Опыт работы с текстовым редактором. Развернутый план лекции по теме: "Правила оформления текстового документа на компьютере"

Разделы: Информатика


Современное образование тесно связано с информационными и телекоммуникационными технологиями (ИКТ). Выпускнику школы предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационные и коммуникационные технологии будет во многом определять его жизненный успех, а по-настоящему научиться использовать ИКТ можно, только активно применяя их в учебном процессе.

Информационные технологии составляют сегодня неотъемлемую часть любой интеллектуальной деятельности. Практически все работники интеллектуальной сферы используют в своей работе компьютеры, но далеко не все из них имеют полное представление о возможностях современных компьютерных технологий, умеют максимально их использовать.

В данном материале описывается опыт преподавания информационных технологий в Мещеринской средней школы №1 Ступинского муниципального района Московской области на уроках информатики.

Неотъемлемой частью процесса обучения информационным технологиям является освоение принципов работы с текстовыми документами. Навыки, полученные на этих уроках, будут востребованы не только в школе, но и при дальнейшем обучении в вузах при подготовке курсовых и дипломных работ, а также после включения специалиста в трудовую деятельность.

В нашей школе работу с текстовыми документами изучают с использованием текстового процессора Microsoft Word 2003. Обучение основам работы в текстовом процессоре Word обычно проходит достаточно легко и быстро. У детей не возникает проблем с освоением технических средств, предоставленных разработчиками программы, но появляются трудности с рациональным применением этих технических средств при оформлении документа. Большинство методических пособий, в том числе и учебников, подробно описывают именно технические средства текстового редактора, не останавливаясь на структуре документа и не упоминая, какие требования предъявляются к оформлению документов. В связи с этим следует ознакомить учащихся с основными правилами и требованиями, предъявляемыми к печатным документам вне зависимости от средств подготовки текста. Умение заранее спроектировать вид документа избавит от лишней работы по форматированию текста.

Предлагается следующий алгоритм объяснения материала:

  1. Вводная лекция: "Правила оформления текстового документа на компьютере" (40 мин.). Здесь необходимо описать основные параметры текста в целом и его отдельных составляющих, а также рассказать о некоторых типографических требованиях к оформлению текста.
  2. Демонстрация средств, которые предоставлены в конкретном редакторе для реализации нужного оформления текста (40 мин.). Конкретные приемы установки тех или иных атрибутов текста широко представлены во многих пособиях [1].
  3. Практическое занятие (80 мин.). При формировании у учащихся навыков работы с текстовым редактором на компьютере учитель применяют адаптированные для Word 2003 задания из [2].

Данный подход был апробирован на протяжении нескольких лет на уроках информатики. Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы, что предлагаемая методика:

  • требует меньше времени на освоение принципов работы с текстовым редактором в отличие от традиционных;
  • может быть использована не только при освоении текстового процессора Word, но и более мощных систем подготовки текстов (Adobe Page Maker), а также простых текстовых редакторов (Лексикон, WordPad);
  • улучшает качество оформления документов, которые самостоятельно готовят учащиеся.

Развернутый план лекции по теме: "Правила оформления текстового документа на компьютере"

Будем рассматривать документ как объект, обладающий набором атрибутов (характеристик). В свою очередь, документ состоит из более мелких объектов: страница, раздел, абзац, слово, символ, иллюстрация, формула, таблица и т.д. Оформление документа сводится к подбору нужных атрибутов объектов, составляющих этот документ.

На первом этапе обучения достаточно освоить работу с основными объектами, составляющими документ: страница, раздел, абзац, слово, символ. Без знания основ работы с ними ученик не сможет грамотно оформить документ.

В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" под документом понимается "зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать" [3].

Характеристики документа

Наличие или отсутствие переносов. С одной стороны переносы делают текст более плотным, но с другой стороны текст с переносами воспринимается сложнее.

Наличие или отсутствие колонтитулов. Колонтитул - надпись, помещаемая на каждой странице над текстом (иногда сбоку или внизу), заключающая в себе фамилию автора, заглавие книги или какой-либо ее части (главы, параграфа, статьи). В первой лекции колонтитулам не стоит уделять большого внимания, так как они используются при наборе больших текстов.

Нумерация страниц. Если в документе более трех страниц, целесообразно использовать нумерацию страниц.

Характеристики страницы

1. Размер бумаги. Как правило, все документы оформляются на бумаге стандартных размеров. Существуют два формата (размеры листа бумаги): ряды А и В. Система форматов строится так, что каждый последующий формат получается делением предыдущего на две равные части параллельно наименьшей стороне листа. Буквы А указывают ряд формата, а цифра - число делений, произведенных начиная с основного формата, обозначаемого А0 и равного по площади 1 м2 (формат В0 = 1,414 м2) [4].

Формат Размеры (мм)
А0 841х1189
А1 594х841
А2 420х594
А3 297х420
А4 210х297
А5 148х210
А6 105х148
А7 74х105
А8 52х74
А9 37х52
А10 26х37

2. Ориентация бумаги. Существует два способа ориентации бумаги: книжная (или портретная) и альбомная (или пейзажная).

3. Поля - расстояние от границы текста до края листа бумаги. Как правило рекомендуется установить следующий размер полей документов: левое поле - 35 мм (3,5 см); правое поле - не менее 10 мм (1 см); верхнее - 15 мм (1,5 см); нижнее для документов формата А4 - не менее 20 мм (2 см). Если в последствии документ будет сшиваться (переплетаться), то также следует установить размер полей с учетом переплета. Здесь следует продумать, как будет печататься документ: с одной стороны бумаги или с двух сторон. Если бумага будет использоваться с двух сторон, то поля следует устанавливать зеркальные. Кроме того, следует отметить, что мелкий шрифт вместе с очень узкими полями приведет к быстрой утомляемости читающего этот документ человека.

4. Выравнивание текста по высоте - определяет расположение абзацев по вертикали на страницах, которые заполнены текстом лишь частично. Существует три типа выравнивания текста по высоте:

  • по верхнему краю - стандартный тип выравнивания;
  • по центру - может пригодиться для оформления титульной страницы какого-либо документа;
  • по высоте - может пригодиться при наборе стихов или титульной страницы документа.

Характеристики раздела

Документ можно разбить на несколько разделов, а затем назначить каждому из них отдельный набор атрибутов, к которым относятся:

  • Количество колонок.
  • Верхние и нижние колонтитулы, включая нумерацию страниц.
  • Все характеристики страницы, например, поля и размер бумаги.

Характеристики абзаца

Слово "абзац" в русском языке имеет два значения:

1) красная строка - отступ в начальной строке текста;

2) часть текста от одного такого отступа до следующего. Документ состоит из последовательности абзацев. Каждый абзац, кроме самого первого, создается нажатием клавиши Enter.

1. Отступ. Расположение текста абзаца относительно полей документа. Как правило, различают три вида отступов:

  • отступ слева (левая граница абзаца) - расстояние, на которое левая граница текста абзаца отстоит от левого поля страницы (положительный отступ) или на которое она заходит в левое поле (отрицательный отступ);
  • отступ справа (правая граница абзаца);
  • абзацный отступ (отступ первой строки, красная строка). В современной, как правило, переводной литературе и Internet-страницах часто встречается абзацный выступ - первая строка абзаца расположена ближе к полю документа, чем левый край всего абзаца.

Выравнивание (выключка, отбивка) абзаца. Все современные текстовые редакторы и системы верстки предоставляют четыре способа выравнивания абзаца по ширине:

  • выравнивание по левому краю - стандартное выравнивание (по умолчанию). Левая граница абзаца выровнена (кроме первой строки), правый край неровный. Степень неровности зависит от средней длины слов в строке и от существования переносов. Так как, по сравнению с английским языком, средняя длина слов в русском больше, то данное выравнивание нужно применять с осторожностью. Большие объемы текста, выровненные по левому краю, выглядят достаточно неопрятно;
  • выравнивание по правому краю имеет те же недостатки, что и выравнивание по левому краю. Но к ним добавляется еще один крупный недостаток. Чтение больших объемов текста, выровненных по правому краю, быстро утомляет глаза, так как постоянно приходится искать начало очередной строки в тексте. Лучше всего использовать данное выравнивание для оформления заголовков или подзаголовков;
  • выравнивание по центру - между левым отступом первой строки и правым отступом. Самый популярный способ оформления заголовков. Использование этого способа выравнивания не рекомендуется для больших текстов по тем же причинам, что и выравнивание по правому краю. Для получения идеальной симметрии строки, выровненной по центру относительно границ абзаца, нужно следить за тем, чтобы абзацный отступ был равен нулю.
  • выравнивание по ширине - по обоим отступам. Этот способ лучше всего подходит для верстки больших объемов текста в колонку достаточной ширины. Последнее необходимо для того, чтобы растягиваемые пробелы не превратились в зияющие дыры.

3. Межстрочный интервал (интерлиньяж) - вертикальное расстояние между строками текста в абзаце. Для оформления курсовых и дипломных работ в вузах, как правило, требуется использовать двойной межстрочный интервал. Одинарный интервал надо использовать с осторожностью, в сочетании с мелким шрифтом он очень быстро утомляет глаза. Наиболее употребимым считается полуторный интервал. Почти все системы верстки и текстовые редакторы обладают возможностями устанавливать не только эти три размера интервала, но и интервалы, заданные пользователем.

4. Интервал перед абзацем, интервал после абзаца. Это дополнительные вертикальные интервалы, помещаемые между абзацами. Сейчас такие интервалы часто используются для отделения абзацев друг от друга. Этот прием облегчает восприятие насыщенного информацией технического или делового текста.

5. Дополнительные атрибуты размещения абзаца: запрет висячих строк, обязательное начало с новой страницы, запрет отрыва от предыдущего абзаца.

Характеристики слова

Многие могут поспорить о возможности выделения слова в документе в качестве отдельного объекта. Но есть один атрибут, который можно отнести именно к слову. Это выбор языка написания. Нужна эта характеристика лишь в случае, когда в документе проверяется орфография.

Характеристики символа

Шрифт - это общий дизайн символов.

Гарнитура - это набор начертаний одного шрифта, различающихся по общему рисунку и другим параметрам, например, Times New Roman, Arial и т.д.

  1. Основную массу шрифтов можно разделить на две большие группы: шрифты с засечками (serifs) и без засечек (sans serifs), иное название рубленые шрифты. Пример шрифта с засечками - Times New Roman, шрифт без засечек - Arial. Из всех типов шрифтов для оформления документа лучше выбирать пару - рубленый шрифт и шрифт с засечками. Шрифты с засечками удобны для длительного чтения (задача засечек - вести взгляд по строке, не позволяя ему сбиться). Рубленые шрифты лучше подходят для беглого чтения, поэтому их следует применять в заголовках и подзаголовках. Нужно быть осторожным с декоративными (экзотическими) шрифтами. Как правило, они не гармонируют ни с одним из рубленых шрифтов и плохо гармонируют со шрифтами с засечками;
  2. Виды начертаний внутри одной гарнитуры: прямое (roman), курсивное (italic), полужирное (bold), подчеркнутое (underline). В основном тексте документа лучше всего использовать прямое начертание символов. Для выделения отдельных слов и фраз можно использовать как курсив, так и полужирное выделение. Но полужирное начертание лучше не использовать в случаях, когда на странице много выделяемых фраз. В этом случае текст будет напоминать "шахматную доску". Подчеркивание символов - это дань прошлому: это был единственный способ выделения на печатной машинке. Теперь же этот способ лучше не использовать, так как подчеркивание, примененное к шрифту с засечками, сливаясь с буквами, мешает прочтению, а подчеркивание рубленого шрифта выглядит неестественно;
  3. Еще один способ деления шрифтов: моноширинный, у которого одинакова ширина всех букв и знаков (Courier New), и пропорциональный, у которого каждая буква занимает место пропорционально своей ширине (Times New Roman).
  4. Размер символов (кегль). По традиции размер символов измеряют в пунктах (один типографский пункт равен 0,35 мм), причем по высоте не самих букв, а так называемого "очка" шрифта. Например, высота заглавной буквы в шрифте кегля 10 равна 7 пунктам. Как правило, размер заголовка должен отличаться от размера основного текста в полтора раза. Для курсовых и дипломных работ рекомендуемый размер шрифта основного текста - 14 пунктов, следовательно, размер заголовков должен быть 20 пунктов. У некоторых шрифтов существует еще одно начертание - капитель или малые прописные, получаемые из основного шрифта заменой всех строчных букв НА ЗАГЛАВНЫЕ УМЕНЬШЕННОГО КЕГЛЯ.
  5. Межсимвольный интервал - расстояние между буквами в словах. Чем меньше размер букв, тем дальше друг от друга они должны отстоять и наоборот - чем крупнее буквы, тем теснее они должны располагаться. Часто разреженный шрифт применяют для выделения некоторых слов или фраз наряду с курсивом. Регулировка плотности набора букв называется трекингом. При трекинге некоторые пары букв (например, Г и А) выглядят отстоящими друг от друга на большее расстояние, чем какие-либо другие. В таких случаях применяют регулировку - кернинг. Например, ГА - без кернинга, ГА - с кернингом.

Правила набора текстов

  1. В тексте не может быть более одного пробела подряд. Пробел - это не средство выравнивания текста, а разделитель.
  2. После любого знака препинания идет пробел. Исключения: открывающаяся скобка, открывающаяся кавычка, дефис.
  3. Перед любым знаком препинания пробела быть не должно. Исключения: открывающаяся скобка, открывающаяся кавычка, тире.
  4. Если подряд идут два знака препинания, между ними пробела нет.
  5. Не может быть более трех переносов в подряд идущих строках.
  6. Неразрывный (нерастяжимый) пробел не позволяет растягивать и разрывать в этом месте строку, используется для предотвращения затрудняющих чтение межсловных переносов. Он ставится в следующих случаях:
  • между инициалами и фамилией (И.И. Иванов);
  • между сокращенными обращениями и фамилией (г-н Иванов);
  • после географических сокращений (г. Москва);
  • между числами и относящимися к ним единицами измерения (2002 г., 100 кг).

Специальные непечатаемые символы

Различные текстовые редакторы предоставляют разные возможности в отображении документа на экране компьютера. Для повышения эффективности работы в редакторе Word лучше всего включить режим "Вид / Разметка страницы" и использовать отображение непечатаемых знаков. Это нужно для того, чтобы ученик видел и чувствовал структуру документа. Однако придется преодолеть сопротивление детей.

Основные непечатаемые знаки, смысл которых необходимо знать:

Литература

  1. Иванов В. Microsoft Office System 2003: русская версия. Учебный курс. – СПб.: Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2005.
  2. Ефимова О.В., Шафрин Ю.А. Практическое руководство по компьютерной технологии. - М.: ABF, 1997.
  3. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 №24-ФЗ.-СЗРФ, 1995. №8. Ст.609.
  4. Кузнецов С.Л. Делопроизводство на компьютере (Компьютерные технологии в делопроизводстве) / Издание 3-е, перераб. и доп. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000.