Цели:
- продолжать учить обучающих правильно писать окончания имён существительных 1 и 2 склонения, повторить знакомые орфограммы правописания;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать интерес и любовь к природе.
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты).
Учитель: Прочтите только глазками сегодняшнее число, объясните орфограммы, пишем.
Запись числа, классной работы.
2. Работа над созданием эмоционального настроя на уроке и восприятие предлагаемого материала (4 минуты).
На доске иллюстрация и стихотворение.
Учитель: Рассмотрите слайд № 1.
Прочтите стихотворение глазками, а затем хором.
По задворью злится
И трещит мороз,
Иней серебрится
На ветвях берёз
У: Из какого произведения взяты эти строки?
Д: Отрывок из стихотворения Спиридона Дмитриевича Дрожжина “Зимний день”.
У: Почему мне захотелось написать эти строки и показать иллюстрацию?
Д: Потому что в природе сейчас зима. Погода за окном соответствует теме стихотворения.
У: Какое настроение вызвали у вас эти строки?
Д: Радостное. Кругом всё очень красиво.
У: Какие орфограммы правописания вы увидели?
Д: Безударные гласные в корне проверяемые и непроверяемые ударением, предлоги с существительными, приставки, однородные члены предложения.
У: Так какова будет тема сегодняшнего урока?
(Дети сами определяют тему урока).
Д: Сегодня мы повторим названные орфограммы правописания, будем отрабатывать навыки написания безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения.
У: Ваше прекрасное настроение позволит нам провести урок хорошо, позволит вспомнить, как можно больше вспомнить знакомых орфограмм правописания, закрепить тему, над которой мы работаем на данный момент это – безударные окончания имён существительных 1 и 2 склонения.
3. Работа над буквой, звуком (3 минуты).
У: Я задумала букву, в алфавите она стоит на 14 месте. Какая эта буква?
Д: Мм
У: Расскажите всё, что вы о ней знаете.
Д: Буква М, звуки [м] - твёрдый, [м] - мягкий, согласный, звонкий, непарный.
У: Запишите один раз Мм.
У: Посмотрите на слайд №2 и проанализируйте, когда согласный звук в слове будет твёрдым, а когда мягким?
У: 1 вариант. Запишите слоги, в которых [м] будет твёрдым.
У: 2 вариант. Запишите слоги, в которых [м] будет мягким.
У: Когда согласный звук в слове будет твёрдым? (а, о, у, ы, э)
У: Когда согласный звук в слове будет мягким? (е, ё, и, ю, я)
У: Чтобы проверить, посмотрим на слайд № 3.
4. Словарная работа (7 минут).
У: Отгадайте загадку.
Дети комментировано записывают словарные слова, объяснив орфограммы.
Он всегда на что-то злится
И всегда, когда сердит,
Детворе румянит лица,
А всех старых – молодит!... (Мороз)
Состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха, влажность и т. д.)
(погода)
У: Определить склонение имен существительных.
У: Расскажите всё, что вы знаете о существительных 1 и 2 склонения.
Игра
Командная игра на льду, на коньках (или травяном поле) в небольшой мяч или шайбу, загоняемые в ворота ударами клюшки, а также соответствующий вид спорта.(хоккей)
У: Посмотрите на следующий слайд № 4.
У: А теперь загляните в словарь и посмотрите написание этого слова.
У: Запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
У: Придумайте однокоренные слова к слову хоккей.
(запись слов на доске, разбор по составу)
Хоккей, хоккеист, хоккейная.
У: Чтобы проверить, посмотрим на слайд № 5.
У: Какие слова мы называем однокоренными?
Д: Слова с одним и тем же корнем, схожи по смыслу, называются однокоренными.
У: Составьте устно словосочетание и предложение.
Ученики устно составляют словосочетания, а затем предложения и выбирают более удачные.
5. Письмо по памяти. Работа над предложением (5 минут).
У: Прочти, вставь нужное слово.
Мы в ..... играли с другом,
Насмешили всю округу.
Поделить мы не смогли
Шайбу, клюшку и коньки.
У: Коллективно находим орфограммы правописания.
У: У имен существительных ед. числа определи склонение, падеж, выделите окончания.
У: Что вы знаете об однородных членах предложения? (Вспоминают правило.)
6. Физическая разминка (2 минуты).
Руки в стороны и вверх,
И потянемся теперь.
(потягивания, руки вверх)
Чтобы спинка не болела,
Мы наклоны будем делать.
Наклонились, раз и два,
(наклоны вперёд, назад)
И за парты нам пора.
(дети садятся за парты)
Упражнения для снятия усталости глаз.
Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
7. Работа над текстом (7 минут).
У: Прочитайте, исследуйте запись.
У: Почему вы решили, что это текст?
Д: Предложения связаны одной мыслью, записаны последовательно.
У: Назовите вид текста.
Д: Текст – повествование. В нём рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось?
У: Подберите к тексту подходящий заголовок, докажите.
(Заголовки записаны на доске.)
А). Зима на реке.
Б). Зимой.
В). Зимние забавы.
У: Прочитаем текст цепочкой. (на карточках)
Пуш.стый сне. укрыл землю. Всюду лежит белый к.вёр. Солнце светит ре.ко. Воробьи, сн.гири и синички жмутся к жилью. Р.бята сделали к.рмушки и п.дкармливают птиц. Катя и Маша к.таются с г.ры на санках. Петя, Володя и Антон играют в х.ккей. М.ро. больно щиплет щёки и уши. Т.мнеет, пора д.мой.
У: Что вы заметили?
Д: Пропущены орфограммы правописания.
8. Работа по вариантам (5 минут). (Самостоятельно.)
1 вариант. Выпишите предложение, где говорится о снеге, подчеркните орфограммы, определи склонение, падеж имён существительных.
2 вариант. Выпишите предложение о том, чем занимаются Петя, Володя и Антон, подчеркните орфограммы, определи склонение, падеж имён существительных.
Проверка.
У: Разберите предложение по членам и по частям речи.
(два ученика у доски)
Проверка.
9. Самостоятельная работа по карточкам (5 минут).
У: Подпишите карточки, вставь пропущенные орфограммы правописания, определи склонение, падеж выделенных имён существительных.
10. Дополнительно (3 минут). (Устно)
У: Что записано?
В феврале зима с весною встречается впервой.
Д: Пословица.
У: Объясни смысл пословицы.
Дети рассуждают, высказывают свои мысли и приходят к единому мнению.
У: Определи склонение, падеж имён существительных единственного числа.
11. Итог урока (2 минуты).
У: Зачем нам нужен был этот урок?
У: Что вам показалось важным на уроке?
У: Над чем ещё надо поработать?
Выставление отметок.
Домашнее задание.
У: Отрабатывать тему поможеть упр. 1 стр. 44.