Планирование образовательного процесса по предмету - важный этап
работы учителей физической культуры, поскольку это непременное условие высоких результатов. Происходящая сейчас демократизация жизни школы не только не отменяет это, но и усиливает внимание к данной проблеме.
Возможность выбора средств и методов, усиление внимания к личности учащихся требует более четкой последовательности в организации всего образовательного процесса.
В МОУ “Лузинская общеобразовательная школа №2”, исходя из условий материальной базы, спортивной направленности, учитывая учебную программу, внеклассная работа ведется в трех направлениях. Одним из этих направлений является смотр-соревнования на лучшее техническое исполнение упражнений. Учитывается согласованность совместных действий, знание теоретического материала. В содержание таких состязаний включаем материал из школьной программы.
Сейчас я опишу один из вариантов таких соревнований под названием “Баскетбол-шоу”.
Программу “Баскетбол-шоу” в зависимости от материальной базы школы (сколько дополнительных щитов, мячей), тактико-технической и физической подготовленности, можно видоизменять. Соревнования лучше проводить со 2-4 классами, в зависимости от класс-комплектов. Проводится жеребьевка. Участвуют сборные команды классов, но можно проводить отдельно для мальчиков и девочек, лучше отдельно (разность в нагрузках). Помогают в организации и проведении классные руководители и учащиеся, занимающиеся дополнительно в спортивных секциях. Протоколы составляются заранее.
Оценочный лист
класс Виды упражнений Сумма очков место
О ч к и
Каждое упражнение и подсчет очков буду описывать отдельно.
Привожу вариант для 6 команд юношей 9-х классов по 6 человек в каждой.
I. ПОСТРОЕНИЕ КОМАНД.
Команды строятся в колонну по одному на одной из лицевых линий площадки.
II. РАЗМИНКА И ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.
Судьи, а их 6 человек, т. к. 6 команд, стоят на противоположном конце площадки с учебными карточками, на которых изображены жесты судьи. Участники по свистку, по очереди бегут к своим судьям по ходу до средней линии выпадами, передавая мяч между ног, от средней линии вращают мяч вокруг пояса, подбегают к судьям, берут карточку, отмечают правильный вариант ответа, садятся на мяч до средней линии прыгают на мяче, от средней линии бегут с наклоном вперед и прокатыванием мяча по спине от головы с последующей ловлей, подбегают и отдают мяч следующему участнику.
Учитывается количество правильных ответов и время. За правильный ответ – 2 очка.
Ш. БАСКЕТБОЛЬНЫЙ ФУТБОЛ.
Для проведения этого конкурса нужны гандбольные ворота. Если их нет, то можно нарисовать на стене мелом. Соответственно жеребьевке участники играют в баскетбольный футбол по олимпийской системе: проиграл – выбыл. Выбывшая команда получает 1 очко. Команда- победитель 6 очков. Второе место – 5 очков и т. д.
Смысл игры – забить ногою мяч в ворота соперника, одновременно выполняя ведение баскетбольного мяча. У каждого из участников баскетбольный мяч. Игра продолжается 1-2 минуты, последний участник – вратарь. В случае ничьей, назначается пенальти с ведением баскетбольного мяча на месте, до ошибки соперника.
IV. ВЕДЕНИЕ ДВУХ МЯЧЕЙ ОДНОВРЕМЕННО.
На старт выходят все 6 команд. У каждой команды по 2 мяча. По сигналу участники ведут до противоположной лицевой линии одновременно 2 мяча, назад один мяч катят, а второй ведут правой – левой рукой.
Учитывается скорость и правильность выполнения. Первое место – 6 очков, последнее – 1 очко.
V. ПЕРЕДАЧА МЯЧА В ДВОЙКАХ И ТРОЙКАХ С ДВУМЯ МЯЧАМИ В ДВИЖЕНИИ.
На старт выходят по 3 команды. Как только участники выполнят передачи в двойках, тут же они выполняют передачи в тройках (треугольник). Подсчет очков ведется так же, как в упражнении IV.
Передача в двойках выполняется следующим образом: один участник передает мяч отскоком от пола, второй передает мяч верхом. В тройках передача выполняется только верхом по часовой или против часовой стрелки.
VI. УПРАЖНЕНИЕ В БРОСКАХ МЯЧА.
В этомэтом соревновательное упражнении одновременно участвуют 6 команд.
Чтобы у всех команд были равные шансы, броски выполняются на дополнительные щиты. Каждая из команд располагается с двух сторон щита на расстоянии трех метров от него. Первые игроки берут по мячу. Игрок 1 выполняет бросок, следует за мячом и передает его партнеру 2, а сам встает в конец своей колонны и т. д. За удачный бросок дается 1 очко. Кто быстрее наберет 10 очков – является победителем. Выбывание команд и подсчет очков ведется, как и в упражнении III. Финал проводится на основной щит до 21 очка.
VII. БАСКЕТБОЛ С ЗАВЯЗАННЫМИ НОГАМИ.
Участники завязывают ноги скакалками и играют в баскетбол на основные щиты. Игра продолжается 1 минуту. В случае ничьей даются штрафные броски, до ошибки соперника, а подсчет очков, как в упражнении III.
VIII. БРОСКИ В ДВИЖЕНИИ.
Команды сроятся в колоны в центральном круге баскетбольной площадки. В каждой команде у первых трех участников по баскетбольному мячу. По сигналу 3 первых игрока из трех команд с ведением бегут к своему щиту, (судьи указывают, с какого щита начинать броски) и начинают выполнять задание. Передвигаться от щита к щиту надо против часовой стрелки и только тогда, когда участник забросит в корзину мяч правой рукой. После того как игрок поразил все кольца, он возвращается в исходное положение. Когда в и. п. вернулись все три участника, стартуют последние игроки, но уже выполняют задания по часовой стрелке, попадание в корзину выполняют левой рукой. Чья команда быстрее сделает задание –является победителем. Подсчет очков такой как упражнение IV. Можно определить лучшего игрока (по лучшему времени).
IX. ДВУСТОРОННЯЯ ИГРА.
Участвуют одновременно 6 команд. Один участник запасной. Игра идет на дополнительные 6 щитов. Через каждые 3 минуты игра останавливается по свистку главного судьи. Объявляется счет, после чего команды меняются местами против часовой стрелки. Одна из команд, занимающая крайний левый щит №6, остается всегда на месте. За каждую победу команде дается 3 очка, за ничью – 1 очко, за поражение – 0 очков. По окончанию игры подсчитывается общее количество очков. В течение 15 минут все команды сыграют полный круг, т. е. 5 игр. В игре применяется личная защита по всей площадке. Если при групповых взаимодействиях выполнена комбинация “Два” с заслоном и успешно ее завершение, засчитывается 4 очка.
X. ОБЩЕЕ ПОСТРОЕНИЕ И НАГРАЖДЕНИЕ.
Судьи быстро подсчитывают своей команде сумму очков и определяют общее место.
Все, приведенные выше упражнения, не требуют специальной дополнительной подготовки, т. к. они введены в программный материал обучения. Такие соревнования повышают интерес учащихся к баскетболу и способствуют развитию у них потребности к самостоятельным занятиям.