думе много форм народного языка и не иметь привычки употреблять их быстро и кстати, что развивается только от упражнений. Вот поэтому такой кружок актуален в начальной школе.
Основные цели кружка.
I. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
II. Развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений.
III. Развития мышления и формирование процессов мыслительной деятельности.
IV. Обучение навыкам культуры речи и речевого общения.
V. Развитие у детей эмоциональной выразительной речи.
VI. Развивать артистические данные.
VII. Расширять кругозор детей, развивать воображение, память.
Способы усвоения знаний на кружке.
Способ не репродуктивный, а преимущественно эвристический, исследовательский.
Новое знание открывается ученику самостоятельно, в процессе наблюдений за речью. Наблюдение формирует обще-учебное умение анализировать, сравнивать, делать выводы и способствует развитию мышления
Упражнения представляют собой познавательные вопросы, преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. На кружке изменяется характер взаимодействия учителя и ученика. Роль учителя заключается в управлении познавательной речевой деятельности ребенка, в организации совместного поиска и решения познавательных задач. Ребенок – субъект разнообразных видов речевой деятельности.
Задачи кружка “Словотворчество”
I. Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться.
II. Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.
III. Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.
IV. Разбудить творческое воображение учащихся. На кружке должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии.
Основные педагогические идеи.
I. От практики к теории и опять к практике.
II. Развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей.
Программа кружка рассчитана на детей от 7 – 9 лет и состоит из трех разделов.
- Речь и ее значение в жизни. (речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями меду людьми. Речь служит целям познания мира. Речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведения людей).
- Текст (научить детей выражать связно свои мысли, то есть научить создавать речевое произведение. Понятие о речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке).
- Культура общения. (формировать личность человека, который в общении способен правильно воспринимать информацию, осмыслить ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.)
Учебно-тематический план
Сентябрь
1 неделя | 1. Для чего людям нужна речь: a) речь – средство общения, b) как узнать что-то новое, c) речь – средство познания. |
2 неделя | Сюжетно ролевые игры. Цепочка слов. Поезд. Играем в прятки. |
3 неделя | На основе сказок, стихов – импровизация
– придумывание своих историй. Сложные слова. |
4 неделя | Речевые упражнения. Скороговорки. Чистоговорки. Кто внимательный. Остров попугаев. |
Октябрь
1 н. | Речевое действие – слушание, говорение,
чтение, письмо: слушать и слышать, b) смотреть и видеть, c) сюжетно-ролевые игры. |
2 н. | Правильная, точная и живая речь: a) говорим и пишем, b) умеем ли мы говорить. |
3 н. | Говорим быстро – медленно. “Сядем на пригорке да расскажем скороговорки” (игра). |
4 н. | Говорим тихо – громко. Как нужно вести себя во время разговора. (сюжетно – ролевая) |
Ноябрь II ч.
1 н. | Сюжетно – ролевая игра “Книжный
магазин”. Различные формы приветствия и прощания. Магические буквы. |
2 н. | Слово – часть наше речи. Простое слово “извините” (чтение стихов, сказок). Утренник “Азбука вежливости”. Слова – коротышки. Сложные слова. |
3 н. | Превращение слов. Слово веселит, огорчает, утешает. (Инсценирование стихов, сказок). |
Декабрь.
1 н. | Любопытный (игра - слов). Перевертыши. Найди лишнее слово. Подбери пару. |
2 н. | О чем рассказывает считалка (теория)? Конкур считалок. Два секрета считалки. Сочиняем считалку. |
3 н. | 3. Нарисуем непонятные слова (практическая работа). |
4 н. | 4. Наборщик. Превращение слов. На одну тему. |
Январь III ч.
1 н. | Знакомые незнакомцы. Работа с толковым словарем (практическая работа). Как составить толковый словарик. |
2 н. | Как учится “вежеству”. “У меня зазвонил телефон” (игра). Ты и мой собеседник. Волшебные слова (сюжетно – ролевая игра). |
Февраль
1 н. | Подготовка к устному журналу (нахождение пословиц, кроссвордов, изречений о языке). |
2 н. | Устный журнал “Наша речь”: Учимся говорить – 1 страница, “Волшебные слова” - 2, “Слово о словах” 3 (исполнение –песни “игра”), Занимательная – 4 (шутки, загадки, ребусы). |
3 н. | 3. Игры “Плюс - минус”, “Кого хочешь - выбирай”, “Одень слово”. |
4 н. | 4. “Слово - змейка” (конкурс), Превращение слов. Наоборот. |
Март
1 н. | Утренник “У самовара” (дети выполняют различные задания, читают стихи, поют песни, играют в слова). |
2 н. | Текст. Что это такое? Тема и основная мысль текста (практическая работа). |
3 н. | Построение текста (практическая
работа). Какие бывают тексты (описание, повествование, рассуждение). Игра “Найди место”. |
4 н. | Как строится текст. Структурные части
текста. Заголовок и ключевые слова. (Составление рассказа о случае из собственной жизни по аналогии с прочитанным). |
Апрель IV ч.
1 н. | Утренник “Гость в дом – радость в дом”. |
2 н. | Что ты знаешь о пересказе. Краткий пересказ. Подробный пересказ. |
3 н. | 3. Составление пересказа по картинкам на тему “Новенькая” (автор серии В. Гербова). |
4 н. | 4. Главное в описании. Описание
животного (экскурсия составление рассказа). Для чего мы сравниваем. (практическая работа). |
Май
1 н. | Учимся видеть цвета и краски
(экскурсия). Прослушивание пьес Чайковского из цикла “Времена года”, рассматривание репродукции картин. Нарисуй картину весны (краски, создание словесной картины). |
2 н. | Учимся писать письмо (практическая работа). |
3 н. | Описание внешности (практическая работа). Теория. |
4 н. | Поздравление устное и письменное (конкурс на лучшее поздравление с окончанием года). |
Заключение.
Кружок “Словотворчество” помогает развивать у ребенка речевой аппарат, а главное помогает ему почувствовать, что он умелый и талантливый. На кружке создается атмосфера доброжелательности, искренности, в которой ребенок сможет познать себя и других. “Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в порядок, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным”. Ведение кружка в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.
Список используемой литературы
- Александович Н. Ф. Занимательная грамматика. М., 1992 г.
- Бобылев Ф. Веселая азбука. М., 1990 г.
- Вартьян Э. Эти мудрые слова. М., 1989 г.
- Волина В. В. Праздник букваря. М., 1996 г.
- Заходер Б. Моя вообразилия. М., 1987 г.
- Игры в логопедической школе с детьми. М., 1987 г.
- Маршак. С. Я. Веселая азбука. М., 1986 г.
- Михалков. С. Азбука. М., 1962 г.
- Сборник загадок (составитель М. Т. Карпенко. М.,1989 г.)
- Трынцы – брынцы – бубенцы (составитель Науменко. М., 1987 г.
- Успенский Л. Почему не иначе? М., 1967 г.)
- Узоров О. В. Практическое пособие по развитию речи. М., 1997 г.
- Ушаков Н. Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе. М., 1997 г.
- Фразеологический словарь (под редакцией Мольткова. М., 1971 г.)
- Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985 г.
- Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1993 г.
- Шульгина. Методическая копилка для учителей начальных классов. М., 2002 г.
- Шибаев А. Буква заблудилась. Л., 1986 г.
- Шибаев. Язык родной дружи со мной. Л., 1981 г.