Цели:
- формировать умение складывать двузначные числа;
- учить детей рассуждать, доказывать, наблюдать, сравнивать, обобщать, формировать навык самостоятельной работы.
Оборудование: тетрадь, палочки, ножницы, полоски разноцветные одинаковой длины, учебник математики.
I. Орг. момент.
- Чем вы можете заниматься на уроках математики? (ответы детей)
- Чем вы занимались дома? (работали в тетрадях Бененсона).
- Какие числа вы вставили для получения верных равенств? (спросить детей, чтобы не было повторов)
- А кто сам делал задание?
- Кто учился вместе с родителями?
- Молодцы!
II. Работа в тетради.
- Запишите число. (14 марта)
- Что вы можете сказать об этом числе? (двузначное)
- Как можно число 14 представить в виде разрядных слагаемых? (14=10+4)
- А что вы знаете об этом месяце? (март - первый весенний месяц)
- А второй месяц? (апрель)
- Третий месяц? (май)
- Молодцы!
III. Работа с доской.
На доске запись: 70, 5, 36, 20, 4, 23.
- По какому признаку можно разбить данные числа на группы? (2 группы, 3 группы)
5, 4, 36, 23. | 20,70. | |
5, 4. | 20,70. | 36+23. |
- Что вы можете сказать о каждой группе? (однозначные – только ед. Iр.; двузначные - только ед. IIр.; двузначные Iр. и IIр.)
- Какие действия можно совершать с этими числами? (складывать, вычитать, сравнивать).
- Сегодня я вам предлагаю эти числа сложить.
- Рассмотрите данные суммы.
5+4 | 20+70 | 36+23 |
- Какие вам хорошо знакомы? (I и II)
- Найдите их значения. (9, 90)
- Чем третья сумма отличается от первых двух?
- Выложите на парте слагаемые из пучков палочек.
- Покажите первое слагаемое. (36)
- Покажите второе слагаемое. (23)
- Как будем складывать эти слагаемые? (дети складывают пучки с пучками, отдельные палочки с отдельными палочками)
- Какое получилось значение суммы? (59)
- Сколько получилось десятков в значении суммы? (5д.)
- Сколько получилось единиц в значении суммы? (9 ед.)
Задача.
Как же при помощи математических знаков расписать то, что вы делали?
36+23=(30+6)+(20+3)=(30+20)+(6+3) =50+9=59
- Какие суммы записаны вместо слагаемых 36 и 23?
(30+6; 20+3)
- Как называются такие суммы? (суммы разрядных слагаемых).
- Что показывает запись (30+20)+(6+3)? (десятки складываются с десятками, единицы с единицами)
Вывод: как складывать двузначные числа, имеющие и единицы Iр. и десятки IIр.?
(единицы с единицами, десятки с десятками)
IV. Закрепление.
54+32; | 45+31; | 63+24. |
- Сделайте подробную запись (в I сумме).
Вывод: единицы с единицами, десятки с десятками.
V. Физминутка.
VI. Проверяем память.
5, 12, 24, 1, 6, 8, 31, 15.
- Посмотрите на числа в течение 5 секунд.
- Какое число самое маленькое? (1)
- Какое число самое большое? (31)
- Какое число первое? (5)
- Какое число последнее? (19)
- Запишите числа, которые вы запомнили?
Проверка.
- Молодцы!
VII. Постройте фигуру.
- Сколько квадратов? (4)
- Сколько прямоугольников? (4)
- Сколько всего фигур? (8)
- Уберите одну палочку так, чтобы осталось 2 квадрата?
- Сколько решений нашли? (3)
- Начерти любое решение.
VIII. Работа с учебником (стр. 207)
- Прочитайте задание №462.
- Задания какие? (узнать самую короткую и самую длинную линейки)
Практическая работа:
- Перед вами полоски и ножницы. Выполните задание (работа детей)
- Покажите самую короткую.
- Покажите самую длинную.
- Расскажите, как вы решали задание? (сначала сравнивали Б и З, потом З и К, а я наоборот, З и К, потом Б и З)
- Решения разные, а ответ? (один)
- Положите полоски перед собой.
Итог урока.
А) Внимательно посмотрите на полоски и возьмите ту, которую вам больше всего хочется взять.
Б) Какие новые знания вы сегодня открыли и подарили себе? (сложение двузначных чисел)
В) Что помогло вам в работе? (дружная работа)
Расскажите дома об уроке.