“Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна
прежде узнать его тоже во всех отношениях”.К. Д. Ушинский
Повышение эффективности обучения в образовательном учреждении является одним из центральных объектов всестороннего изучения отечественной психолого-педагогической науки. В решении этих проблем значительная роль отводится педагогу (преподавателю) . Большое значение придается умению педагога вовлечь в активную деятельность на лекции всех студентов класса. Для того чтобы добиться этого, педагог должен хорошо знать своих учащихся, кропотливо изучать и учитывать их индивидуальные особенности, уметь определять стратегию и тактику подхода к студентам.
Особенно важно соблюдение этих положений для педагогов, у которых преподаваемый ими предмет относится к числу сложных для усвоения: некоторые студенты с трудом преодолевают этот барьер, не решаются говорить из боязни допустить ошибку. Это приводит к неверию в свои силы, к мнению, что именно этот предмет, изучить невозможно. Вот почему у студентов пропадает интерес к данному предмету.
Задача педагога заключается в том, чтобы убедить студентов, что каждый из них способен овладеть учебным материалом. Затем, учитывая способности и возможности каждого ребенка, давать ему посильные задания, предъявлять соответствующие его знаниям и возможностям требования, предусматривающие разрешение им преодолимых, но ощутимых трудностей, т. е. осуществлять индивидуальный подход в обучении учащихся.
Но понятие индивидуальный подход - очень широкое. Поэтому нам представляется целесообразным сконкретизировать нашу тему, которая может быть представлена как “Учет психодинамических свойств в организации учебной деятельности учащихся на уроках-лекциях”.
Воспитание и образование возможно для всего юношества, необходимо лишь различие в оказании помощи. И для этого необходимо поставить в центр обучения подростка с его интересами и способностями, жизненным опытом и потребностями, активностью и наблюдательностью. Ведь педагог учит не абстрактного “среднего” студента, а вполне конкретного, со своим характером, условиями жизни, наконец, со специфическими природными качествами. Хорошо известно, как неодинаков, бывает уровень знаний учащихся, которых учит один и тот же педагог. Разные учащиеся воспринимают и усваивают одни и те же объяснения педагога, один и тот же материал по-разному, что и приводит к неодинаковым успехам. Помимо этого, сам процесс обучения приводит к неодинаковым успехам и переживается, оценивается детьми по-разному.
По данным психологических исследователей лишь незначительная часть студентов подростков (от 2,1% до 4,7%) не испытывает затруднений в процессе обучения. Причины этих трудностей сами подростки в первую очередь видят в самих себе, в собственных качествах – слабой памяти, недостаточном внимании, неумении думать и т. д. , а также в отсутствии воли, трудолюбия. Интересно, что и педагоги в слабой успеваемости обвиняют в первую очередь студентов, отмечая их недобросовестность, лень, безответственность. Кроме того, помимо мотивационных причин неуспеваемости учащихся педагоги называют и отсутствие способностей к обучению, то есть познавательный фактор. Именно этот фактор и будет интересовать нас.
К психологическим причинам отсутствия способностей к обучению относят недостатки познавательной деятельности, а именно – несформированность приемов учебной деятельности, недостатки развития психических и неадекватное использование подростком своих природных особенностей.
Причины неуспеваемости чрезвычайно разнообразны, но эффект ее один: трудности в учении деморализуют студента и пагубно отражаются на его личности. Не добиваясь нужного эффекта, он приобретает опыт беспомощности; испытав неудачу в решении одной задачи, он может и остальные воспринимать как непосильные. Следовательно, падает интерес к учению, возникает нежелание учиться. Именно поэтому неуспеваемость является вечной проблемой, главной болезнью учащихся. Решение этой проблемы и является целью индивидуального подхода.
В педагогической науке под индивидуализацией понимают “учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности в какой мере учитываются”
При использовании любых форм и методов в образовательном процессе нельзя учесть все индивидуальные особенности подростков. Во внимание принимаются те их черты, которые оказываются важными в процессе обучения. Попытаемся выяснить: какие черты учащихся непосредственно влияют на процесс и успешность обучения и привлекают к себе внимание педагогов.
Во-первых, это уровень умственного развития ребенка, который нередко отождествляется со способностями к обучению. Критерии, на основании которых студент попадает в группу высокоразвитых или низкоразвитых, - успехи в учении, скорость и легкость усвоения знаний, умений оперативно и адекватно отвечать на лекциях и т. д. педагог может разделить класс на группы, руководствуясь умственным развитием студентов, и давать каждой группе задания соответствующей трудности. Однако такое качество как уровень умственного развития, а также связанные с ним черты характера не отличаются стабильностью. Итак, уровень развития умственных способностей – весьма ненадежный, чересчур изменчивый критерий и за ним скрывается множество различных факторов, влияющих на успешность учебной деятельности. И в значительной мере на развитие способностей влияют психодинамические свойства (темперамента) , о чем речь пойдет далее.
Есть и другой тип индивидуальных особенностей. Они довольно ригидны, консервативны. Изменить их практически нельзя, но невозможно не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.
В первую очередь к таким особенностям относят черты, связанные с индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы. Сочетания основных свойств нервной системы образуют типы нервной системы; поэтому такие свойства часто называют индивидуально- типологическими (подробнее об этом мы расскажем ниже) .
Вследствие стабильности индивидуально-типологических черт с ними нельзя не считаться, их обязательно нужно принимать во внимание. Тем более что, как показывают психологические исследования, эти свойства непосредственным образом влияют на учебную деятельность.
Итак, учет как психофизиологических, так и психологических черт студентов важен для достижения двух основных целей – повышения эффективности обучения и облегчения труда педагога. Во-первых, если педагог имеет представление об индивидуальных особенностях того или иного студента, он будет знать, как они влияют на его учебную деятельность: как управляет своим вниманием; быстро ли и прочно запоминает; долго ли обдумывает вопрос; быстро ли воспринимает учебный материал; уверен в себе; как переживает порицание и неудачу. Знать эти качества студента – значит сделать первый шаг в организации его продуктивной работы. Во-вторых, пользуясь этими данными и осуществляя индивидуальный подход в обучении, педагог будет более эффективно трудиться сам, что освободит его от дополнительных занятий с неуспевающими, от повторения неусвоенных разделов программы и т. д. .
В техникуме принцип индивидуального подхода может быть реализован в форме индивидуализации и дифференциации. Можно выделить два разных критерия, которые лежат в основе индивидуализации: 1) ориентация на уровень достижений знаний студента и 2) ориентация на процессуальные особенности его деятельности.
Определить уровень достижений, то есть успехи учащегося в разных предметах, несложно. Привычно для педагога и учитывать их в работе со студентом, ориентироваться на усвоенные им знания и умения и зависящие от них возможности дальнейшего продвижения. Учитывать уровни развития учащихся и приспосабливать к ним обучение – это наиболее часто встречающийся вид индивидуального подхода. Осуществлять его можно разными способами, но чаще всего педагог выбирает индивидуализацию заданий.
Вторая форма индивидуального подхода, учитывающая процессуальные параметры учебной деятельности студентов, встречается намного реже. И наиболее важным способом индивидуализации этой формы, на наш взгляд, является помощь студенту в формировании индивидуального стиля учебной деятельности. Они показали, как индивидуальный стиль учебной деятельности, вырабатываемый на почве типологических свойств, помогает человеку успешно учиться.
Что называется индивидуальным стилем деятельности? Под ним понимается система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи, определяемых комплексом природных особенностей человека. Если у человека выработан индивидуальный стиль учебной деятельности, значит, он наилучшим образом приспособился к условиям обучения, используя свои индивидуально-типологические особенности. И помочь учащемуся найти свой индивидуальный стиль учебной деятельности – это, значит, помочь ему найти свои специфические, оптимальные способы приспособления к учебным ситуациям.
Теперь нужно раскрыть сущность самого явления темперамента.
Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром.
Человек не рождается уже сложившейся личностью, а становится ею постепенно. Но ещё раньше, чем человек станет личностью, у него проявляются индивидуальные особенности психики. Они устойчивы, даны человеку от рождения и образуют своеобразную психологическую почву, на которой в последствии, в зависимости от её особенностей, вырастают конкретные свойства данной личности. Эти природные свойства, есть свойства темперамента. От темперамента зависят:
1) скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания)
2) психический темп и ритм
3) интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли)
4) направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты(например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам)
Темперамент будет проявляться в реакции человека на обстоятельства ,на события, в речи, поступках, движениях.
Не вдаваясь в историю развития учений о темпераменте, а также в полемику о правомерности обоснования и предпочтительности того или иного учения, мы остановимся на традиционном (по крайней мере в отечественной дифференциальной психологии) учении о четырех типах темперамента, основанном на функциональной типологии высшей нервной деятельности, которая была разработана И. П. Павловым:
1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник – человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.
2. Сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматик. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.
3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик. Его нервная система характеризуется помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив, несдержан.
4. Слабый тип – меланхолик. Он характеризуется слабостью как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляется воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.
В нашем техникуме мною было проведено социологическое исследование, целью которого было определить темперамент студентов. В данном исследовании участвовало 7 групп по 30 человек: Итак: из 100%:
- 40% - холерический тип темперамента ярко выражен
- 51% - имели смешанный тип темперамента (тип сангвиника и тип холерика)
- 5% - где доминировал флегматический тип темперамента
- 4% - преобладал меланхолический тип темперамента.
Задача педагога состоит в том, чтобы учитывать особенности темпераментов студентов, поручать им такие задания, так строить с ними взаимоотношения, чтобы раскрыть их лучшие черты, в максимальной степени использовался их потенциал. Для этого мы ежемесячно проводим конференции, диспуты, тренинги, помогающие педагогам познавать для себя что-то новое, делиться своими впечатлениями, достижениями навыков и умений в процессе обучения для повышения уровня качественной успеваемости студентов.
Итак, начнем со студента с сильной нервной системой. Он чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности. Он почти не бывает усталым, вялым, расслабленным. Включаясь в работу, он почти не испытывает: ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой новой деятельности. Чаще всего он обнаруживает полную поглощенность своим очередным занятием. Его также отличает большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же отрезок больше, чем другие учащиеся, благодаря своей выносливости, отсутствию остановок и сбоев в работе. Но студенты с сильной нервной системой не склонны к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, не любят планировать свою деятельность и проверять выполненное задание. Им скучно при повторении пройденного материала, когда педагог опрашивает других учащихся. При однообразной, монотонной работе они испытывают чувство раздражения, неудовольствия и начинают отвлекаться. Отсутствует самоконтроль.
Подросток со слабой нервной системой – чаще всего спокойный, тихий, осторожный, послушный. Отличается повышенной утомляемостью; склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему характерна повышенная впечатлительность. В незнакомых условиях он теряется, не находит нужных слов, не отвечает на вопросы. Нередко таким детям не хватает уверенности в себе, им свойственна боязнь неудачи, страх глупо выглядеть, вследствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху.
Для учета особенностей индивидуального стиля
учебной деятельности студентов со слабой
нервной системой педагог должен соблюдать такие
правила:
Не ставить их в ситуацию неожиданного
вопроса, требующего быстрого ответа;
предоставлять достаточное время на обдумывание
и подготовку; во время подготовки ответов давать
время для проверки и исправления;
В отношении учеников с сильной нервной системой необходимо:
- Обеспечивать частую смену упражнений во избежание монотонности;
- Использовать приемы, направленные на тренировку навыков самоконтроля;
- Предоставлять им роль “заводил” в групповых формах обучения;
- Учитывать предпочтение ими устной речи письменной.
Посмотрим, как выглядят подвижные учащиеся. Такие подростки долго не могут собраться и приняться за работу. Их постоянно что-то отвлекает, они вертятся, разговаривают. Им скучно заниматься какой-то одной деятельностью, у них много разнообразных занятий, и, переходя от одного дела к другому, они полностью вытесняют из сознания предыдущее. Подвижный студент ничего не планирует. Его не смущает известная неопределенность в том, чем и когда ему нужно заниматься. Он способен на ходу принять решение или изменить прежнее намерение, быстро и без труда приспосабливаясь к новым условиям, легко следуя за ними и подчиняясь складывающимся обстоятельствам.
Что же касается инертного(более спокойного, уравновешенного) студента, то он намного спокойнее на уроках. Он не склонен “разбрасываться” на разнообразные занятия; чаще всего его свободное время полностью занято учением, приготовлением домашнего задания. Больше он практически ничего не успевает. Каждое непредвиденное обстоятельство выбивает его из колеи. Много времени и сил уходит у него на такие мелочи, которых почти не замечают другие учащиеся.
Как работать с подвижными и инертными студентами? Прежде всего, следует обращать внимание на следующие учебные ситуации:
1) задания, разнообразные по содержанию и способам решения;
2) ситуации, требующие высокого темпа работы;
3) ситуации, требующие быстрого переключения внимания;
4) ситуации, когда время жестко ограничено;
5) однообразная монотонная работа;
6) длительная работа, требующая высокого умственного напряжения;
7) одновременное усвоение нового и повторение старого материала.
Перечислим некоторые методы, которые педагог может использовать в работе с инертными (спокойные, уравновешенные) студентами:
- Не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;
- Помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями;
- Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций;
- Не спрашивать их вначале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации;
- Избегать ситуации, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;
- В момент выполнения заданий не надо их отвлекать.
Для работы с подвижными учениками применительна следующая тактика:
- Увеличение объема материала по частям: на первых порах ученику сокращают объем работы. После того как намеченная часть выполняется, ему либо предлагают следующую часть, либо ограничиваются сделанным: это зависит от отношения ребенка;
- Разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного их вида к другому;
- Опрашивать их первыми, т. к. они не любят ждать
И именно с учетом этих проявлений необходимо подбирать индивидуализированные упражнения.
Индивидуальность подростка (студента) – сложное образование, органически связанное с его возрастным и половым развитием, формированием нравственных качеств, становлением целой личности. В связи с этим индивидуальная работа является частью учебно-воспитательного процесса. Она требует от педагога умения найти наиболее эффективные способы воздействия на отдельного ученика с целью всестороннего его развития.
Учет индивидуальных особенностей помогает педагогу свести к минимуму неудачи и ошибки, которые неизбежны в процессе обучения.
Итак, мы выяснили следующее:
- Индивидуальный подход предполагает учет многообразных индивидуальных особенностей человека, в частности специфику психодинамических свойств личности.
- Темперамент является одним из важнейших образований в интегральной структуре личности.
- Совокупность психодинамических свойств людей может оказывать влияние на успешность совместной деятельности этих людей.
- Каждый человек, в том числе учащийся, обладает определенным набором стилевых свойств, которые во многом определяются психодинамическими свойствами.
- Один из важнейших способов индивидуализации – использование особенностей индивидуального стиля учебной деятельности.
Личность представляет собой сложное интегральное образование, включающее три взаимосвязанных и иерархических уровня. И темперамент занимает одно из самых важных мест в этой структуре. Этот факт признается практически всеми психологами, занимающимися исследованием темперамента и его свойств. Это проявляется в том, что он во многом определяет поведение личности, ее отношения, а также индивидуальный стиль деятельности. Причем свойства темперамента оказывают влияние не только на процессуальные характеристики деятельности (т. е. стиль) , но и на результат. А это значит, что ориентация методик обучения любого предмета на учет психодинамических свойств учащихся может существенно повысить эффективность учебного процесса, а также облегчить работу педагога.