Урок МХК в 7-м классе по теме: "О чем нам рассказали вазы…" Керамика Древней Греции. Вазопись

Разделы: МХК и ИЗО


Методические рекомендации: Данный урок – один из уроков по культуре Древней Греции. Явление антропоморфности свойственно всей древней культуре, в том числе и античной, поэтому с методической точки зрения урок лучше начать с развития керамики вообще и древнегреческой в частности. Необходимо также сделать акцент на мифологичность сознания древнего человека: сосуд - вместилище – дом – человек - душа, подчеркивая при этом ритуальную роль сосуда. Урок рассчитан на два часа, поэтому более подробно учитель должен все же остановиться непосредственно на вазописи (стили, сюжеты и т. д. ). На данном уроке необходима наглядность!! Я считаю, что презентация Power Point “Керамика Древней Греции. Вазопись” вбирает в себя все: наглядность, красочность, доступность. При желании учитель может очень быстро ее подогнать под план своего урока (у каждого свое видение урока). Если нет возможности использовать материалы презентации, обратите внимание на приложения, где есть весь основной иллюстративный материал. Учитель, который будет использовать презентацию, должен иметь в виду, что введение презентации в урок требует от него дополнительных знаний, необходимых для пояснения слайдов. Количество слайдов можно регулировать, т. е. переставлять и удалять

При проведении урока нужно опираться на знания, полученные детьми на уроках истории. Урок предполагает и опережающие задания, и должен учитывать региональный компонент (дети сравнивают орнаменты и делают вывод). Урок по вазописи – это урок по искусству, поэтому без поэзии здесь не обойтись. Обратите внимание на оформление доски. Это краткий конспект урока, необходимый детям для повторения материала. Детей надо заинтересовать тем, как делалось то или иное произведение, почему оно делалось именно так, а не иначе. Домашнее задание предполагает практическую работу - роспись вазы. Это может быть роспись готовой заготовки или собственное творение. Такая позиция приводит к особому пониманию художественной красоты как сочетания технологии и смысла, а вазопись – это и есть идеальное сочетание формы и образа.

Цели урока:

  1. Дать детям целостное представление об образной и смысловой стороне живописи (вазописи) Древней Греции, об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира в их соотнесенности с наследием русской национальной художественной культуры.
  2. Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся, формирование знаний учащихся о древнегреческой живописи.
  3. Приобретение учащимися навыков по отбору информации, умения выделить основные значимые моменты и творчески представить их в самостоятельной работе.

Эпиграф урока:

В подлинной культуре ничего не умирает…
Будущее – это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей. (Ю. М. Лотман)

Оформление урока: в\ф “Посланцы Эллады”, м/диск “История Древнего мира. Загадки сфинкса”, схема “Космос – мир – человек”, набор иллюстраций.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Древняя Греция. Античность. Любое время, даже самое далекое, живет сегодня и ведет диалог с нами посредством памятников искусства. Человек обживет свой большой всемирный дом, если будет знать, как из одной его комнаты попасть в другую, и что можно найти в них для счастья и радости.

В одну из комнат мы попробуем сегодня войти. Итак, продолжаем путешествие по Древней Греции.

Поэтическим прологом к уроку будет стихотворение Валерия Брюсова “Античные вазы”.

Они пленительны и нежны,
Они изысканно - небрежны,
То гармонически - размерны,
То соблазнительно – неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо – нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифы, фиалы,
|Арибаллы и самый малый
Каликий, все – живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа!
Глубокий мрак тысячелетий,
Расходится при этом свете!
И преданья мира – немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг.

1916 –1917 гг.

II. Запись темы урока и эпиграфа. (Каждый этап урока имеет свой эпиграф)

… Что ты хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг. (В. Брюсов)

Словарная работа

Чтобы наш разговор получился предметным, начнем с объяснения некоторых слов. Дети объясняют слова.

Антропоморфный - человекоподобный

Калогатия - гармония тела и духа

Керамика - изделия из обожженной глины, пошло от названия квартала гончаров в Афинах – Керамик

Орнамент - (от латинского – украшение) узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов для украшения чего-либо

Пальметта - скульптурный или живописный орнамент, напоминающий пальмовые листья

Меандр - геометрический узор в виде изогнутых линий

Учитель: Такой же прекрасной и жизнеутверждающей, как архитектура и скульптура, была и живопись Древней Греции, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с 11–10 вв. до н. э. Приглашаю вас на выставку древнегреческих ваз. Приоткроем завесу времени и посмотрим на частичку древнегреческого базара ваз.

Выставка ваз (слайды презентации и работы детей).

Учитель: А прежде, чем расписать вазу, ее нужно было изготовить. Глина, обожженная в костре – первый искусственный материал, полученный человеком. Есть старая русская загадка: “ Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил. А стар стал, пеленаться стал”. (слайд).

- Вспомните, ребята, путь от глины до печного горшка или вазы (дети вспоминают материал предыдущего урока: “копанцы” - ямы, где добывали глину. Найти нужную глину это совсем непростое дело. Например, хорошего качества бурую и красную глину добывали в 12 км. от Афин со дна реки Кефис, а в Коринфе использовали местную, беловатую глину, которая после обжига приобретала бледно-зеленый или буроватый оттенок. На табличке из Коринфа изображен процесс добычи глины. В подвешенной амфоре – вода для утоления жажды. (Показать слайд).

“Топанцы” - место, где глину хорошо разминали. А далее гончарный круг – “кружало”, затем – “пожар”, т. е. Обжиг. Последней стадией обработки был “обвар” - погружение изделия в жидкость (ржаной, овсяной квасной и другие отвары).

- Как горшок людей кормил объяснять не надо, а зачем его в старости пеленали? (Даже треснувшие горшки не выбрасывали, их обматывали лентами распаренной бересты, и они еще долго могли служить).

Учитель: Действительно, как для наших предков, так и для античного человека, в керамике объединены усилия 4-х основных элементов мира: земля, вода, огонь и воздух. А процесс лепки изделия воспринимался как творение, ведь недаром на Руси “творением”, “творчеством” называли процесс замеса глины. Какое интересное первоначальное значение у слова “творчество” (запись в тетрадь). Вспомните первоначальное значение слова “культура”. Ведь есть же что-то общее! (В тетрадях появляется запись: керамика = земля, вода, воздух, огонь).

Ребята, вспомните миф, связанный с керамической вазой. (если дети не вспомнят, учитель расскажет миф о Пандорре). Пандорру слепила Афина из глины, Гефест обжег ее в огне, чтобы отомстить людям за огонь, украденный для них Прометеем. Став женой Эпиметея, она, ради любопытства, открыла данный ей на хранение глиняный сосуд – пифос (большой яйцевидный сосуд для хранения вина, воды, зе6рна) и из него вырвались все беды человеческого рода и лишь маленькая надежда осталась под крышкой сосуда. (Учитель может зачитать и рубаи О. Хайяма:

Слышал я: под ударами гончара
Глина тайны свои выдавать начала:
"Не топчи меня! - глина ему говорила.
Я сама человеком была лишь вчера").

Учитель: Гончарный круг на Крите использовали уже во 2 тыс. до н. э. . Начиная с VIII в. до н. э., по мере отделения ремесла от земледелия, гончарное производство распространяется по всем греческим городам. Но всегда существовали центры, которые задавали тон и моду. В VII в. до н. э. ценились вазы из Коринфа. В этом городе был изобретён чернофигурный стиль росписи. С VI в. до н. э. прервенство переходит к Афинам. Отсюда происходят самые прекрасные чернофигурные вазы, а также вазы изобретённых здесь краснофигурного и белофонного стилей. Гончарное производство в Афинах практически единственное, где заправляли всем не метеки, а свободные граждане. Одной из причин этого было особенное представление о профессии гончара. Как и многие другие народы, греки считали, что первые люди были вылеплены из глины. Сделал это Прометей, а Афина, по преданию, вдохнула в вылепленных им людей душу,она была покровительницей гончаров.
Греческая печь для обжига состояла из двух отделений: топки и камеры обжига, отделённой стенкой с отверстиями, чтобы копоть не садилась на сосуды. Температура в печи была от 800 до 960 градусов!! Её регулировал с помощью воздуходувных мехов. Большинство печей были высотой до 1,5 м и использовались одновременно для подсушки изделий.

Ш. Обратимся к эпиграфу:

… В чертах разбитого сосуда,
Загадку смерти разреша,
Таится некая душа! (В. Брюсов)

Форма сосуда очень рано начала восприниматься как антропоморфная. Человек ощущал сосуд как маленькое вместилище, в отличии от дома – большого вместилища. Да и сам человек тоже был вместилищем, только духовным. А что было в сосуде? Керамические сосуды четко различались по назначению. Ваза, позднее ставшая общим обозначением любого античного сосуда, отличалась от чаши, кувшина, ритона и урны. Культовыми считались только высокие вазы (лутофор, лекиф, алабастр), вытянутые по вертикали, в отличии от горизонтальных чаш.

- Давайте вспомним, каким представлялся мир древнему греку? (Мир в понимании древнего человека представлялся в виде яйца, приплюснутого по краям).

Работа со схемой мира = космоса (Рисунок №1)

Мир у древнего грека четко распадался на уровни: Олимп – жилище богов, узкая полоска земли, где обитал человек и Тартар – царство мертвых. Реально человек сталкивается с ними в моменты рождения и смерти, т. е. моменты перехода. А сосуды начинают играть ритуальные роли уже не только по отношению к богу, но и по отношению к умершему человеку. Маленькая урна с прахом умершего закапывается в землю, а над ней на могиле ставится большая человекоподобная амфора с отбитой ножкой или дном. В нее наливают ритуальную жидкость, которая проникает к умершему в подземный мир.

Вазописец знаменитой дипилонской вазы, разбивая поверхность сосуда на уровни, помещает в средней части условное, силуэтное изображение похорон, показывая тем самым временность человеческого пребывания на земле. (Рисунок 2, 3)

И все же мир для древнего грека был вместилищем Любви, Гармонии и Красоты.

И именно это они воплотили в вазной живописи. (Запись в тетрадь)

IV. Обратимся вновь к эпиграфу.

И завершенность линий их
Звучит, как полнопевный стих. (В. Брюсов)

Учитель: Греческая керамика – настоящее воплощение той страсти к красоте, что была присуща древним грекам. Форма (силуэт) и роспись разнообразных ваз, повседневной утвари греков, восхищают сегодня посетителей крупнейших музеев мира.
В нашей делегации есть представители различных вазописных стилей. – Ребята рассказывают и показывают, используя соответствующие слайды презентации, разумеется, с комментариями учителя.

1-й вазописец (геометрический стиль) В IX – VIII вв. до н. э. В вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Появляется излюбленный греческий орнамент – меандр – узор в виде непрерывной изломанной под прямым углом линии. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр, а затем и волнообразный орнамент. Геометрический орнамент располагался горизонтальными полосками, возможно, имел какой-то магический смысл. Позже, в VIII веке до н. э. В абстрактный рисунок стали включать условные, плоские, стилизованные изображения фигур людей и животных. Возьмем, например, известную вазу из Дипилона, на которой среди геометрического узора изображена сцена оплакивания умершего вождя. (Рисунок 4, 5,6)

Я попросила вас найти общие мотивы между двумя культурами и в геометрическом стиле. 1-й рисунок – орнамент античного геометрического стиля, а 2 и 3-й рисунки – традиционный бурятский национальный орнамент. И здесь налицо связь не только во времени, но и на расстоянии!!

1)

2)

3)

2-й вазописец (ковровый стиль) В VII в. до н. э в Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. Стиль этот еще называют “ориентализирующим”. Пестрым ковром лежит роспись на островных сосудах (лутофорах). Поверхность сочного и пухлого по форме родосского кувшина - ойнохои разделена на фризы - полосы с мерно выступающими на них животными. На родосских вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические - сфинксы, сирены с красивыми динамичными линиями упругих контуров. (Рисунок 7,8,9)

Геометрические узоры уступают место растительным мотивам. Широко применяются пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса, образуя пояса и кольца. В отличии от сухих линий геометрических узоров ковровые вазы насыщены полнокровной сочностью и жизнерадостной энергией. См. узоры пальметты (Рисунок 10) и бутонов лотоса. Изображение начинает отделяться от поверхности сосуда и становиться самостоятельным.

Вновь попробуем найти общие мотивы между двумя культурами в орнаменте.

- Посмотрите на эти два рисунка, есть ли что-нибудь общее? (Да, это лотос. Распустившийся лотос – бурятский национальный орнамент).

 

3-й вазописец (чернофигурный стиль) Во второй половине VI в. до н. э. первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль. Это светлый (красный) фон и черные изображения. На сырой сосуд краской наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными, процарапывали стилом. Затем сосуд закладывали в печь и в определенный момент закрывали в печи все отверстия, и сосуд становился черным. После этого температуру в печи понижали, отверстия открывали. Покрашенные места оставались черными, а непокрашенные – красными. Дополнительная белая краска использовалась для большего эффекта. На чернофигурных сосудах расписывалась не вся поверхность, а лишь выделенные поля. Вся поверхность сосуда заливалась блестящим, зеркальным лаком. Чернофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью, отсутствием объемности и условностью изображения. Появляются талантливые мастера (Экзекий – автор известных ваз: амфоры с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости; килика с изображением Диониса в ладье. Шедевром чернофигурной керамики считается ваза “Франсуа” (названная по имени открывшего ее археолога), на которой пятью поясами изображены мифологические сцены: торжественное шествие богов на свадьбу царя Пелея и морской нимфы Фетиды, битвы, гибель Ахилла, охота на вепря.

(Рисунок 11,12)

4 –й вазописец (краснофигурный стиль)

Около 530 века до н. э. Афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики., который постепенно стал вытеснять чернофигурную роспись. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали,а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. В Афинах появилась целая плеяда блестящих вазописцев (Ефроний, Евтимий и др. ), которые стали работать в новом, краснофигурном стиле. (Рисунок 13,14,15)

II. Сюжеты древнегреческих ваз

Эпиграф:

…И каждая ваза - с рисунком – рассказом. (И. Таратута)

Учитель: В культуре и цивилизации Древней Греции огромную часть составляла керамика. Росписи на различной посуде - это носитель искусства эллинов, живописи и даже истории. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление об образе жизни древних греков и их культуре.

Сосуд постепенно переставал таить в своей глубине нечто неведомое, а все больше становился отражением реальной жизни. А вскоре на керамике появились и первые подписи мастеров (ребята могут их назвать). Так постепенно забывался смысл керамики, и она из ритуала плавно перешла в область искусства. Греческая мифология была главным источником сюжетов всех вазописцев. На вазах также изображены жанровый сцены, которые дают нам ценные сведения о том, как жили древние греки, чем занимались, о чем мечтали.

Чтение стихотворения О. А. Таратутина “Античные вазы” из сб. “Что я видел в Эрмитаже”. (стихотворение можно как прочитать, так и разыграть).

Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь вазы!” - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала взглянули на них мы, скучая,
потом мы к одной пригляделись случайно,
потом загляделись… И может быть час
никак не могли оторваться от ваз.
То вазы-гиганты, то карлики-вазы,
и каждая ваза с рисунком-рассказом!
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры… А это… А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Учитель: Поэтому быстро летим в Эрмитаж! В Улан-Удэ мы не останемся, а быстро переместимся в Петербург и посетим один из крупнейших музеев мира – Эрмитаж.

Просмотр эпизода из в/фильма “Посланцы Эллады” и слайдов презентации с комментариями учителя, если таковыеесть.

Итог урока.

Именно вазопись дала ученым представление о том, как выглядели древние греки, что ели, пили, носили, какими были их дома и какую жизнь они вели. То есть ваза – это неотъемлемая часть их жизни от 3-летнего возраста и до смерти. Обратимся к словам Ю. Лотмана: “ В подлинной культуре ничего не умирает… Будущее – это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей”. Я думаю, что сегодня мы говорили не просто о вазах, а о неотъемлемой части настоящего искусства и о нас с вами. Одну комнату большого всемирного дома мы осмотрели, проложили незримый мостик между античностью и нашим временем, и если в каждого из вас античная ваза перельет хотя бы капельку своей души, значит, вы стали лучше и духовно богаче. Спасибо!

Домашнее задание: роспись ваз (по стилям).