Готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний:
- личностных, интеллектуальных, социально-психологических.
- личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
- интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
- социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.
Многие родители знают, что надо заранее готовить детей к школе, и успешно справляются с этим делом. Главное для ребенка (будущего первоклассника) – быть активным, сообразительным, раскрепощенным. Успешно учиться он может, если будет управлять своим поведением, подчинять свои желания тому, что необходимо сделать. Очень важно умение последовательно и целенаправленно двигаться к поставленной цели.
Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества также важны, как и умение читать и писать. Их надо развивать в первую очередь. При подготовке к школе нужно расширять представления ребёнка об окружающем мире, учить его видеть причинно-следственные связи:
- почему происходит смена времён года?
- от чего растут деревья?
- как устроен мир , земной шар?
- почему бывают разные народы?
- что бы ты сделал, если бы увидел, что кто-то упал на улице и не может стать?
- какие ты знаешь профессии?
- для чего человеку голова, уши, нос?
- чем отличается река от озера?
- назови друзей Буратино?
- кто написал сказку о рыбаке и рыбке? и т.д.
Это развивает малыша, его любознательность. Дети всегда стремятся задавать как можно больше вопросов о том, что нас окружает, и на эти вопросы нужно отвечать. Ответы на них можно найти в книгах (энциклопедиях, справочниках). Очень важно, чтобы видел, как родители читают, - это приучает ребёнка слушать, пересказывать прочитанное. Речь ребенка развивается, когда с ним много общаются, обсуждают прочитанное . Так дети приучаются любить книгу. А книга – прекрасный воспитатель. Книга должна быть доступная и интересная. Одну и ту же книгу можно читать много раз, если ребёнок просит, он так развивает память, учится пересказывать. Также нужно обогащать словарный запас. Такие лексические темы как: овощи, фрукты, растения, посуда, мебель, птицы, звери, домашние животные, насекомые, транспорт, жилища животных помогут ребёнку систематизировать свои знания .
К пяти годам ребёнок с нормальным речевым развитием практически овладевает с основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения. Ребёнок должен легко договаривать конец предложения, например: Поезд остановился, потому что……... .
Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Учить грамоте до школы можно, только надо это делать правильными методами. Прежде чем учить читать, нужно у ребёнка развивать фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие - это способность различать звуки и определять звуковой состав слова. Различать звуки близкие по артикуляционным и акустическим признакам (в словах, например: мол-моль, кума-хурма, том-дом, коза-коса). Сколько слогов в слове “мак”? Сколько звуков в слове “кот”? Какой звук стоит в начале (конце) слова? Какой гласный звук в середине слова?
Если ребёнок затрудняется ответить на эти вопросы, то это указывает на недостаточность развития фонематического восприятия.
Очень важно также, чтобы ребёнок чисто и правильно произносил звуки. Все возрастные произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Речь у ребёнка может развиваться полноценно только в том случае, если окружающие будут правильно говорить все слова. Однако в силу разных причин у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают. Чаще всего нарушаются звуки: сонорные - [р, л ], свистящие - [ с, з, ц], шипящие - [ш, ж, ч, щ ].
Нарушения произношения проявляются:
- звук отсутствует: ампа( лампа);
- звук произносится искаженно, то есть заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: вместо нормативного звука [р], произносится “горловой”, “боковой” [р],или звук [р]отсутствует;
- звук заменяется звуком более простым по артикуляции [л] на [в]: лампа - вампа;
- смещение звуков: курица - курича, кричать - крицать.
Во многих случаях у детей с нарушением произношения наблюдается снижение фонематического слуха. Это приводит к серьезным проблемам - нарушения чтения и письма. Только при своевременном оказании помощи специалистов у ребёнка наступит улучшение.
Также важно соблюдение режима дня. Дети за период посещения в детского сада научились одеваться, пользоваться правильно приборами за столом, в определенное время ложиться спать, завтракать, обедать, ужинать, играть, гулять. Такой же режим дня дети должны соблюдать и в школе. Правильная организация режима дня – основа здоровья, психическое состояние ребёнка, его работоспособность на уроках. Шести-семилетний ребёнок должен спать 11,5-12 часов в сутки. Ночной сон помогает усвоить полученные знания. Дневной сон обязателен.
С раннего возраста нужно развивать общую и мелкую моторику. Движения пальцев тесно связаны с речевой функцией. Ребёнок должен рисовать, лепить, вырезать из бумаги разные фигуры, конструировать, играть с мозаикой.
Только при всестороннем развитии ребёнка можно правильно подготовить ребёнка к школе.