Цели:
- Образовательные – научиться находить границы площади любой фигуры, повторить ранее изученный материал;
- Развивающие – развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы, творческие способности.
- Воспитательные – воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Оборудование:
- Игра “Внимание”.
- Изображение солнца.
- Математика, 4 класс (1 часть) Л.Г.Петерсон.
Ход урока
I. Орг. момент.
Психологический настрой:
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят).
- Уши внимательно слушают и всё … (слышат).
- Голова хорошо … (думает).
- Улыбнитесь друг другу, сделайте комплимент или скажите просто добрые слова.
II. Минутка математического письма.
- Ребята, запишите, пожалуйста, число, классная работа. У каждого из вас в тетради индивидуальный показ цифры, пропишите одну строку, а вторую по выбору.
III. Актуализация знаний.
- На уроках математики мы всегда узнаём что-то новое, интересное, повторяем ранее изученный материал, а ещё на уроке мы выполняем математические операции.
- Какие математические операции мы выполняем, решая уравнения? (умножение, деление, сложение, вычитание)
- Как называются числа при сложении? (Слагаемые, сумма)
- При вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разница)
- При умножении? (Множители, произведение)
- При делении? (Делимое, делитель, частное)
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Пресс-конференция”, а за одно и вспомним, как найти неизвестные компоненты.
- Спасибо за участие в игре, а сейчас можно смело участвовать в викторине “Хочу всё знать”.
- Однажды, в английском графстве Камберленд разразилась гроза. Сильный ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили вещество, обладающее удивительными свойствами. Расшифруйте его название, расположив корни уравнений в порядке убывания.
Т. 90 * х = 6300 (70) Г. у : 60 = 600 (36000) И. 2500 : z = 5 (500) Р. 90 + х = 6300 (6210) Ф. у – 60 = 600 (660) А. 2500 – z = 5 (2495)
36000 6210 2495 660 500 70 Г Р А Ф И Т
- А как вы думаете, используют ли это вещество в наши дни? Где?
- Ребята, графит - это минерал тёмно-серого или чёрного цвета, употребляется для изготовления карандашей, смазочных материалов. Обнаружили этот минерал в 1565 году.
- А в то время кусочками этого вещества пастухи стали метить овец, а торговцы делали подписи на корзинках.
Внимание, ребята! И на десерт я вам предлагаю математические загадки, только на одну минутку:
- Игорь задумал число, прибавил к нему 400 и получил 900. Какое число задумал Игорь?
- Таня тоже задумала число, вычла из него 600 и получила 200. Какое число задумала Таня?
- Борис вычел задуманное число из 700 и получил ответ 300. Какое число задумал Борис?
- В школьной столовой Оксана купила 2 булочки и 2 пирожка. Сколько денег Оксана заплатила за покупку?
- Дима купил 10 тетрадей в клетку, а Коля 6 тетрадей в линию. Сколько тетрадей купил Коля?
- Молодцы! Внимательны и умеете мыслить!
IV. Постановка проблемы.
- Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы сами проверили у себя зрительную память и внимание.
Проводится игра “Внимание”.
- Посмотрите, запомните и попробуйте зарисовать у себя в тетрадях.
- Что представляет собой шестая фигура?
- Найдите площадь данного прямоугольника?
- А что нужно знать, чтобы найти S прямоугольника (длины сторон и формулу S =аb)
- Предлагаю вам такое задание: начертите в тетради произвольный прямоугольник и вычислите его площадь.
- Какой формулой воспользуетесь?
- Назовите полученные ответы. Интересно, а почему площади неравны, ведь мы находим их по одной формуле S=ab? (Стороны разные).
- На что похожа первая фигура в игре “Внимание”? (на круг с лучами, на солнце)
- Сегодня к нам на урок пожаловало “Солнышко”, чтобы вам было светло и радостно. Солнышко просит вас найти площадь его деток, которую они занимают на плоскости. (У всех детей на партах изображения солнца на листах в клетку).
- Кто это может сделать?
- Почему мы не можем найти площадь “солнышка”? (Не знаем формулу круга).
- Итак, перед нами проблема. Какая? (Не у всех фигур можно найти площадь).
- И эту проблему нам нужно решить сегодня на уроке.
V. Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока “Оценка площади”.
- Что значит “оценить”? (Найти границы)
Следовательно, цель урока – научиться находить границы площади любой фигуры, а за одно и повторить ранее изученный материал.
VI. “Открытие” детьми нового знания.
- Назовите единицы измерения площади?
Вывод: значит, мы измеряем площадь любой фигуры квадратиками или находим сколько квадратиков вмещается в данную фигуру.
- А теперь попробуйте это сделать.
- Что интересного заметили? (S солнышка состоит из целых и нецелых квадратиков).
- Как вы предлагаете оценить площадь, найти её границы?
Выслушиваются мнения детей.
- Итак, нижняя граница – это меньшее число, значит мы будем считать целые квадратики.
- Сосчитайте их. Какова нижняя граница?
- Почему "нижняя граница" у всех разная? (Диаметр солнца у всех разный.)
- Что нужно сделать, чтобы найти "верхнюю границу"? (Найти большее число.)
- Значит, нужно найти количество целых и нецелых квадратиков. Посчитайте их.
- Это можно записать в виде двойного неравенства:
12 < S < 15
- Что значит “оценить” границы площади?
- Как найти верхнюю границу? Нижнюю?
- Правильно! Солнышко благодарит вас и предлагает отдохнуть.
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VII. Первичное закрепление.
- А сейчас путешествие на страничку учебника.
1. С. 49 №3 – фронтально
2. С. 50 №4, №5
3. С. 50 №6 – по рядам (мини- самостоятельная работа с проверкой)
VIII. Повторение.
- А сейчас, ребята, повторим ранее изученный материал, решим задачу на движение. Но прежде давайте вспомним формулу пути. (S = vt)
- Как найти скорость? Время? (Дети рассказывают правила)
1. Задача №9 стр.56.
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти?
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
Решение.
480:8=60 (км/ч) – скорость автобуса
60+36=96 (км/ч) – скорость автомобиля
480:96=5 (ч)
480:4=120 (км/ч)
Ответ: за 5 часов пройдёт это расстояние автомобиль, со скоростью 120 км/ч надо ехать автомобилю.
2. Следующее задание №12 на стр.52
- Если высказывание ложно, вы хлопаете в ладоши. Если истинно – никаких движений делать не надо.
- В каких высказываниях говорится одно и тоже?
3. №9 стр.51.
- Ребята, с этим заданием вы тоже справились, хочу предложить вам поучаствовать в "Блиц-турнире". (Самопроверка и самооценивание).
- Молодцы!
IX. Итог урока.
- Чему научились на уроке? (Оценивать площадь)
- К какому выводу пришли? (Чтобы оценить площадь, нужно найти её границы и записать в виде двойного неравенства)
- Как найти “нижнюю границу”? “Верхнюю границу”?
- Как оцениваете свою работу?
Домашнее задание.
С. 49 № 2, с.52 №11 (а или б)