Цели:
- закрепить знания о тряпичных куклах и приёмы их изготовления;
- развивать умения и навыки изготовления кукол-закруток;
- создать условия для развития творческих способностей детей, расширения их знаний при работе с разными материалами, формирование технологических умений;
- сохранять любовь к народной культуре, способствовать возрождению забытых традиций русского народа - тряпичные кукол.
Тип урока: комбинированный
Дидактическое обеспечение: образцы, журнал “Народное творчество”, “34 Куклы” Алла Столярова, “Куклы” И.Юкина.
Оборудование: наглядный материал: куклы, изготовленные на фабриках, самошитые, куклы-закрутки, изготовленные на уроках, ткань, тесьма, иглы, нитки, магнитофон, аудиокассета.
Межпредметне связи: изобразительное искусство, музыкальное искусство, история.
Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.
Ключеные слова: тряпичная кукла, кукла-закрутка, шитая кукла, игровая кукла, обереговая кукла, ряженая кукла, кукла-грелка, кукла-салфетница, куклы-марионетки.
Оформление доски: выставка “Кукольная сказка”, высказывания из книги “Домострой ХVI век”: “Хорошие жены – рукодельные – доход и сбереженье всему… Что скроит – остатки и обрезки – сберечь”
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение материала
На фоне музыки П.И.Чайковского из балета “Щелкунчик” танец Феи Драже.
– Сегодня , девочки, мы с вами отправляемся в сказку – не простую сказку, а кукольную. И тема нашего урока: “Игрушки из бабушкиного сундучка”
– Скажите у вас есть куклы? (Ответы детей)
– А что вы с ними делаете? (Ответы)
– Вот видите – кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны и их спрятали, а у кого-то они красуются полке. Но они все были когда-то у вас любимыми.
Показываю фарфоровую и большую выставочную:
– Посмотрите, их можно полюбить за красоту нежного фарфорового лица с изящным ротиком и глазами в шелковых ресницах... и за то, что она крутится под музыку. А можно с ней просто поиграть? (Ответы)
Показываю марионетки.
– Вот это – куклы-марионетки. С ними можно разыгрывать целые спектакли – это театральные куклы.
– А это какая кукла? (Барби)
– Скажите, а можно ли Барби спеть колыбельную и уложить спать? (Нет. Потому что она – взрослая кукла.)
– А кем может быть кукла для девочки? (Подругой, сверстницей, дочкой.)
Ученица: Еще есть куклы декоративные, которые можно одеть в национальные одежды и показать всем как одевались наши предки.
– А кто явился прообразом куклы? (Прообраз куклы – человек, в классическом варианте ей полагается иметь все, что есть у него: туловище, голову, руки и ноги. Среди кукол есть говорящие и двигающиеся, у них бывает собственное жилье с мебелью, посудой и коллекцией одежды. У кукол все как у людей: мы уходим, а одежда наша остается. В Музее кукол в Сергиевом Посаде до сих пор в запаснике хранится кукольная одежда нескольких веков... Кукла разрешает человеку властвовать над собой.)
Ученица: Даже в египетских гробницах сохранились тряпичные куклы, которым не одно тысячелетие.
– Чем может быть кукла для человека? (Авторская кукла может быть и сувениром и игрушкой, и талисманом в далеких путешествиях и драгоценным музейным экспонатом.)
– А что такое авторская кукла? (Это кукла созданная художником в единственном экземпляре.)
– В нашем представлении ее образ тесно связан с игрой. Между тем, играя с куклами, наши девочки оказываются хранителями наследства далёкого Детства Человечества.
– А когда возникли куклы? (Куклы возникли в глубокой древности. Первоначально их изготавливали не для игры. Они были призваны выполнять те функции, которые оказывались невозможными для человека, – исполняли роли богов в ритуалах и религиозных празднествах. Делались они из дерева и глины – материалов, во многих культурах считавшихся материалами первотворения божественных и человеческих существ.)
– Скажите, а какое существует в народе поверье? (Существует поверье, что куклы обладали магической силой . По этой причине у народных игрушек в течение долгого времени не прорисовывали лиц: кукла делала своего владетеля господином над тем человеком, на которого была похожа. Теперь это – забытые страницы истории. Кукла перешла в мир детской игры.)
– Но утратила ли она полностью свою былую власть? (Нет, потому что многие дети никак не могут жить без кукол, они с ней спят, играют, купают, а иногда даже устраивают праздники.)
– Но в куклы не только играют, их ещё и применяют в быту. Все мы любим попить ароматного чая, а для того, чтобы он получился ароматным и вкусным нам поможет кукла-грелка Матрёна (достаю и сажаю на чайник). А чтобы на кухне было красиво и уютно помогут Иван да Марья (салфетницы).
– Итак, куклы возникли в глубокой древности, они обладают магической силой и бывают куклы декоративные, игровые, авторские, театральные. А какие куклы мы с вами делали? Из чего? И какой способ изготовления мы использовали? (Мы делали куклы-закрутки из кусочков ткани с помощью одной только нитки, а называются они – куклы-закрутки.
Ученицы представляют кукол.
Куватки – в деревнях Тульской губернии в конце ХIХ – начале ХХ веков в числе прочих игрушек делали и оригинальные тряпичные куклы для самых маленьких. Они назывались “Куватки”. Если их на люльке висело нечетное число, то они еще являлись и оберегом.бытовала в южных губерниях России. Простейшая тряпичная кукла, которую дети изготовляли с 2-х лет и благодарили этой куклой родителей за подарок. Поэтому она получила такое название.
Покосница – изображала женщину во время сенокоса.
Малышок-голышок, изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.
Кузьма и Демьян. В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы “Кузьма и Демьян”. Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага. Они же и покровители ремесел, особенно мастеров кузнечных дел (поэтому эти куклы одеты в фартуки) и женского рукоделия.
Берегиня – это слово говорит само за себя, она оберегает всю семью и дом.
Ангелочек, образно говоря – ангел-хранитель – друг наш, он любит нас и бережёт.
– Так почему же наши куклы называются “Игрушки из бабушкиного сундучка”? (Потому что их делали в конце ХIХ – начале ХХ веков, а сейчас просто о них ничего не знают.)
– На наших предыдущих уроках мы изготовили много различных кукол, а сегодня мы должны завершить работу с последней нашей куклой “Ангелочек”. Посмотрите, пожалуйста, на него - чем он отличается от того, который вы видите?
Ученица: У нашего “Ангелочка” нет крылышек или нимфы.
– Вот нам сейчас и предстоит нанести последние штрихи и ваши “Ангелочки” будут готовы. Но прежде чем приступить к практической работе мы должны повторить правила техники безопасности.
III. Тематическая физкультминутка
Маленького роста я, тонкая и острая,
Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу. (Игла)
– Давайте, повторим все вместе. Встали из-за парт.
Хранить иглы и булавки в определённом месте
(руки вперёд, вверх, в стороны, вперёд, вниз)
Чтоб не болели зубы и живот
Не брать иголки и булавки в рот.
(плечи – вверх-вниз, вверх-вниз)
Дежурная класса:
Я ими платьице крою,
(туловище вправо, прямо, влево)
Узоры вырезаю.
Сама и штопаю, и шью,
(вращение головой вправо, влево)
Иль маме помогаю.
Для дочек, бабушек и мам (руками “ножницы”)
Хорошие помощницы,
Наверное, знакомы всем.
Это чудо – НОЖНИЦЫ!
На стол кладу я ножницы
(стоя прямо, показывая правила передачи ножниц)
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми – может быть беда.
IV. Практическая работа
Пришивание к “Ангелочку” крылышек и завязывание тесьмы на талии. Демонстрация приема пришивания. Обход рабочих мест. Контроль правильностью за выполнения работы. Самоконтроль.
– Наверное весь урок вас одолевало любопытство: “А почему же в мастерской так все красиво оформлено, а один планшет почему то пустой?”. Это, девочки, для вас – “ПОДИУМ УСПЕХА”, сейчас каждая из вас выберет, на ваш взгляд, свою самую лучшую куклу, подойдет и прикрепит ее там где посчитает нужным.
Девочки крепят на подиуме успеха изготовленные ими куклы.
V. Анализ занятия
– Вы все молодцы и заслужили высшие места на “Подиуме успеха”.
Озвучивание оценок.
– Сегодня я для вас приготовила маленькие призы, и пусть они будут вашей первой наградой за хорошо выполненную работу.
Вручаю медальки: “Мастер золотые руки”, “За умело подобранные цвета”, “За самую оригинальную работу”, “Марья-искусница”, и т.д.
– А своих “Ангелочков” вы можете подарить своим родным и близким, ведь скоро праздник Рождества и пусть он будет им и другом, и хранителем. Сейчас, пожалуйста, уберите свои рабочие места.
VI. Домашнее задание
Х/б ткань размером 10 x 10 см., ножницы, клей, тетрадь.
– Мне очень хочется увидеть вас на следующем уроке здоровыми и радостными. На этом наш урок окончен. Всем спасибо.