За последние годы кардинально изменилось содержание учебников по чтению для начальной школы. Но, тем не менее, неотъемлемой частью каждого из них являются поэтические тексты. От многих учителей приходилось, да и приходится слышать о трудностях работы со стихотворными произведениями, не создававшихся специально для детей. Авторы учебников, очевидно, мотивируют это тем, что наши ученики должны знать произведения поэтов-классиков с мировым именем, и это правильно. Как ни странно, но мне и моим ученикам нравится работать со стихотворением на уроке. Нравится потому, что сам стих по объему невелик по сравнению с прозаическим текстом и не вызывает негативного отношения к нему, что очень важно, учитывая тот факт, что у теперешних детей снижен интерес к чтению. Не скрою, на подготовку к такому уроку требуется значительно больше времени, так как нужно подобрать материал для речевой разминки, продумать возможности текста и долю участия каждого ребенка на уроке. Это еще и поиск умных вопросов, индивидуальных заданий. Ведь специальных методических разработок с анализом стихотворений для младших школьников пока еще нет. В методических журналах и газетах “Начальная школа” появляются лишь отдельные рекомендации к проведению уроков чтения, на которых ведется работа над поэтическими текстами. Особый интерес вызвала у меня публикация В. Ю. Свиридовой “Что говорит поэт и как он это делает” (газета ”Начальная школа”, 2006 г., №16, №17), где автор предлагает свой подход к анализу стихов “взрослых” поэтов. Совершенно согласна с мнением автора в том, что для каждого поэтического произведения необходим в чем-то неповторимый путь изучения. Но все же без традиционных этапов урока нельзя обойтись, чтобы работа над поэтическими текстами носила целенаправленный характер.
Используя собственные наработки и рекомендации журнальных и газетных статей, я составила для себя следующий план работы над поэтическими произведениями, куда включены и цели каждого этапа урока (Приложение 1).
Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых этапах урока, а именно: на речевой разминке, на правилах чтения и произношения, проверке домашнего задания, немного коснуться анализа текста, работы над выразительностью чтения, итогов урока, домашнего задания. Но прежде хочу заострить ваше внимание на оснащении такого урока. Не обойтись без репродукции картин, портрета поэта, фонохрестоматии по чтению, проигрывателя, фонохрестоматии по музыке, аудиокассет, магнитофона, рисунков учащихся.
Итак, поговорим о речевой разминке.
Поскольку я работаю в тесном сотрудничестве со школьным логопедом, в речевую разминку для 1 – 2 классов я включаю: 1) дыхательную; 2) артикуляционную; 3) звуковую или речевую гимнастику. Для постановки правильного дыхания использую одну из шумовых игр. В моей методической копилке они называются: “Пчела на лужайке”, “Жучки в полете”, ”Насос”, “Проколотый мяч”, “Поезд мчится”, “Трактор”, “Задуем свечи”, “Цветы” и др. Кстати, их можно использовать и в качестве физминутки в 1 классе.
Кроме того, они (шумовые игры) способствуют исправлению дефектов речи.
Для артикуляционной гимнастики (условное название – разомнем язычок) беру 2–3 упражнения, которые способствуют развитию подвижности языка, мышц губ. Приведу описание некоторых из них.
1. “ЛОШАДКА”.
- Присосать язык к небу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянем подъязычную связку.
2. “ГАРМОШКА”.
- Рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
3. “МАЛЯР”.
- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
4. “ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”.
-Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
5. “ГРИБОК”.
- Рот открыт. Язык присосать к нёбу. С силой оторвать от нёба (получается щелчок).
6. “ИНДЮК”.
- Приоткрыть рот. Энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл-бл-бл…
Для речевой гимнастики использую скороговорки (литературные и фольклорные), веселые стихи Б. Заходера, В. Берестова, С. Маршака, И. Токмаковой и др. Многие скороговорки при первоначальном произношении не совсем понятны детям, поэтому вначале необходимо раскрыть их смысловое значение. Когда смысл скороговорки понятен, приступаем к чтению:
- читаем “глазами”, следуя за указкой учителя;
- говорим, но беззвучно (шевеля губами);
- шепотом;
- вполголоса;
- медленно, выделяя каждый слог;
- в полный голос;
- быстро;
- быстро-быстро.
Если для речевой разминки используется стихотворение, то читаем его с грустью, весело, удивленно, с досадой, жалобно, голосами животных. Это упражнение дети выполняют с удовольствием, а положительные эмоции при обучении – это всегда хороший результат.
Таким образом, речевая разминка дает эмоциональный настрой уроку и занимает всего 2-3 минуты.
В 3-4-х классах акцентирую внимание детей на интонационную разминку, цель которой, - выбор интонации для чтения стихотворения. Для ее проведения использую средство обратной связи - доску-планшет с фломастером. Класс пишет фломастером на индивидуальной доске знаки !, ?, ., после того, как ученик произнесет слово или фразу.
Например,
1 ученик:. Утро! (Бодро, торжественно).
2 ученик: Утро. (С жалобным вздохом).
3 ученик: Утро? (Капризно, с удивлением).
4 ученик: Урок! (Восторженно).
5 ученик: Урок? (Беспокойно, с удивлением).
6 ученик: Урок. (Мечтательно).
7 ученик: Тут урок? (Жизнерадостно, с удивлением).
8 ученик: Тут урок. (Мягко, ласково, приветливо).
9 ученик: Тут урок! ( Дерзко, властно).
Кроме того, я предлагаю детям придумать ситуации, в которых эти предложения можно произносить с разной интонацией.
Над правильным литературным произношением основательно начинаю работать со второго класса. Использую для этого опорную схему:
пишется читается о без ударения е без ударения
я без ударения
-ого, -его
сч
ч
ться, тся
[а] [и]
[и]
[-ова], [ева]
[щ]
[ш]
[ца]
и специальные задания:
1. Читай правильно:
коробка, относится, кухонного, железо, мячи, счастье, конечно, чтобы.
2. Запиши транскрипцию слов: что, своего, ряды, скучно, улыбаться.
3. Кроме того, в стихотворной форме, повторяем правила чтения.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.
Проверку домашнего задания чаще всего провожу в виде конкурса чтецов. Из учеников выбираю членов жюри (3 чел.), причем не обязательно хорошо читающих, все должны попробовать себя в этой роли, раздаю им карточки с отметками 2, 3, 4, 5, усаживаю сбоку за отдельный стол. Остальные дети читают стихи, жюри выставляет отметки (баллы), комментируя их, я обобщаю сказанное и выставляю отметки в журнал. Этот прием позволяет резко улучшить технику чтения, ведь дети стараются прочитать без ошибок и выразительно, учатся слушать и слышать друг друга, становятся дисциплинированнее. Хочу также отметить, что во всех случаях, за редким исключением, дети выставляют объективные баллы.
Наиболее сложным этапом работы над поэтическим текстом является его анализ. Он сложен не только для ребят 7-9 лет, но и для учителя, т.к. требует знаний литературно-методического анализа текста. Можно воспользоваться примерными вопросами к произведению, которые опубликованы в журнале “Начальная школа ” за 1994 г., №10. Виды работ над текстом содержатся в журнале “Начальная школа” за 1990 г., №3.
Определенную трудность на уроках литературного чтения при анализе произведения вызывает работа с художественными средствами – метафорой, сравнением, эпитетами. Чтобы дети полнее представили себе их роль, провожу такую работу:
Сначала читаем отрывок из какого-нибудь стихотворения, ну, например, “Пороша” С. Есенина:
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказкой сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку.
Затем я предлагаю детям заменить стихотворные строки реальным описанием событий, убрав метафоры и сравнения. Получается примерно такой текст:
Лес стоит тихо. Сосна покрыта снегом. Согнулась под его тяжестью до земли.
Дети замечают, что сразу пропадает красота стихотворения, его яркость и образность. Роль метафор и сравнений становится более ясной, и ребята стараются использовать их в своих сочинениях и творческих работах.
На этапе выразительное чтение снова включаю в работу членов жюри, только теперь они уже работают без карточек, лишь комментируют, какой ряд читал лучше, отмечают даже тех, кто спешил или отставал.
Ну и, конечно, неоценимую роль при чтении стихов играют рекомендации “Как научиться читать стихи” (Приложение 2).
Я считаю, что важно приучать детей показывать не только голосом, но и жестовой мимикой свое отношение к содержанию произведения. Многим учащимся это удается. На школьных и районных конкурсах чтецов мои ученики всегда занимают призовые места.
При подведении итогов урока снова обращаюсь к тем словам, над которыми работали на этапе “словарная работа”, проверяю, как дети усвоили значение этих слов, чтобы словарная работа не носила формальный характер. Члены жюри называют самых активных.
И, наверное, самый интересный этап урока - это задание на дом. Здесь простор для фантазии учителя. Что задаю я?
1) Научиться читать выразительнее, чем на уроке.
2) Выучить наизусть, пользуясь “Памяткой”.
3) Нарисовать иллюстрации к произведению.
4) Нарисовать иллюстрации к каждому четверостишью (устный диафильм).
5) Подготовиться к чтению в парах (выразительно или наизусть).
6) Придумать цепочку вопросов к стихотворному тексту.
7) Придумать новый, интересный вопрос, на который еще не отвечали в классе.
8) Записать в тетрадь слова, которые сейчас не употребляются (архаизмы).
9) Подготовиться к “диалогу” с автором.
10) Подготовить пантомиму.
11) Составить вопросы для викторины. (Из каких произведений строки или кто автор этих строк).
12) По готовой рифме сочинить четверостишие.
Таким образом, построенный по такой схеме урок проходит живо, дети весь урок читают, отвечают на вопросы, а главное не утомляются. В качестве физкультминутки использую стихотворение из речевой разминки. Дети снова его читают, но уже отвечают определенным движением рук на звучащую языковую единицу.
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что целенаправленная работа над стихотворными произведениями дает свои результаты. Удивительно, но факт: интерес к чтению появляется даже у тех учеников, которые отнюдь не отличаются хорошим поведением и особым прилежанием к учебе.
Подобная работа с поэтическими текстами помогает глубже понять и осмыслить текст, пропустить его через свое “я”, учит анализу художественного произведения, развивает речь учащихся и мышление; дети больше читают, что развивает их технику и выразительность чтения.