План конспект урока
Тема урока: | Урок-игра “Музыкальный тайник”.[1] |
Методическая цель: | Демонстрация нетрадиционных методов обобщения материала по школьному курсу предмета “Музыка”. |
Образовательные цели: | Систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся по школьному курсу музыки. |
Развивающие цели: | Закрепить полученные знания, умения и
навыки в познавательной игре “Музыкальный
тайник”. Дать возможность учащимся проявить свои творческие способности в игре. Вызвать интерес к предмету и показать неразрывную связь музыки с литературой. |
Воспитательные цели: | Научить творчески и логически думать. Расширить область знаний у учащихся по предмету. Способствовать сплочению учащихся через честную игру, привить уважение к сопернику. |
Тип урока: | Повторительно-обобщающий. |
Методы обучения: | Рассказ, самостоятельная работа, игра-викторина, “Поле чудес”, лото, “музыкальная угадай-ка”, “Брейн-ринг”. |
Формы организации урока: | Индивидуальная, групповая. |
Уровни усвоения: | II, III |
Комплексно-методическое обеспечение: | Пианино. Аккордеон. Балалайка. Ноты к музыкальным произведениям. Магнитофон. Кассеты с музыкальными фонограммами: “Капитан” Дунаевский И. “Голубой вагон” Шаинский В. “Лезгинка”. Народный танец. “Крылатые качели” Крылатов Е. “Вальс” Штраус И. “Болеро” Равель. “Пусть всегда будет солнце” Островский. “Есаул” Газманов О. Песня на музыку Паулса Р. Фонограммы музыкальных инструментов скрипки, арфы, гитары, рояля, гусли, баяна. Игровое табло с заданиями. Комплект букв русского языка. Магнитная доска с магнитами. Два стола и 12 стульев. Две свистка. Лототрон с цифрами. Дипломы и призы победителям. |
Межпредметная связь: | Математика, история, география, литература. |
Домашнее задание: | Написать мини-сообщение об истории создания балалайки. |
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наш урок. Сегодня для нас с вами он не совсем обычный. Дело в том, что у нас сегодня есть возможность помечтать и осуществить наши мечты в реальность.
Каждый из вас, наверно, мечтал стать участником какой-нибудь популярной телевизионной игры. Так вот сегодня ваши мечтания приобретают реальность. На уроке каждый из вас станет участником сразу нескольких передач. От вас требуется только одно, чтобы вы были внимательны.
Итак, добро пожаловать на игру “Музыкальный тайник”!
Так как эта игра проходит в рамках урока “Музыки”, то, я думаю, вы догадались, что нам с вами понадобится все то, что связано с музыкой, весь тот багаж знаний и умений, который вы приобрели на уроках “Музыки”.
2. Правила игры.
Учитель: Итак, добро пожаловать на игру “Музыкальный тайник”!
Чтобы открыть любой тайник, надо знать код или шифр. Например, в известной восточной сказке, Али баба пользовался волшебным словом “сим-сим”, чтобы попасть в пещеру разбойников. В музыкальном тайнике могут храниться какие-то предметы, связанные с музыкой, с искусством (пластинки, кассеты, книги об искусстве и музыке, детские музыкальные инструменты и т.д.), которые будут служить призами.
Чтобы “взломать” тайник, надо отгадать пароль, связанный с музыкой. Причем шифр по своему содержанию интересен и познавателен. Слово скрыто от глаз участников и зрителей по принципу игры “Поле чудес”.
В игре принимают участие шесть команд, названия которых тоже связаны с музыкой (ДО, РЕ, МИ, ФА, ЛЯ, СИ) (см. Приложение 1). Задача наших команд отгадать зашифрованное слово-пароль, а значит, и “взломать” музыкальный тайник.
Как же отгадывают буквы? Если в “Поле чудес” буквы открывают методом “научного тыка”, то здесь поступают следующим образом: с помощью лото узнаем, какую букву открыть, затем на выпавшую цифру задается вопрос.
Например, загадано слово из 6 букв: “Неотъемлемая часть скрипки”. Из лототрона достаем цифру 1, и задается вопрос на первую букву: “Самая длинная нота” – это СОЛЬ. Ответ на вопрос начинается на “С”, значит первая буква в загаданном слове тоже “С”. И так, далее. И, как вы уже догадались искомое слово – СМЫЧОК.
Отвечать же будет та из команд, которая первая “просигналит” о готовности отвечать (это свисток капитана). Если в слове несколько одинаковых букв, то после ответа на вопрос все они открываются.
Если ни одна из команд не дала правильный ответ, то вопрос адресуется болельщикам. А в конце игры самому активному болельщику вручается приз.
Игра проходит в несколько этапов. Вот по такой схеме (схема на доске):
Таким образом, основная задача игры расшифровать последнее ключевое слово-шифр, за которым будет спрятан “Главный приз” игры.
Итак, первыми на площадку приглашаются команды “ДО” и “РЕ”.
Первый тур.
1. В древнегреческой мифологии, как вы знаете, есть девять муз, которые покровительствуют различным видам искусств. А есть муза, покровительствующая и музыке и лирической поэзии. [3] Как зовут эту музу?
Е – о каком военном чине казачьего войска поют в своих песнях А. Розенбаум и О. Газманов (есаул).
В – как называют музыканта-исполнителя, в совершенстве владеющий техникой своего инструмента (виртуоз).
Т – каким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения (темп).
Е – о каком военном чине казачьего войска поют в своих песнях А. Розенбаум и О. Газманов (есаул).
Р – музыкальное поэтическое произведение для голоса в сопровождении гитары и арфы (романс).
П – какой известный русский композитор написал оперу по романа Л. Толстого “Война и мир” (Прокофьев).
А – на каком музыкальном инструменте играла Наташа Ростова из романа Л.Н. Толстого “Война и мир” (арфа)
Наш тайник “взломали” ребята из команды _____, в тайнике оказался музыкальный инструмент дудочка, именно его и получают участники и право выхода в следующий тур.
Теперь на игровую площадку приглашаются участники из команд “МИ” и “ФА”.
Второй тур.
2. Знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов не только писал хорошо известные вам басни, такие как “Квартет”, “Осел и соловей”, “Скворец” и другие, но и был музыкантом-любителем и даже издавал журнал “Зритель”, в котором освещал вопросы музыки.[3]. На каком музыкальном инструменте играл известный баснописец?
С – в какой повести писателя В. Короленко, в которой рассказывается о нелегкой судьбе талантливого пианиста (“Слепой музыкант”).
К – композитор, написавший музыку к 120 фильмам, в том числе и детским “Приключения Электроника”, “Гостья из будущего” (Крылатов).
Р – как называется опера М. И. Глинки, написанная по мотивам сказки А. С. Пушкина, действия которой происходит в Киевской Руси (“Руслан и Людмила”).
И – какая страна считается родиной оперы (Италия).
П – как называется перерыв в звучании музыки (пауза).
К – композитор, написавший музыку к 120 фильмам, в том числе и детским “Приключения Электроника”, “Гостья из будущего” (Крылатов).
А – какой музыкальный инструмент изображен на гербе Ирландии (арфа).
Наш тайник открыли ребята из команды _____, в тайнике оказался музыкальный инструмент дудочка, именно его и получают участники и право выхода в следующий тур.
Теперь на игровую площадку приглашаются знатоки из команд “ЛЯ” и “СИ”.
Третий тур.
3. У Александра Сергеевича Пушкина в романе “Евгений Онегин” есть строки:
Весь вечер Ленский был рассеян,
То молчалив, то весел вновь.
Но тот, кто музыкой взлелеян
Всегда таков: нахмуря бровь,
Садился он за …[2]
За какой музыкальный инструмент садился герой Пушкина – Ленский?
К – какой мультипликационный герой исполняет известную песенку, которой поздравляют именинников (Крокодил Гена).
Л – какой музыкальный инструмент является и денежной единицей Италии (лира).
А – как называется медленный темп в музыке (адажио).
В – какой европейский город считается родиной вальса (Вена).
И – народные мотивы какой страны были использованы французским композитором М. Равелем при создании произведения “Болеро” (Испания).
К – какой мультипликационный герой исполняет известную песенку, которой поздравляют именинников (Крокодил Гена).
О – как называется музыкальный спектакль, в котором мысли, чувства героев передается при помощи пения (опера).
Р – какой музыкальный инструмент в переводе с французского означает “королевский”, “царственный” (рояль).
Д – кто руководит музыкальным оркестром (дирижер).
Ы –
Наш тайник открыли ребята из команды _____, в тайнике оказался музыкальный инструмент горн, именно его и получают участники и право первыми выйти в финал.
Кто же будет их соперниками, это мы узнаем в следующем туре.
Я на игровую площадку приглашаю ребят из команд ______ и ______.
Четвертый тур.
4. В известном фильме по роману Жюля Верна “Дети капитана Грандта” звучит очень много музыки и песен. Самая известная из них, конечно, песенка про капитана. [4] (Звучит фонограмма). Кто из персонажей спел эту песенку?
П – современный известный латышский композитор, пианист, автор многих популярных песен, которые исполняют А. Пугачева, В. Леонтьев, Л. Вайкуле (Паулс Р.).
А – название какой рок-группы напрямую связано с именем известной английской писательницы, автора детективных романов (“Агата Кристи”).
Г – каким музыкальным инструментом владел Садко, герой известной сказки (гусли)
А – название какой рок-группы напрямую связано с именем известной английской писательницы, автора детективных романов (“Агата Кристи”).
Н – какую оперу написал Римский-Корсаков на сюжет повести Н.В. Гоголя и названную как “быль-колядка” (“Ночь перед рождеством”).
Е – из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты (ель).
Л – как называется известный танец одной из народностей Закавказья (лезгинка).
Ь–
А вот и второй финалист нашей игры – это знатоки из команды ____. Они получают музыкальный инструмент горн.
Для того чтобы узнать, кто же у нас самый эрудированный и кому достанется самый главный приз сегодняшней игры, я на игровую площадку приглашаю ребят из команд ______ и ______.
Пятый тур.
5. В каждом государстве есть свой национальный музыкальный инструмент, так гитара – испанский национальный инструмент, мандолина – итальянский инструмент, волынка – шотландский, бандура – украинский. У нас же в России это инструмент, придуманный известным музыкантом Василием Андреевым – балалайка. [3]. Как с татарского языка переводится данное слово?
Р – у А.С. Пушкина есть “Сказка о золотом петушке”, а кто написал оперу “Золотой петушок” (Римский-Корсаков Н. А.).
Е – какой буквой русского алфавита гитаристы обозначают аккорд “ми” (Е).
Б –какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя (Баян).
Е – какой буквой русского алфавита гитаристы обозначают аккорд “ми” (Е).
Н – как называются графические знаки для записи музыкальных звуков (ноты).
О – композитор, посвятивший свое творчество молодежи и детям и написавший музыку к таким известным песням, как “Пусть всегда будет солнце”, “Мальчишки и девчонки” (Островский А.И.)
К – тот, который "идет направо – песен заводит, а налево – сказку говорит" (кот ученый).
3. Подведение итогов.
Итак, самыми эрудированными в музыкальных вопросах стала команда _______, они и получают главный приз нашего “Музыкального тайника” – музыкальную дудочку футбольного фаната.
Теперь, ребята, давайте подведем итоги нашей игры и попробуем выразить свои мысли по ее поводу. Скажите, что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке, что вам понравилось, а что не очень?
Высказывания ребят.
Итак, подводя черту нашей игры, мне хочется отметить следующее:
Все ребята приняли активное участие на уроке, особенно хотелось отметить _______________________________________________________________, которые наиболее удачно отвечали на вопросы и наиболее четко выражали свои мысли.
Хочется отметить ребят, которые были моими помощниками на протяжении всей игры. Это ____________________________________________, которые прекрасно исполняли музыкальные произведения, ___________________, который замечательно справился с задачей лототронщика.
Но, так как наш урок был игрой, поэтому в любой игре есть победители. И каждая команда в память о нашем необычном уроке получает памятные дипломы за активное участие в интеллектуально-познавательной игре “Музыкальный тайник” и, естественно самые хорошие оценки в журнал.
4. Домашнее задание.
И последнее, игра игрой, но урок уроком. Если вы помните последний вопрос был о балалайке. И это не случайно, ведь уже через неделю у нас будет тема о русском народном музыкальном инструменте – балалайке. Поэтому откройте дневники и запишите задание на дом: написать мини-сообщение о создании этого инструмента.
На этом наш урок закончен, всем спасибо, до свидания. (Звучит музыка).
Список использованных источников:
- Афанасьев С.П. Музыкальный тайник; Серия “Клуб эрудитов”. Выпуск 5, - Кострома, ИМЦ “Вариант”, 1993 г. 35 стр.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – CD-диск. 2004 г.
- Дети капитана Грандта – DVD-диск. 2005 г.
- Пушкин А.С. Евгений Онегин. М., 1998 г.