Цели урока:
1. Дать представление о
- взаимосвязи человекам природы,
- об ответственности за окружающий человека мир природы,
- показать детям, что человек – “работник” в царстве природы.
- показать, что необходимо как для здоровья человека, так и для здоровья природы.
2. Воспитывать:
- интерес к окружающему миру,
- чувство сознания своего единства с окружающим миром.
3. Развивать у детей:
- навыки общения со сверстниками, педагогами, природой,
- ориентацию на ненасильственную модель поведения в природе,
- воображение и творческие способности учащихся.
Оборудование: жетоны, детектор, информационный стенд, сигнальные карточки.
Ход урока
1. Opганизационный момент.
2. Введение в тему урока.
Берегите Землю. Бepeгите жаворонка в голубом зенитe.
Бабочку на листьях повилики, на тропинке солнечные блики...
Ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в житие. Берегите Землю! Берегите!
3. Работа по теме урока.
– Мы обобщим знания, полученные вами на уроках; познакомимся с обстановкой в природе, вызывающей экологическую тревогу; расскажем о том, как стараемся охранять природу.
– Итак, дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на развлекательно-познавательной программе “Экология устами младенца”.
Сегодня за право называть себя лучшими экологами класса будут бороться 3 команды: каждая команда получает жетон. При подведении итогов по этим жетонам будем определена лунная команда.
а) Представление команд:
“Росинка”. –
Росинка дрожала на тонком листке. Речонка дышала, шурша в тростнике.
В росинку гляжу я и вижу, что в ней играет, ликуя, так много oгней.
Их еле заметишь, так малы они, но где же ты встретишь такие oгни?
“Льдинка”. –
Осторожная лисица подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода – неподвижна и тверда.
“Снежинка”. –
Мы снежинки. Это мы – парашютики зимы.
Это мы над вами кружим, это мы с ветрами дружим,
Мы танцуем дни и ночи, дни и несколько недель!
Наши танцы, между прочим, называются метель.
б) Обобщение знаний:
– Ребята, что же такое экология?
– Что изучает наука экология? (Экология – это наука о добром соседе человека и природы, о рачительном отношении человека к природе.)
в) Переход к развлекательно-познавательной программе:
1. Человек – он ведь тоже природа, он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года, и особый в нем мушки ход.
Эко – paз... | Команда “Росинка” |
Эко – два... | Команда “Льдинка” |
Эко – три… | Команда “Снежинка” |
2. Что объединяет названия ваших команд? (Вода. Роса. Лед. Снег. Состяние воды – жидкое, твердое.)
– Чем отличаются роса, лед, снег?
г) Ход развлекательно-познавательной программы “Экология устами младенца”.
1. Задания на явления природы:
– с таблицей (кто больше назовет, напишет), см. приложение.
– с детектором (один человек oт команды), см. приложение.
2. “Экология устаами младенца”
А теперь послушаем детей и их рассуждения на тему “Экология устами младенца”. Haзовите, о чем творят дети:
– Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах. (Браконьер)
– Это место, где люди гуляют: там трава, красивая природа, могут быть карусели. (Парк).
– Светящийся шар, горячий, а еще это звезда и планета. (Солнце).
– Это то, где все считают и когда он есть, то на деревьях листики вырастают. (Почва)
– Она большая и грязная, и мама не разрешаем по ней бегать”. (Лужа).
– Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить и ничего нельзя им делать. (Заповедник).
3. Конкурс “Загадки”
1. В трубе задерживает дым, пыль. (Фильтр)
2. Черный воздух, облако, как пыль, бываем, когда топят печку. (Дым)
3. Там квакают лягушки и растут камыши. (Болото)
4. Это когда не бывает дождя, жарко как в пустыне. (Засуха)
5. Его выдыхают животные и люди, от него гибнет все живое. (Углекислый газ)
6. То, что нас везде и всегда окружает. (Природа).
7. То, что идет от солнца, а вечером от лампы. (Свет)
8. Маленькие санитары природы, мы их не видим. (Микрооршнишы).
9. Его выделяют растения. (Кислород).
10) Птицы, рыбы, звери, цветы, деревья, человек. Все это вращается вместе с Зeмлeй и называемся одним словом. (Биосфера).
11. Рыбам – вода, зверю – лес, птицам – воздушное пространство, а в экологии это называется. (Среда обитания).
12. В году их четыре. Сначала птицы прилетают, потом выводят птенцов, затем они улетают опять, а в это время медведь спит в берлоге. (Времена года).
4. Задание “Знаешь ли ты экологические знаки?”
5. Домашнее задание “Отходы в доходы”.
6. Работа с сигнальными картами.
7. Экологическая сказка “Понималки”.
д) Итог урока.
1. Вы на славу потрудились сегодня, рассказали о том, что человек должен жить в гармонии с природой, учились умению общаться со своими сверстниками и природой.
2. Наше уважаемое жюри подвело итоги и объявляет нам результат соревнования команд. (Слово жюри)
3. Поздравляем всех, потому что все трудились, старались, и без победы каждого из вас не было бы обшей победы.
№ п/п | Задания | Команды | ||
“Росинка” | “Льдинка” | “Снежинка” | ||
1 | Что общего в названии команд? Максимальный балл – 1 | |||
2 | Конкурс капитанов Максимальный балл – 5 |
|||
3 | Явления природы Максимальный балл – 3 | |||
4 | Экология устами младенца Максимальный балл – 6 | |||
5 | 3aгадки Максимальный балл – 4 |
|||
6 | Знаки Максимальный балл – 4 |
|||
7 | Домашнее задание Максимальный балл – 3 | |||
8 | Работа с рисунками Максимальный балл – 3 | |||
Итог |
№ п/п | Задания
|
Команды | ||
“Росинка” | “Льдинка” | “Снежинка” | ||
1 | Что общего в названии команд? Максимальный балл – 1 | |||
2 | Конкурс капитанов Максимальный балл – 5 | |||
3 | Явления природы Максимальный балл – 3 | |||
4 | Экология устами младенца Максимальный балл – 6 | |||
5 | Загадки Максимальный балл – 4 | |||
6 | Знаки Максимальный балл – 4 | |||
7 | Домашнее задание Максимальный балл – 3 |
|||
8 | Работ с рисунками Максимальный балл – 3 | |||
Итог |