Цели урока:
- научить различать предмет и слово как часть речи; довести до полного осознания учащихся, что слово способно называть все в окружающем мире; ( слово – название предмета)
- научить соотносить вопросы Кто? и Что?;
- обеспечить орфографическую деятельность учащихся.
Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс II часть Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой, рабочие тетради, презентация урока в Power Point, мультимедийная доска.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
Время |
||||
I. Самоопределение к деятельности (Организационный этап) | – Сегодня у нас необычный урок. В
некотором царстве, некотором государстве,
которое называется Русский язык, есть город.
Сегодня мы отправляемся в путешествие по этому
городу, чтобы познакомиться с его важными
жителями. Любое путешествие предполагает
множество интересных неожиданных и опасных
встреч и препятствий. – Скажете, что поможет нам общаться друг с другом и понимать друг друга. – Молодцы! До города, который называется Речь, мы уже добрались. – Если вы дружные, умеете помогать друг другу и не боитесь трудностей, мы можем начать путешествие?! |
Речь. Показывают "+" Говорят: Да! |
Слайд 3 |
1 мин. | ||||
II. Актуализация знаний 1. Чистописание 2. Характеристика [йа] 3. Списывание 4. Взаимопроверка |
– Прочитайте пословицу: "Язык до
Киева доведёт." – Прочитай для всех, Катюша! – Как вы её понимаете? – Одно хорошо знакомое вам слово в пословице поможет провести чистописание. Вы его узнали? – Внимательно посмотрите на буквы и соединения букв, которые сегодня предстоит вам написать. Надеюсь,
что вы будете писать красиво буквы и соединения,
чтобы написанное вами всегда было приятно читать
любому. Язык до Киева доведёт. Язык до Киева доведёт. Язык до Киева доведёт. – Спишите пословицу и самостоятельно
определите главные слова – основу предложения. |
Читают самостоятельно. Катя читает пословицу вслух. Варианты ответов. "Если не знаешь, нужно спрашивать." Кто знает – обязательно расскажет или покажет. Показывают "+" Это слово из словарика – язык. Самостоятельно пишут по образцу. 1. Прочитать по-разному (с разным логическим
ударением) Язык до Киева доведёт. |
Слайд 4 |
2 мин. |
||||
III. Словарная работа 1. Игра
“Собери слова” |
– На этой улице мы поиграем.
– С заданием практически все справились! Проверьте! – У кого были ошибки? А у кого в написании слов ошибок не было? Молодцы! – Маргарита поможет нам отдохнуть. |
Читают задание. Ой, беда! Беда! Беда! Записывают в тетрадь слова.
Маргарита проводит двигательную физминутку по своему выбору. |
Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 |
4 мин. 1 мин. 1 мин. |
||||
IV. Постановка учебной цели Физминутка |
– С вашей помощью мы добрались до дома
самого главного жителя города Речь. Жителей
Минусинска называют минусинцами, жителей Москвы
– москвичами, а тех, кто живет в городе Речь,
называют части речи. – Вам знакомы эти жильцы. Что они обозначают? – Какие вопросы можно поставить к данным словам?
– Попробуйте определить тему сегодняшнего
урока! Молодцы! Интересно ли Вам имя этих жильцов?
|
Различные предметы, животных, птиц, название профессии. Кто? Что? Над каждым словом подписывают вопрос Кто? или Что? (по цепочке 1) Слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что? Да. Показывают знак "+". Маршируют и проговаривают стихотворный текст. |
Слайд 9. Появляется дом Слайд 10 |
3 мин. 1 мин. 1 мин. |
||||
V. Работа по теме урока 1.
Группировка слов по вопросам |
– Наше путешествие продолжается,
прочитайте слова. Читай, Никита, всем! Котёнок, помидор, петух, ягода, карандаш, капуста, крокодил, утёнок. – Задание понятно? Начинайте выполнять.
Выделяйте орфограммы. Дополнительно провожу инструктаж с Кириллом, Яной и Катей. – Задание выполнили. Проверьте себя! |
Читают задание и слова самостоятельно. Читает
Никита. Сигнал “+”, да. |
Слайд 11 Слайд 12 Слайд13 Слайд 14 |
4 мин. 7 мин. |
||||
VI. Итог урока (рефлексия) Домашнее задание |
– Что интересного узнали на уроке? – Как вы думаете, что нужно запомнить? – Кто запомнил имя главного жителя города Речь? – Что обозначает имя существительное? – Приведите примеры слов, отвечающих на вопрос Кто? – И на вопрос Что? – Спасибо за урок! Запишите самостоятельно в два столбика соответственно вопросам Кто? и Что? по 5–6 слов |
О словах, которые отвечают на вопросы Кто?
и Что? Имя существительное. Предметы. Приводят свои примеры слов. |
Слайд 17 Слайд 18 |
2 мин. Резерв 4 мин. |