Кружок "Словотворчество"

Разделы: Внеклассная работа


Введение.

Словотворчество – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думать.

Какой “вклад” должен внести учитель начальных классов?

“Главным результатом учения в начальной школе должно быть их развитие: умение выражать свои мысли словесно, отчасти письменно, охота к учению и чистая детская нравственность” - говорил Ушинский, и нельзя с ним не согласиться.

От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Кружок “Словотворчество” необходим в начальной школе, так как слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека.

“Отечественный язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учится”. Можно носить в думе много форм народного языка и не иметь привычки употреблять их быстро и кстати, что развивается только от упражнений. Вот поэтому такой кружок актуален в начальной школе.

Основные цели кружка.

I. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
II. Развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений.
III. Развития мышления и формирование процессов мыслительной деятельности.
IV. Обучение навыкам культуры речи и речевого общения.
V. Развитие у детей эмоциональной выразительной речи.
VI. Развивать артистические данные.
VII. Расширять кругозор детей, развивать воображение, память.

Способы усвоения знаний на кружке.

Способ не репродуктивный, а преимущественно эвристический, исследовательский.

Новое знание открывается ученику самостоятельно, в процессе наблюдений за речью. Наблюдение формирует обще-учебное умение анализировать, сравнивать, делать выводы и способствует развитию мышления

Упражнения представляют собой познавательные вопросы, преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. На кружке изменяется характер взаимодействия учителя и ученика. Роль учителя заключается в управлении познавательной речевой деятельности ребенка, в организации совместного поиска и решения познавательных задач. Ребенок – субъект разнообразных видов речевой деятельности.

Задачи кружка “Словотворчество”

I. Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться.

II. Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.

III. Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.

IV. Разбудить творческое воображение учащихся. На кружке должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии.

Основные педагогические идеи.

I. От практики к теории и опять к практике.

II. Развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей.

Программа кружка рассчитана на детей от 7 – 9 лет и состоит из трех разделов.

  1. Речь и ее значение в жизни. (речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями меду людьми. Речь служит целям познания мира. Речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведения людей).
  2. Текст (научить детей выражать связно свои мысли, то есть научить создавать речевое произведение. Понятие о речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке).
  3. Культура общения. (формировать личность человека, который в общении способен правильно воспринимать информацию, осмыслить ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.)

Учебно-тематический план

Сентябрь

1 неделя 1. Для чего людям нужна речь: a) речь – средство общения, b) как узнать что-то новое, c) речь – средство познания.
2 неделя Сюжетно ролевые игры.

Цепочка слов. Поезд. Играем в прятки.

3 неделя На основе сказок, стихов – импровизация – придумывание своих историй.

Сложные слова.

4 неделя Речевые упражнения.

Скороговорки. Чистоговорки. Кто внимательный. Остров попугаев.

Октябрь

1 н. Речевое действие – слушание, говорение, чтение, письмо:

слушать и слышать, b) смотреть и видеть, c) сюжетно-ролевые игры.

2 н. Правильная, точная и живая речь: a) говорим и пишем, b) умеем ли мы говорить.
3 н. Говорим быстро – медленно.

“Сядем на пригорке да расскажем скороговорки” (игра).

4 н. Говорим тихо – громко.

Как нужно вести себя во время разговора. (сюжетно – ролевая)

Ноябрь II ч.

1 н. Сюжетно – ролевая игра “Книжный магазин”.

Различные формы приветствия и прощания. Магические буквы.

2 н. Слово – часть наше речи.

Простое слово “извините” (чтение стихов, сказок).

Утренник “Азбука вежливости”. Слова – коротышки.

Сложные слова.

3 н. Превращение слов.

Слово веселит, огорчает, утешает. (Инсценирование стихов, сказок).

Декабрь.

1 н. Любопытный (игра - слов).

Перевертыши. Найди лишнее слово. Подбери пару.

2 н. О чем рассказывает считалка (теория)?

Конкур считалок. Два секрета считалки. Сочиняем считалку.

3 н. 3. Нарисуем непонятные слова (практическая работа).
4 н. 4. Наборщик. Превращение слов. На одну тему.

Январь III ч.

1 н. Знакомые незнакомцы.

Работа с толковым словарем (практическая работа).

Как составить толковый словарик.

2 н. Как учится “вежеству”.

“У меня зазвонил телефон” (игра).

Ты и мой собеседник. Волшебные слова (сюжетно – ролевая игра).

Февраль

1 н. Подготовка к устному журналу (нахождение пословиц, кроссвордов, изречений о языке).
2 н. Устный журнал “Наша речь”:

Учимся говорить – 1 страница,

“Волшебные слова” - 2,

“Слово о словах” 3 (исполнение –песни “игра”),

Занимательная – 4 (шутки, загадки, ребусы).

3 н. 3. Игры “Плюс - минус”, “Кого хочешь - выбирай”, “Одень слово”.
4 н. 4. “Слово - змейка” (конкурс), Превращение слов. Наоборот.

Март

1 н. Утренник “У самовара” (дети выполняют различные задания, читают стихи, поют песни, играют в слова).
2 н. Текст. Что это такое?

Тема и основная мысль текста (практическая работа).

3 н. Построение текста (практическая работа).

Какие бывают тексты (описание, повествование, рассуждение). Игра “Найди место”.

4 н. Как строится текст. Структурные части текста.

Заголовок и ключевые слова. (Составление рассказа о случае из собственной жизни по аналогии с прочитанным).

Апрель IV ч.

1 н. Утренник “Гость в дом – радость в дом”.
2 н. Что ты знаешь о пересказе. Краткий пересказ. Подробный пересказ.
3 н. 3. Составление пересказа по картинкам на тему “Новенькая” (автор серии В. Гербова).
4 н. 4. Главное в описании. Описание животного (экскурсия составление рассказа).

Для чего мы сравниваем. (практическая работа).

Май

1 н. Учимся видеть цвета и краски (экскурсия).

Прослушивание пьес Чайковского из цикла “Времена года”, рассматривание репродукции картин.

Нарисуй картину весны (краски, создание словесной картины).

2 н. Учимся писать письмо (практическая работа).
3 н. Описание внешности (практическая работа). Теория.
4 н. Поздравление устное и письменное (конкурс на лучшее поздравление с окончанием года).

Заключение.

Кружок “Словотворчество” помогает развивать у ребенка речевой аппарат, а главное помогает ему почувствовать, что он умелый и талантливый. На кружке создается атмосфера доброжелательности, искренности, в которой ребенок сможет познать себя и других. “Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в порядок, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным”. Ведение кружка в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.

Список используемой литературы

  1. Александович Н. Ф. Занимательная грамматика. М., 1992 г.
  2. Бобылев Ф. Веселая азбука. М., 1990 г.
  3. Вартьян Э. Эти мудрые слова. М., 1989 г.
  4. Волина В. В. Праздник букваря. М., 1996 г.
  5. Заходер Б. Моя вообразилия. М., 1987 г.
  6. Игры в логопедической школе с детьми. М., 1987 г.
  7. Маршак. С. Я. Веселая азбука. М., 1986 г.
  8. Михалков. С. Азбука. М., 1962 г.
  9. Сборник загадок (составитель М. Т. Карпенко. М.,1989 г.)
  10. Трынцы – брынцы – бубенцы (составитель Науменко. М., 1987 г.
  11. Успенский Л. Почему не иначе? М., 1967 г.)
  12. Узоров О. В. Практическое пособие по развитию речи. М., 1997 г.
  13. Ушаков Н. Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе. М., 1997 г.
  14. Фразеологический словарь (под редакцией Мольткова. М., 1971 г.)
  15. Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985 г.
  16. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1993 г.
  17. Шульгина. Методическая копилка для учителей начальных классов. М., 2002 г.
  18. Шибаев А. Буква заблудилась. Л., 1986 г.
  19. Шибаев. Язык родной дружи со мной. Л., 1981 г.