Литературная гостиная, посвящённая творчеству Астрид Линдгрен

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Воспитание в гимназистках лучших женских качеств, присущих выдающимся женщинам мира.
  • Познакомить воспитанниц с жизнью и творчеством детской писательницы Астрид Линдгрен.
  • Развивать познавательный интерес, любовь к чтению.

Оборудование: фотографии Астрид Линдгрен, выставка книг, детские рисунки, шары, карта мира, анаворд, видео кассеты с мультфильмами “Пеппи Длинныйчулок”, “Малыш и Карлсон, который живёт на крыше”, аудио кассета Мюзикл В. Дашкевича “Пеппи Длинныйчулок” с детскими песнями из кинофильмов.

Звучит музыка, выбегает Пеппи и начинает танцевать. (Музыка В. Дашкевича)

Ведущая. Вы, наверное, все узнали Пеппи, героиню сказки “Пеппи Длинныйчулок”.

- Кем были родители Пеппи?

- Кто занимался воспитанием Пеппи?

Просмотр отрывка из мультфильма “Пеппи Длинный чулок”

Ведущая. Пеппи всегда была находчивая девочка. Проверим, какие находчивые Вы.

Пеппи задаёт детям шуточные вопросы

  1. На что похожа половина яблока? (на вторую половину)
  2. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)
  3. Какой рукой лучше размешивать чай? (лучше ложкой)
  4. Что с земли не поднимешь? (тень)
  5. Может ли страус назвать себя птицей? (страусы не говорят)
  6. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)
  7. В каком слове из пяти букв пять букв “о”? (опять)

Ведущая. Назовите автора книги “Пеппи Длинныйчулок”? (Астрид Линдгрен)

Вы любите читать, отгадывать загадки, кроссворды, принимать участие в конкурсах?

Тогда приглашаю вас в “Литературную гостиную”, посвящённую жизни и творчеству Астрид Линдгрен. Для этого нам придется совершить небольшой перелет на Скандинавский полуостров. (Показать на карте) Готовы? Тогда вперед! Чтобы не пришлось скучать в полете, давайте споем всем знакомую песню о дружбе.

(Песню предлагают сами дети)

Ведущая. Посмотрите, нас уже встречают гиды.

1 гид. Если взглянуть на карту Европы, на севере можно сразу же увидеть, похожий на гигантскую собаку или тигра полуостров и много-много разных островов и островков. Самый большой из них называется Скандинавский. Его омывают целые 4 моря - Северное и Балтийское, Норвежское и Баренцево. В Скандинавии много рек, высоких гор, плоскогорий, дремучих лесов и болот. Здесь расположены три страны - Норвегия, Швеция и Дания. Вот тут и находится родина Астрид Линдгрен - Швеция.

Люди очень любят свою страну, берегут её и содержат в чистоте. Реки и озёра здесь богаты рыбой, леса птицей, а недра полезными ископаемыми.

Швеция - королевство. Но самые главные дела в стране решает буржуазное правительство, а вовсе не король.

Вот здесь 29 ноября 1907 г. родилась детская писательница Астрид Эриксон (Линдгрен) на усадьбе Нес в суровой и бедной провинции Смоланд. В Смоланде, издавна процветали ремёсла - родина широко известной шведской спички, край искусных умельцев стеклодувов и столяров. Здесь много старинных церквей и поросших травой развалин. В этом краю жили сказки, легенды и придания.

Каменистые, чуть прикрытые глинистой почвой земли плохо кормили крестьян. Случалось жители, отчаявшись, разбегались кто, куда в поисках работы и хлеба. Однако в большинстве своём они были выносливы, проворны, сильны, трудолюбивы, находчивы и умелы. Это были люди способные осушить болота, расчистить каменистые земли под пашни, терпеливо возделывать бесплодную почву. Такими были и предки Астрид, работящие и упорные крестьяне.

2 гид. Ида - бабушка, день-деньской трудилась в поле, стирала. Стряпала, а по ночам мыла полы и справляла всякую работу по дому. Другая бабушка Лувис, добрая женщина, была кем-то вроде сестры милосердия. Помогала детям появиться на свет.

Родители Астрид были трудолюбивые, добрые люди. Им приходилось много трудиться ради куска хлеба. Богатства и изобилия в усадьбе не было, но гам не голодали, как в других домах. Мать Ханна, в девушках очень любила читать, хорошо училась, хотела стать учительницей. Но в те времена не очень было принято, чтобы девушки учились, и ей ничего не оставалось, как выйти замуж за Самуэля Августа. Это был юноша из крестьянской семьи, которому с детства приходилось много работать. Однажды он получил “большие деньги”, на которые купил кроликов, о которых давно мечтал. Самуэль окончил народную школу и после этого лишь однообразный тяжёлый труд. Однажды он встретил Ханну и полюбил её. Он всегда вспоминал: “У нас бала весёлая свадьба, хотя мы не плясали и не дрались”. Отец всегда обладал большим чувством юмора. Вместе они прожили 56 лет, до самой смерти. Маме Астрид приходилось много работать: она доила коров, пряла, ткала, пекла, заботилась о доме, помогала бедным. Она родила 4 детей своему мужу.

3 гид. Смоланд с его чудесной природой и трудной жизнью сыграли немалую роль в творчестве Астрид. Навсегда она запомнила луга покрытые первоцветами, мшистые леса с нежными колокольчиками, пастбища, озёра затянутые белоснежными кувшинками. У Астрид, её брата и сестер было любимое дерево с совиным гнездом, как у Пеппи Длинный Чулок. А перед их домом были красивые клумбы, где росли замечательные цветы. И это всё: и камни, и цветы, и деревья были близки Астрид, словно живые существа.

Как все дети Астроид со своими сестрёнками и братом очень любили пошалить. Они играли в свои игры с утра до вечера. По воскресеньям им нужно было надеть чёрные, шерстяные чулки и ходить в воскресную школу (церковь). Но она ни слова не понимала, о чём там говорится.

Таких развлечений как кино, театр, телевизор - в Несе не знали, зато там проводилось очень много праздников зимой и летом.

Но дети не только развлекались. С 6 лет их приучали к работе. Они прореживали репу, помогали убирать урожай, рвали крапиву для кур, носили еду косарям в поле. В обязанности старших входило нянчить младших. Неподалёку от усадьбы, в маленьких домишках, жили очень бедные люди, которым приходилось наниматься на работу. Такие работники были и у семьи Эриксон. Иногда к ним заходили бродяги, которые нигде не живут, а только всё идут и идут куда-то. Среди них попадались и весельчаки, которые рассказывали занятные истории.

Когда Астрид было примерно 5 лет, она и не подозревала, что на свете есть книги, т. к. их не было у них дома. Однажды Эдит соседская девочка, она уже ходила в школу и умела читать, а книжки брала в школьной библиотеке, прочитала ей сказку о великане и феи. Это так понравилось Астрид, что она стала каждый день просить её прочитать ей сказку, а скоро и сама научилась читать. Первую книжку, которую она прочитала, была “Белоснежка”.

4 гид. 1914 г. Астрид пошла в школу. Она любила школу. Но свою первую учительницу, добрую только к детям богатых, она невзлюбила. В этой школе некоторые учителя пускали в ход розги. Ей запомнился случай, когда девочка украла деньги у другой ученицы, чтобы купить леденцы (некоторые ученики этой школы не ели досыта) и за это её избили розгами. Но были и молодые, добрые и приветливые учителя. Когда Астрид исполнилось 10 лет она записалась в библиотеку, где пропадала часами.

После школы она окончила училище с хорошими оценками. Через год ей предложили работать в газете. Она была единственной женщиной журналисткой (в то время редкость).

5 гид. В 18 лет она перебралась в поисках работы в столицу Швеции - Стокгольм. Здесь она была очень бедна, ей приходилось голодать. Наконец она нашла работу в конторе, где получала небольшие гроши. Её очень ценили, особенно шеф - Стуре Линдгрен. Весной в 1931 году она вышла за него замуж. Они поселились в двухкомнатной квартире. Астрид ушла со службы и стала домохозяйкой, занималась воспитанием своего сына. Через три года у них родилась дочь Карин. Астрид была чудесная мать - любящая, внимательная, заботливая.

1 сентября 1939 г. началась война. Никто не хотел верить этому. Рано утром немцы бомбили многие польские города. Астрид начала следить за военными событиями, особенно ее, волновали известия об убитых детях. Её возмущали шведы, защищавшие нацизм. Через Швецию был разрешён транзит - проезд немецких войск. В Стокгольме не хватает продуктов, но Лингред в это время переживала за русских и французских военнопленных, которые страшно голодали в порту. В 1943 году - транзиты закончились, это была радостная новость для многих шведов.

6 гид. После войны Астрид ощутила непреодолимую потребность писать. Она сочиняла коротенькие сказки, которые печатались в детских газетах. Однажды Линдгрен прислала на конкурс в новое издательство свою новую книгу “Пеппи Длинный Чулок”. Эта книга имела огромный успех. С тех пор она стала знаменитой писательницей и написала ещё много замечательных книг для детей. За свой труд Астрид удостоилась высоких наград не только в Швеции, но и за её пределами. После трудной жизни, она стала состоятельной “миллионершей”.

14 ноября 2002 года писательнице исполнилось 85 лет.

Дети рассматривают выставку книг, посвященную творчеству Астр ид Линдгрен.

Ведущая. В книгах Линдгрен встречаются повествования о детях незаурядных, чем-то выдающихся, как Пеппи, Эмиль, а также о детях обыкновенных, как Малыш, но попадающих в необыкновенные обстоятельства. Трилогия о ребятах из Буллербю - повесть об обычнейших детях в обычнейших обстоятельствах. Все они живут в крестьянской среде, в семьях среднего достатка.

Выходят воспитанницы в костюмах крестьянских ребятишек и начинают рассказывать о себе: о том, как они ходят в школу, как проводят летние каникулы, как прореживают репу, празднуют день рождения Лисы. (Краткий пересказ из Трилогии о ребятах из Буллербю)

Ведущая. Угадайте, из какого мультфильма этот фрагмент?

Просмотр отрывка из мультфильма “Малыш и Карлсон, который живёт на крыше”.

Ведущая. Я уверена, что вы все прочитали книгу “Малыш и Карлсон, который живёт на крыше”. Разгадав анаворд, вы узнаете фамилию семейства Малыша.

I. B меру упитанный, красивый и чертовски умный. (Карлсон)

2. Имя Малыша. (Сваннс)

З. Друг Карлсона. (Малыш)

4. Сколько лет брату? (двенадцать)

5. Имя сестры. (Бетан)

6. Кого хотел мальчик на день рождения? (Щенка)

7. В каком городе происходило действие? (Стокгольм)

8. Имя брата. (Боссе)

9. Фрекен (Бокк)

10). Сколько лет сестре Малыша? (четырнадцать)

Ведущая. Посмотрите, а вот и герои этого мультфильма.

Сценка “Малыш и Карлсон”. (Отрывок из книги)

Ведущая. Что больше всего любил делать Карлсон?(шалить) Я уверена, что вы все любите шалить. Так давайте пошалим вместе.

Конкурсы.

“Съешь пирожное”. Выходят по два участника от каждого класса.

Один “Малыш”, другой “Карлсон”. С закрытыми глазами “Малыш” должен накормить “Карлсона” пирожным.

“Раздави шар”. Играют двое. Каждый игрок получает в руки круглый воздушный шар. По сигналу ведущего игроки бросают шары вперёд и пытаются на них сесть. Победит тот, кто первым раздавит свой шар.

“Откуси яблоко”. Яблоко привязывают за черенок и подвешивают. 

Участники подходят к яблоку по одному и пробуют откусить его, держа руки за спиной. А сделать это трудно.

Ведущая. Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой, но я уверена, что вам захочется еще раз встретиться с героями Астрид Линдгрен на страницах ее книг.