По программе базового уровня О.С. Габриеляна.
Время проведения - конец I полугодия.
Соревнование проводится между командами восьмых классов. Состав команды 7-10 человек, один из которых является капитаном. Остальные учащиеся класса - болельщики. У каждой команды должна быть эмблема и "химическое " название.
За две недели до Смотра знаний каждый класс получил домашнее задание.
Задание № 1. Собрать пословицы, поговорки, крылатые слова, в которых использованы названия химических веществ.
Задание № 2. "Какие вещества живут в твоём доме?" Привести названия и химические формулы этих веществ.
Перед началом соревнований капитан каждой команды сдаёт жюри альбом с выполненным домашним заданием.
Ведущий - представляет команды, капитанов, членов жюри.
I этап смотра знаний - это разминка команд
Блиц опрос. (Методика теле-игры "Счастливый случай"). Победительницей станет та команда, которая за 4 минуты ответит на большее количество вопросов.
Вопросы для блиц опроса первой команды
1. Как называется химическая связь между металлом и неметаллом? (Ответ: ионная).
2. Условный заряд атома называется? (Степень окисления).
3. Как называются атомы с одинаковым зарядом ядра и разной атомной массой? (Изотопы).
4. Вид связи в молекулах воды? (Ковалентная полярная).
5. Как называются соли соляной кислоты? (Хлориды).
6. Чему равен молярный объём газов при нормальных условиях? (22,4 л/моль).
7. К какому типу относятся реакции, при которых из нескольких веществ, получается одно сложное вещество? (Реакция соединения).
8. Как изменяется радиус атома в периоде с увеличением порядкового номера элемента? (Уменьшается).
9. В периодах с увеличением порядкового номера металлические свойства ... (Ослабляются).
10. Реакции, идущие с выделением теплоты, называются ... (Экзотермическими).
11. Вещества, молекулы которых, состоят из атомов одного вида называются ... (Простыми).
12. Единицей количества вещества является ... (Моль).
13. Какой учёный открыл закон сохранения массы веществ? (М.В. Ломоносов).
14. По физическим свойствам все простые вещества делятся на (Металлы и неметаллы).
15. Что означает порядковый номер элемента в строении атома? (Заряд ядра, число протонов, число электронов в атоме).
Вопросы для блиц опроса второй команды
1. Способность атомов химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи называется ... (Электроотрицательность).
2. Как называется химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар? (Ковалентная).
3. Как называется явление существования разных простых веществ, образованных одним химическим элементом? (Аллотропия).
4. Вид связи в молекуле кислорода? (Ковалентная неполярная).
5. Как называются соединения, состоящее из двух элементов, один из которых – кислород со степенью окисления “-2”? (Оксиды).
6. Чему равно число Авогадро? (6*1023 частиц/моль).
7. К какому типу относятся реакции, при которых из одного сложного вещества получается несколько новых? (Реакция разложения).
8. Как изменяется радиус атома в группах с возрастанием порядкового номера элемента? (Увеличивается).
9. В группах с возрастанием порядкового номера элемента металлические свойства ... (Усиливается).
10. Реакции, идущие с поглощением теплоты, называются … (Эндотермическими).
11. Вещества, молекулы которых состоят из атомов разного вида, называются ... (Сложными).
12. Моль — это единица измерения физической величины, которая называется ... (Количество вещества).
13. Какой учёный открыл периодический закон и составил периодическую систему химических элементов? (Д.И. Менделеев).
14. Все химические элементы делятся на две группы ... (Металлы и неметаллы).
15. В строении атома номер периода обозначает ... (Число энергетических уровней).
II этап Смотра знаний - химическая эстафета
Каждый участник команды по очереди заполняет эстафетный лист.
Команда, которая первой сдаёт лист эстафеты жюри, получает дополнительное очко.
Лист химической эстафеты 8 “__” класс
1 ученик | Электронная формула 1S22S22Р5 принадлежит атому… | ||||||||||||||||||
2 ученик | Наиболее ярко выраженные
неметаллические свойства проявляет:
|
||||||||||||||||||
3 ученик | Подчеркните формулы веществ с
ковалентной полярной связью: H2O ; Na2O ; H2 ; PCl5 ; O3 |
||||||||||||||||||
4 ученик | Расставьте коэффициенты: С3H8 + О2 —> СO2 + Н2О + Q Как называется эта реакция? Ответ: |
||||||||||||||||||
5 ученик | Подчеркните уравнения реакций
замещения:
|
||||||||||||||||||
6 ученик | Составьте формулы оксидов, которые
соответствуют веществам: Fe (OH)2 —>... HNO3 —>... |
||||||||||||||||||
7 ученик | Заполните таблицу
|
||||||||||||||||||
Капитан | Составьте формулу соединения, в состав
которого входят химические элементы: фтор и
кислород. Напишите название вещества. Ответ: |
В то время, когда команды заняты в химической эстафете, болельщики участвуют в викторине “Найди химический элемент”.
Болельщики зарабатывают дополнительные очки для своих команд.
Вопросы викторины
- Как называется химический элемент с порядковым номером -26? (Железо)
- Порядковый номер элемента, атомная масса которого равна 12? (Углерод №6)
- Сколько электронов в атоме натрия? (11)
- В каком периоде живёт калий? (В четвёртом)
- В какой группе живёт азот? (В V)
- Назовите элемент 4 периода 5 группы главной подгруппы. (Мышьяк)
- Химический элемент живёт в 4 периоде, на внешнем энергетическом уровне у него 7 электронов. Как называется этот элемент? (Бром)
- Определите заряд ядра элемента с атомной массой - 32. (+16 сера)
- По визитной карточке .... 5S25P5 найдите химический элемент. (Йод)
- Сколько элементов на внешней орбите у 18-ого элемента? (8e)
- Как называется химический элемент, заряд ядра которого +20? (Кальций)
- Как называется элемент, в атоме которого 14 электронов? (Кремний)
- Где живёт элемент, относительная масса которого - 7? (Это литий, II период, I группа)
- Назовите элементы VI группы главной подгруппы. (Кислород, сера, селен, теллур, полоний)
- Где живут элементы, на внешней орбите у которых - 4 электрона? (Главная подгруппа 4 группы)
- Назовите элемент II периода с самым большим радиусом атома. (Литий)
- Среди элементов I группы назовите элемент, у которого самый большой радиус атома. (Франций)
- Назовите самый активный неметалл среди химических элементов. (Фтор)
- Назовите элемент, у которого металлические свойства выражены наиболее ярко. (Франций)
III Этап смотра знаний — телеэфир. Передача "Криминальная хроника"
Оперативная сводка из дежурной части ГУВД Москвы. За текущие сутки произошли следующие правонарушения: нарушение концентрации реагирующих веществ - 9, раскрыто - 7; нанесение тяжких химических повреждений - 6, раскрыто - 4; незарегистрированные реакции горения, окисления - 9, раскрыто - 6.
Стоит особо заметить происшествие, произошедшее в районе школы №517: на телефон ОВД “Котловка” поступил тревожный звонок от учеников школы. Прибывшая группа немедленного реагирования задержала особо опасных преступниц X и У, ранее судимых за нанесение ожогов и порчу тканей. Однако, оказав сопротивление сотрудникам милиции сержанту Метилоранжу и старшине Фенолфталеину, преступницы скрылись, растворились в воде. Причём свидетели утверждают, что Фенолфталеин, обыскивая задержанную гражданку У, от смущения стал малиновым. А Метилоранж побагровел, увидев фотографию гражданки X в паспорте. Воспользовавшись, замешательством оперативников, преступницы скрылись. Особые приметы: разыскиваемая X, пользуясь жидким агрегатным состоянием легко вступает в контакт с гражданами с целью солеобразования, разыскиваемая У, обладая твёрдым агрегатным состоянием, замечена в реакции нейтрализации. Всех, видевших разыскиваемых, просьба звонить по телефону 121-92-33 или 02.
Оперативную обстановку докладывал: В.А. Духанин.
Задание:
Определить личности разыскиваемых преступниц X и У.
Фотороботы преступников прилагаются.
Их разыскивает милиция.
Особые приметы преступниц: разыскиваемая X - бесцветная жидкость.
Вызывает ожоги на коже, при контакте с бумагой, тканями образует на них дырки.
Разыскиваемая У, обладает твёрдым агрегатным состоянием, белого цвета, хорошо растворяется в воде. При обыске гражданки У, старшина Фенолфталеин: от смущения стал малиновым.
Гражданка X, при беседе с сержантом Метилоранжем, заставила опытного сыщика покраснеть.
Участники команд выполняют экспериментальную задачу по распознаванию растворов кислоты и щелочи.
Ребята должны не только определить в какой колбе находится “преступница” – вещество X, а в какой – У, но и назвать их: X – кислота, У – щелочь.
Примечание: в целях безопасного проведения эксперимента, для распознавания дается раствор пищевой лимонной кислоты, а вместо щелочи – концентрированный раствор карбоната натрия.
IV ЭТАП. Конкурс капитанов
Капитанам предлагается выполнить практическую работу.
Задание № 1.
Отмерить 10 моль воды.
Ответ: в мерный цилиндр налить 180 мл воды.
Задание № 2.
Отмерить 1 моль поваренной соли.
Ответ: на весах взвешивается 58,5г поваренной соли.
Пока капитаны выполняют практическую работу, остальные участники Смотра знаний принимают участие в химическом аукционе.
Ведущий аукциона:
Лот № 1 | Плитка шоколада “Российский” массой
100г. В этой плитке содержится 34,2г сахара (Формула
сахара С12Н22О11). Сколько молекул
сахара находится в этой плитке шоколада? Назвавший правильный ответ становится владельцем этой плитки шоколада. (6*1022 молекул). |
Лот № 2 | Бутылка газированной воды “Святой источник” объёмом 1 литр. Какое количество воды содержится в этой бутылке? (Ответ: 55, 56 моль). |
Жюри подводит итоги соревнования, называет команду-победительница Смотра знаний.
В качестве зрителей приглашаем родителей учащихся. При такой организации смотра знаний даже самые слабые ученики стремятся как можно лучше подготовиться к этому уроку.