Для вас, родители

Разделы: Работа с родителями


Мы все хотим, чтобы наш ребёнок хорошо учился. Но может ли он это? Не являются ли наши требования завышенными? Отчего это зависит? Не правда ли, слишком много сразу вопросов. Давайте вместе порассуждаем. Ведь мы передаём ребёнку в генах не только цвет волос и форму глаз, но и природные задатки, на базе которых развиваются способности к каким-то видам деятельности, к учебным предметам в частности. Оказывается, низкие успехи в каком-то предмете не являются его виной, а являются его бедой, наследственно переданной. Так что же получается? Вполне возможно, что ребёнок тоже будет получать в школе “2” и “3”, если их получали родители. Но ведь только задатками его возможности не определяются. Проблема ребёнка уходит корнями в дошкольный период. К большому сожалению, в нашей республике область дородовой педагогики развита недостаточно. Уже в 3-4 недельном возрасте в чреве матери можно обучать ребёнка считать и говорить. Многие родители не знают, что половина прижизненного развития заканчивается к 4-м годам, ещё треть - к 8-ми и только 20% остаётся на всю жизнь. Но кто обучал родителей, как и что надо делать? Не так уж и велика эрудиция воспитателей в этом вопросе. И ребёнок несёт в школу вместе с портфелем мешок проблем.

Остановимся на тех, которые будут мешать ему учиться. Первая- проблема руки (тремор). Ребёнок ещё в детском саду успел натерпеться обид: “Все уже обулись, а ты - нет. У всех куртка застёгнута, а ты не можешь!“ Не может. Рука дрожит. Как это проверить? Очень просто. Возьмите двухрублёвую монету, обведите. Положите внутрь однорублёвую, тоже обведите. Попросите ребёнка нарисовать свой кружок между этими двумя. Посмотрите, каким он получится. Если линия получилась дрожащая, извилистая - это и есть тремор. Причина может быть разной: ребёнок плохо питается, часто болеет, много шумов дома… Другая причина возникновения тремора - слабые пальцы. Начинать их тренировать надо было ещё в 3 года, но и сейчас не поздно. Помните, как нам говорили: “Мы писали, мы писали, наши пальчики устали “, а мы сжимали и разжимали кисти рук? Но на пустой руке жима, снимающего напряжение с пальцев, не получается. Эффективный способ тренировки – упражнения с мячиком, который подбирается по величине руки ребёнка. Такой мячик изготовить можно из старых колготок и увеличивать их по мере роста руки. Он должен быть достаточно плотным и упругим.

При рассмотрении линии, которую нарисовал ваш ребёнок, пожалуйста, обратите внимание на такую деталь: “не вылезает“ ли кружок вверх или вниз. Это уже не слабые пальцы, о которых мы говорили, это - нарушение координации движения, и здесь нужен другой способ тренировки. Разбросайте монеты или пуговицы. Ребёнку нужно попасть пальцем в разные монеты. Можно сразу тренировать и внимание: попасть тем пальцем, который вы укажете. Повесьте на стену лист ватмана, приклейте разные картинки, дайте ребёнку указку: “Попади в цветок, в стол … “. Конечно, эти упражнения лучше проводить лет в пять, но и сейчас вы ему поможете: сделайте прорезь на листе картона в 5 миллиметров и попросите малыша ежедневно заполнять пустоту разными линиями. Рука ребёнка постепенно привыкнет к заданной высоте, и буквы потом на строчке будут получаться одинаковыми. Так мы поможем своему ребёнку координировать движения обеих рук.

Следующие умения, которыми должны овладеть дети до школы, - это умение слушать и умение самому говорить. Понаблюдайте за ребёнком. Посчитайте, сколько раз вам нужно повторить просьбу, чтобы её он выполнил. Три – четыре, а, может, больше? А на уроке учитель в лучшем случае дважды повторит одно и то же объяснение, которое надо не только услышать, но ещё и запомнить. Получится ли у него это? Оказывается, мы слышим только тогда, когда повторяем все слова вслед за говорящим. Если у ребёнка бедный словарный запас, то ему придётся речь учителя сначала переводить на “свой“ язык, ему понятный, а уж потом запоминать. И вы уже, наверно, догадываетесь, что смысл высказывания будет неполным, где-то сужен или искажён до неузнаваемости. Хотите иметь ребёнка, который желает идти в школу? Тогда каждый день помогайте ему говорить с вами. Слушать должны вы, а не он. Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь. Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: “Что было днём? Что ты делал?” Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у будущего школьника не развивалась речевая застенчивость.

Наш разговор подходит к концу. Конечно, это не все проблемы, с которыми столкнётся ваш ребёнок, придя в школу. Но вы должны помнить, что одной из причин школьных проблем является несформированность учебных умений, связанных с физическим и умственным развитием ребёнка. Вспомните, как вы учились. Ведь ваш сын или дочка будут изучать всё то, что изучали вы. И ребёнку потребуется, как когда-то и вам, память (зрительная, слуховая, двигательная), внимание (его концентрация, распределение, переключение), воображение, умение сравнивать, анализировать, обобщать, приводить простые доказательства и делать умозаключения. А это и есть основа учебной деятельности, без которой успех невозможен.