Задачи: дать учащимся понятия о взаимоотношениях, акцентируя особое внимание на хищничество – как об одном из отношений между организмами, на этом примере продолжить формирование нравственных качеств, таких как доброта, любовь к природе и всему живому.
Оборудование: рисунки, схемы, таблица “Взаимоотношения организмов”, худ. литература.
Ход урока
I. Вступление.
Сегодня мы продолжим изучение науки, которая называется экология.
- Что изучает эта наука?
Да, на предыдущих уроках мы узнали, что организмы, живущие по соседству снами, живут группами, приспосабливаясь, друг к другу, находя в этом выгоду или же, враждуя друг с другом, а может, не замечая друг друга.
- Как экологи называют группы, которые состоят из разных животных, растений, грибов, бактерий, живущих в одном месте. Например, в лесу, на лугу или в болоте? (биоценоз)
II. Формирование новых знаний.
1. В любом биоценозе имеются такие организмы, которые влияют друг на друга, либо не влияют, то есть не замечают друг друга. Если влияние существует, то оно может быть благоприятным или неблагоприятным. Если влияние плохим образом сказывается хотя бы на одном из двух организмов, то оно неблагоприятное и его означают знаком “-”. Отсутствие влияния обозначают “0”. Тип взаимоотношений, при котором один из организмов пары получает пользу, и для другого это влияние так же полезно или безразлично, обозначают знаком “+”.
рис. 1 паразитизм
рис. 2 сотрудничество
рис. 3 нейтрализм
рис. 4 конкуренция
рис. 5 квартиранство
Обозначьте знаками эти взаимоотношения.
рис. 1 паразитизм + -
рис. 2 сотрудничество + +
рис. 3 нейтрализм 0 0
рис. 4 конкуренция - -
рис. 5 квартиранство + 0
Мы говорили о дружеских взаимоотношениях, о равнодушии организмов друг к другу, о борьбе за жизнь, а существуют ли в природе другие, более жестокие взаимоотношения?
В когтях у ястреба
Надо мною безоблачное небо, яркое солнце, и где-то в вышине звенит серебряным бубенчиком невидимый жаворонок. Но вдруг он смолк, пулькой пикирует вниз. Я поднимаю голову и вижу: с высоты поднебесья летит на жаворонка ястреб-перепелятник. Оказалось бы рядом с поле с посевом, жаворонок, конечно, юркнул бы в густоту зелени и спасся. А тут открытое место, негде спрятаться от хищника. В одно мгновение ястреб схватил с земли маленькую птаху и полетел к ближайшему телеграфному столбу, чтобы прикончить там жертву.
Я опомнился и помчался следом, кидая в него на бегу сухие комья. Преследуемый моими криками и комьями земли, ястреб разжал когти, и жаворонок камешком упал со столба.
Подбежав, я поднял неподвижную птицу, подумал, что она уже мертва. Но та оказалась живой и невредимой, но только замерла с перепугу. А когда опомнилась, вспорхнула с моей ладони и с радостным “тюрьлю-тюрлью” полетела в сторону соседнего поля, где зеленели посевы озими. Там легче будет спрятаться от врагов.
“Счастливо отделался”, - подумал я, провожая взглядом жаворонка. Не будь меня рядом, конец пришел бы ротозею.
“Юный натуралист” 1990 год А.Корнеев
Как мы назовем такие взаимоотношения, когда одному из организмов хорошо, а другому очень плохо?
Все живущие на Земле – от микроскопической амебы до многотонного кита важная и неотъемлемая часть мироздания. Большинство животных на Земле – хищники, вынужденные добывать себе пищу, охотясь на жертву. В этом проявляется “великая мудрость природы”, законы развития которой предполагают наличие хищничества среди животных.
Хищник – организм, который убивает и съедает другой организм.
Жертва – организм, на который нападает хищник.
- Кто в рассказе хищник, а кто жертва?
- Что же такое хищничество?
рис. 6 хищничество + -
(вешаем на доску продолжение к рисункам)
Хищничество – такой вид отношений, при котором особи одного вида ловят, умерщвляют и поедают особей другого вида.
А может, было бы лучше, если хищников бы вообще не существовало? Был бы на Земле мир и тишина. Но давайте представим себе, что бы произошло, если бы на Земле жили только растительноядные животные? Они съели бы всю растительность, а потом, остались без кислорода и пищи, не смогли бы выжить сами.
Итак, вредно или полезно хищничество на планете? Каков будет ответ?
Представим себе, пасется стадо антилоп, не далеко от них лев, он выбирает себе жертву, он голоден.
Он страшен для всего стада или только для одной особи?
Многим ли хищникам везет в охоте?
“Зеркало”
Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда-либо зверей только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды”.
Эти слова написаны при входе в зоопарк в городе Бронксе.
Посмотрите здесь “портреты” самых разнообразных живых организмов.
Подойдите, назовите, кого вы узнаете.
Все рисунки убрали. Итак, это были хищники. А может, мы еще кого-нибудь забыли у зеркала? Посмотрите внимательно.
Да, конечно это человек!
Он самый страшный, самый беспощадный и самый умный хищник на Земле. Он не хочет считаться с законами природы, он живет по своим неписаным законам жестокости и бездушия.
Послушайте рассказ может быть в нем говорится об этих отношениях?
Рассказ В.Астафьева “Зачем я убил коростеля?” (название рассказа не называется)
“Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.
Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать – непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!
Я догнал птицу в борозде и слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
Я взял в руки птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо было желтовато, с ржавчинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.
Я узнал птицу – это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья – дергачи покинули наши места, отправились в теплые края – зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под литовку. Вот потому он бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника, и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.
Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи не последнем вздохе допевают песни.
Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травкой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает – скрипит! Значит, лето полное началось, значит сенокос скоро, значит все в порядке.
И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, “где зори маковы вянут, как жар позабытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…”. Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
Не приспособленная к полету, но быстрая по бегу, птица эта два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.
Как идет коростель, где, какими путями – мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц – небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто на работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.
Птица коростель во французском старинном, городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу, а всякого навиделся. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
- Как вы назовете этот рассказ?
- Для чего этот человек убил коростеля?
- Как он после всего совершенного себя чувствовал?
Вывод.
Осознанно или неосознанно человек наносит своим поведением (которое зависит от воспитания и моральных устоев личности) и деятельностью непоправимый урон природе, он самый беспощадный хищник из всех существующих на Земле.
Сколько же жертв уничтожено им – самым разумным на планете?
(Демонстрация фотографий, рисунков организмов из Красной книги.)
III. Закрепление изученного.
1. Определите тип взаимоотношений.
Паразитизм – форма взаимоотношений двух организмов, носящая противоположный характер, когда один из них использует другого в качестве среды обитания или источника пищи.
Конкуренция – взаимоотношения организмов, соревнующихся за одни и те же ресурсы при их недостатке, например при поисках пищи, укрытий.
Нейтрализм – это отношение характеризуется отсутствием непосредственного влияния одного вида на другой.
Квартиранство – форма взаимоотношений, при которой один из партнеров доставляет пищу или убежище другому виду, при этом он извлекает пользу, а хозяин не имеет никакой выгоды.
Сотрудничество – оба вида образуют сообщество. Оно не является обязательным, так как каждый вид может существовать отдельно от другого, но жизнь вместе приносит им обоим пользу.
Симбиоз – каждый из видов может жить и расти только во взаимосвязи с другим видом.
Хищничество – такой вид отношений, при котором особи одного вида ловят, умерщвляют и поедают особей другого вида.
2. Составить напутствие для потомков.
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы –
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Некоторые высказывания детей
- Те, кто будет жить после нас, не повторяйте наших ошибок!
- Человек! Злу и жестокости скажи - нет!
- Братья! Планета – наш дом. Оберегайте, любите всё, что на ней живет!
IV. Задание на дом.
Изучить текст.
Составить свое напутствие.