Общие положения
- Куратор классного руководителя в условиях введения предпрофильной подготовки и профильного обучения – педагог школы, прослеживающий процесс формирования личности каждого ребёнка и содействующий тому, чтобы более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
- Куратор имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование.
- Руководство деятельностью куратора осуществляют заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе.
- Куратор работает в тесном сотрудничестве со школьным координатором по введению предпрофильной подготовки и профессионального обучения.
- Куратор отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, Советом школы, родителями обучающихся.
Основные задачи и направления работы куратора в условиях введения предпрофильной подготовки и профильного обучения
- Планирование, организация и проведение
информационной работы по предпрофильной
подготовке и профильному обучению:
а) с родителями обучающихся 9 – 11 классов;
б) с обучающимися 9 – 11 классов;
в) с учителями-предметниками. - Контроль посещаемости элективных курсов и курсов по выбору.
- Информирование обучающихся о модели профильного обучения школы на предстоящий учебный год.
- Осуществление мониторинга здоровья детей в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.
- Планирование и организация воспитательной и внеклассной работы класса с учётом введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
- Осуществление воспитательной работы класса в тесном сотрудничестве со школьным психологом, координатором предпрофильной подготовки и профильного обучения и педагогами, работающими в классе.
- Обеспечение взаимодействия класса с учреждениями высшего, средне-специального и профессионального образования (встречи, экскурсии), социальное партнёрство.
- Оказание помощи в составлении личного портфолио каждого ученика.
- Участие в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.
- Вовлечение семьи и других членов социума в
воспитательный процесс в рамках предпрофильной
подготовки и профильного обучения:
а) изучение семьи;
б) координация и взаимодействие с семьёй;
в) планирование и организация совместных программ;
г) реализация совместной программы “Досуг, профессии, деятельность, поддержка”. - Совместная работа с классным руководителем:
а) мониторинг интересов, развития, здоровья, потребностей, удовлетворённости, участия, активности, лидерства;
б) совместное со всеми заинтересованными сторонами определение проблем и комплексное планирование школьной жизни, досуга, увлекательных дел;
в) работа по созданию ученического самоуправления на основе проблемно-деятельностного, содержательного и мотивационного подхода;
г) проведение диагностики в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения;
д) создание условий для наибольшего успеха в избранных предметных областях и реализации себя в любой избранной внеклассной и внешкольной деятельности;
е) совместная работа с учреждениями дополнительного образования.
Куратор должен знать:
- Закон Российской Федерации “Об образовании”.
- Нормативно-правовые документы по обеспечению предпрофильной подготовки и профильного обучения.
- Как максимально учесть возрастные особенности учащихся при работе с учебной информацией в профильной школе.
- Конвенцию ООН о правах ребёнка.
- Теорию и методику воспитательной работы.
Куратор должен уметь:
- Оказать помощь классному руководителю в составлении плана воспитательной работы с учётом введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
- Организовать и провести родительское собрание или воспитательное мероприятие, содействующее профессиональному самоопределению учеников.
- Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками, раскрывающими личность обучающегося и выясняющими его профессиональную предрасположенность.
Методические рекомендации
Введение должности куратора профильного класса кажется нам целесообразным на переходном этапе школы к профильному обучению, так как это будет содействовать тому, чтобы более полно учитывать интересы, склонности и способности детей, создавая условия для обучения учащихся 9 – 11 классов в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Кроме того, куратор является помощником для классного руководителя, он помогает ему планировать и организовывать мероприятия, способствующие процессу формирования личности старшеклассников и содействующие их дальнейшему профессиональному самоопределению.