Нетрадиционный урок по математике в адаптационный период первоклассников. Урок – виртуальное путешествие с использованием презентации на тему: "Виртуальное путешествие во Вселенную Математики"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • пробудить интерес к обучению предмета математики;
  • объяснить значение математики в жизни;
  • познакомить с историей образования численности;
  • развивать внимание, воображение.

Оборудование: аудиокассета с песнями, раздаточный материал – картинки, геометрические фигуры в конвертиках, диск с презентацией.

Предварительная подготовка: разучивание стихотворений о цифрах (с детьми 1 класса), разучивание стихотворений и песен (с детьми 5 го класса) .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 минута)

Учитель: Сегодня самый первый урок мы проводим в кабинете информатики. Среди машин, которые не только считают, но и думают при помощи цифр. Одной из точных наук посвящается урок - математике. А поможет нам сегодня ДОКТОР КОМП.

Учитель включает компьютер и выводит папку с презентацией.

II. Активизация знаний

У: Итак, отправляемся в путешествие по вселенной математики. Состоит она из множества планет. Вот самые значимые из них: планета истории, планета цифр и чисел, планета фигур , планета практиков.

Показ слайдов (см Приложение)

1 слайд. Вселенная Математика (1 минута)

У: Побываем мы на каждой из планет, на которых нас встретят необычайные приключения и задания. В добрый путь!

Показ видеосюжета.

III. Формирование знаний

У: И начнем свое путешествие с планеты историков. На этой планете живут человечки, которые хранят в памяти все события времен существования МАТЕМАТИКИ.

2 слайд. Планета Историков (2 минуты)

У: Вот самое начало этой долгой и интересной истории.Многие тысячелетия назад люди жили небольшими племенами. Они бродили по лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивали себе пищу. Первобытные люди не знали счета. Их учителями стала сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, из множества предметов люди научились выделять отдельные предметы. Из стаи волков – одного вожака, из стада оленей – одного оленя. Поначалу они определяли соотношения “один” и “много”. (Картинка из Века империи.)

У: Давайте и мы попробуем, как первобытные люди, определить каких предметов на картинке много, а каких по одному.

3 слайд. Игра “Найди на картинке один предмет и множество предметов” (5 минут)

Детям заранее раздаются раскраски.

Задание: Заштриховать только те предметы, о которых можно сказать “много”.

Соседи должны раскрасить те предметы, о которых можно сказать “один”.

Дети делятся результатами своей работы.

Учитель: Постепенно человек придумал названия чисел, у всех народов они разные и указывают на их происхождение. У индейцев “2” -глаза, “1” -луна, “5”- рука. Числа надо было записывать, но как? Палочками.

(Доктор Комп показывает слайд.)

4 Слайд “История цифр” (1 минута)

У: Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. Древние египтяне на очень длинных и дорогих папирусах писали вместо цифр очень сложные, громоздкие знаки. Вот, например, как выглядело число 5656. В дальнейшем появились римские цифры, арабские цифры…(Доктор Комп показывает слайд). Можно назвать знакомые цифры. В России цифры появились при царе Петре I, а до этого каждой цифре соответствовала своя буква алфавита. Все они обозначали определенное число. Давайте познакомимся с этими цифрами и числами на следующей планете.

IV. Формирование умений и навыков

5 слайд. Планета Чисел и Цифр (3 минуты)

(Доктор Комп показывает слайд).

У: Здесь живут цифры, но не одни. Каждая цифра прикреплена к определенному количеству тех или иных предметов.

Показать карточки с цифрами (доктор Комп “кликнет” на цифру по мере прочтения стихотворения). Дети по одному читают стихотворения наизусть.

V. Динамическая пауза: (остальные пытаются изобразить цифры движениями).

Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.

А вот это – цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.

Смотри, четыре – это стул,
Который я перевернул.

На что похожа цифра “5”?
На серп, конечно, как не знать.

Цифра “6” – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.
Семь, точно острая коса,
Коси, коса, пока роса.

У восьмерки два кольца.
Без начала и конца.
Цифра “8” так вкусна:
Из двух бубликов она.

Цифра “9”, иль девятка,
Цирковая акробатка.
Если на голову встанет,
Цифрой “6” девятка станет.

Цифра вроде буквы О –
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький.
Но не значит ничегошеньки!

VI. Формирование умений и навыков (продолжение)

– Веселые цифры приглашают вас поиграть в игру “Найди соответствие”.

(Доктор Комп показывает слайд.)

6 слайд “Найди соответствие” (2 минуты)

У: Сколько банок “Кока-колы”?
Сколько ящериц зеленых?
Сколько месяцев средь звезд?
Тапок сколько я унес?

– Наше путешествие продолжается, но настала ночь и всем членам экипажа необходимо отдохнуть.

Игра “День – ночь” (1 минута)

Учитель говорит: “ночь” и включает музыку. Дети кладут ручки на парту и головку на ручки: отдыхают, пока звучит музыка. Как только учитель выключает музыку, дети должны хлопнуть столько раз, сколько планет во Вселенной Математики.

7 Слайд. Задание Всезнайки (3 минуты)

У: Умные жители планеты решили проверить ваше внимание. Вы готовы?
Внимательно смотрите, чтобы правильно ответить на вопросы.

(Доктор Комп показывает видеосюжет. Вопросы задаются после просмотра видеоклипа.)

1-й видеоклип (20 сек.)

У:

  • Сколько конфет положил всезнайка первый раз?
  • Сколько конфет добавил Всезнайка?
  • Сколько всего конфет положил Всезнайка?

2-й видеоклип (18 сек.)

У:

  • Сколько конфет положил Всезнайка?
  • Сколько конфет взял Всезнайка?
  • Сколько конфет осталось?

У: Потрудились, а теперь отдохнем.

3-й видеоклип:

VII. Физминутка инопланетян (33 сек.)

У: Молодцы, нас ждет следующая планета.

8 слайд. Планета Арифметических Знаков (5 минут)

(Доктор Комп показывает слайд.)

– На этой планете живут необычные человечки. Без них в математике никуда.

Выходят дети “5” класса. С табличками знаков (+, –, *, /).по очереди, а ДОКТОР КОМП кликнет в это время на знаки действия. Читают стихотворения.

1-й ученик:

Я – плюс,
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я – добрый знак соединенья,
И в том мое предназначенье.

2-й ученик:

Я – минус,
тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
Я свою роль лишь выполняю.

3-й ученик:

Я – знак умножения.
Облегчаю я сложение.
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права:
Что б ни случилось в мире.
А все же будет 2*2
По-прежнему четыре.

– А вот и песенка про меня: подпевайте:

Песенка “Дважды два четыре” (можно взять 1 куплет и припев. 1 минута 25 сек.)

4-й ученик:

Делим солнце, чур, на всех!
Делим дождик, чур, на всех!
Зиму белую на всех!
Каждому достанется
И нам еще останется!

– Про меня тоже есть песенка:

Песенка “Все мы делим пополам”. (1 мин. 31 сек.). Прощаясь, помощники читают стихотворение:

– Давайте, ребята, учиться считать.

– Делить, умножать, вычитать, прибавлять.

– Запомните все, что без точного счета

– Не сдвинется с места любая работа!

У: Молодцы ребята, арифметические знаки. А наш путь лежит к планете Фигур.

(Доктор Комп показывает слайд.)

9 Слайд Планета Фигур (2 минуты)

Учитель: На этой планете живут человечки, которые прячут плоские и объемные геометрические фигуры в различных предметах.

1-й видеоклип (30 сек.)

– Дискета имеет форму квадрата, линейка может быть треугольной, калькулятор прямоугольный, диск круглый печенье имеет форму ромба, транспортир полукруглый, а стекла в очках овальные.

Дети называют предметы вокруг себя различных форм. Выполняют задания человечков.

2-й видеоклип (30 сек.)

– Банка “Кока-колы” – это цилиндр, кубик “рубика” имеет форму куба, пенал-параллелепипед, форма пирамиды так и называется – пирамида, рожок от мороженого имеет форму конуса. Посмотри внимательно на предметы вокруг себя, каких они форм.

Дети называют предметы вокруг себя различных форм. Выполняют задания человечков.

10 Слайд “Найди плоские фигуры” (5 минут)

(Доктор Комп показывает слайд.)

У: Попробуйте найти геометрические фигуры в ракете. Называйте цвет и форму, той фигуры, которая вращается.

Дети называют по очереди.

У: Перед вами конвертики с плоскими фигурами, попробуйте вместе с соседом собрать такую ракету.

Дети собирают ракету из заготовок геометрических фигур.

У: На ракете мы отправимся домой. Но где мы дома встретимся с математикой?

Дети отвечают по очереди.

11 Слайд Планета Практиков (2 минуты)

(Доктор Комп показывает слайд.)

У: Жители этой планеты все свои знания в области математики применяют на практике. А как вы думаете, нам нужна математика? Где может пригодиться математика?

Дети отвечают на вопрос.

VIII. Итог урока

У:

Лишь выше звезд арифметика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет.
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.

Помощник:

Считайте, ребята, точнее считайте.
Хорошее дело смелей прибавляйте.
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит Вас точному счету,
Скорей за работу! Скорей за работу!

Ученики-помощники раздают детям учебники.

У: Вот и подошло к концу наше путешествие по Вселенной Математике. Понравилось ли вам наше путешествие? Поблагодарим нашего помощника ДОКТОРА КОМПА.

Использованный материал:

  1. Е.И. Коновалова “Нестандартные уроки математики” //Волгоград 2002.
  2. В. Волина “Праздник числа” //АСТ Пресс Москва 1996.
  3. Видеоклипы: Компьютерная игра для детей; “Приключения в стране чисел”; “История цифр”// Компания “БУКА”