Урок по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Типы химических реакций"

Разделы: Химия


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений.

Дидактическая цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы.

Задачи:

  • Образовательные:

1. Повторить и закрепить знания о типах химических реакций по количеству и составу исходных и образующих веществ в стандартных и нестандартных ситуациях, признаки, характеризующие протекания химических реакций, умение применять закон сохранения массы веществ.

2. Развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.

  • Развивающие:

1. Развивать общеучебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике).

2. Развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление.

  • Воспитательные:

Воспитывать коллективизм, умение работать в парах, проводить рефлексию собственной деятельности.

Психологическая цель: Создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, индивидуализированная.

Оборудование и реактивы: кусочек мела в ступке, медная проволока, спиртовка, держатель, пробирки, штатив для пробирок, растворы: N аO H , СuСI 2, Fe, таблицы: “Растворимость гидроксидов и солей в воде”, “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”, “ Классификация химических реакций в неорганической химии”, тесты, опорные схемы, дидактические карточки.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Целеполагание и мотивация.

Перед учащимися в доступной форме ставится цель урока, мотивируется значимость данной темы при дальнейшем изучении курса химии.

Учитель: Вот мы и научились писать химические предложения в виде химических уравнений. Как в русском языке предложения бывают восклицательные, вопросительные и побудительные, химические реакции бывают соединения, разложения, замещения, обмена.

Сегодня на уроке мы еще раз повторим и приведем в систему знания, о типах химических реакций опираясь на основные понятия.

Для чего они вам пригодятся?

Для изучения химических свойств веществ, которые характеризуем химическими уравнениями.

Решать расчетные задачи по уравнениям, ведь вы уже убедились, что если неверно составлено уравнение, не правильно расставлены коэффициенты задача будет решена неверно.

Девиз нашего урока: “Повторенье – мать ученье” (записан на доске)

III . Актуализация.

Один ученик вызывается к доске, решать домашнюю задачу: Какой объем углекислого газа (н. у. ) можно получить при разложении 200 г. известняка? В это время проводится фронтальная работа с классом.

Учитель: Для начала давайте вспомним основные понятия и проведем химическую разминку.

Работа с классом путем фронтальной беседы по вопросам химической разминки (На каждом ученическом столе находится дидактический материал, см. приложение №1).

Учитель: Вернемся к задаче, ведь там тоже есть уравнение.

Проверка домашней задачи проводится по цепочке. Объяснение одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

IV. Систематизация.

Учитель: Продолжаем нашу разминку.

Дифференцированная работа по типам химических реакций и подбору коэффициентов.

Учитель: А теперь проверим, как вы умеете отличать химические реакции друг от друга. В карточке №1(II) (см. приложение №1) у вас записаны схемы химических реакций. Из предложенного перечня выберите реакции, и расставить коэффициенты: первый вариант - в реакциях соединения, второй ? разложения, третий ? замещения, четвертый ? обмена.

Ученики работают самостоятельно в течение 3 минут. Правильность выполнения проверяется через запись на доске. На данном этапе закрепляется умения читать уравнения.

Учитель: Дома, вы должны были из дополнительной литературы найти примеры химических реакций, используемые в быту, на производстве, протекающие в природе.

Заслушивается материал о применении химических реакций в быту, природе, на производстве, тем самым, подводя учащихся к выводу о значимости химических реакций.

Учитель: Вывод: Таким образом, химические реакции встречаются повсюду, с некоторыми вы будете постоянно сталкиваться в жизни, много химических реакций протекает в нашем организме.

Всем вам известно выражение: “Теория проверяется практикой”.

Проведение химического эксперимента, доказывающего различие между физическим и химическим явлениями.

Ученический эксперимент №1: Растереть в ступке мел, объяснить какое это явление и почему вы так считаете. (Ученик у доски растирает в ступке мел и делает вывод, что произошло физическое явление, т. к. нового вещества не образовалось).

Ученический эксперимент №2: Прокалить медную проволоку, прокомментировать свои наблюдения, и определить вид явления.

Перед экспериментом повторяются правила по технике безопасности при работе со спиртовкой.

(2-й ученик прокаливает медную проволоку над пламенем спиртовки, наблюдает образование налета и делает заключение, что произошла химическая реакция, т. к. образовалось новое вещество).

Так как это химическое явление, то запишите уравнение реакции горения меди. Помните! При горении медь, проявляет высшую степень окисления. Определите тип и продукты химической реакции. Расставьте коэффициенты.

На основании опытов делается вывод: Теперь мы с вами на практике убедились и увидели чем отличается физическое явление от химического. Здесь же мы пронаблюдали один из типов химической реакции – реакции соединения.

V. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.

Лабораторная работа: 1. Реакция обмена между хлоридом меди (I I ) и гидроксидом натрия.

На доске записана схема: NaOH + CuCl2

Перед учащимися ставится задача определить продукты взаимодействия между гидроксидом натрия и хлоридом меди (I I ).

Учитель: Запишите по схеме уравнение реакции взаимодействия между гидроксидом натрия и хлоридом меди (I I ). (Ученики записывают уравнения реакции).

- Какие вещества вступают в реакцию? (сложные)

- Какой тип реакции? (обмена)

- Какие продукты будут образовываться? (гидроксид меди (I I ) и хлорид натрия).

Найдите в таблице растворимости эти вещества, что можно сказать о них? (гидроксид меди ( I I ) – нерастворимое основание, следовательно, выпадает в осадок, в уравнении около этой формулы ставим )

Спрогнозированный результат сравнивают с реальным при выполнении лабораторного опыта.

- Мы с вами спрогнозировали результат данной реакции. Давайте, убедимся, на практике проведя эксперимент.

Проводится лабораторная работа учениками под руководством учителя.

На основании всего этого делается вывод о типе проведенной реакции и признаке ее протекания.

2. Разложение гидроксида меди (I I ).

Учитель: Теперь возьмите пробирку, в которой получен гидроксид меди (I I ), закрепите в пробиркодержатель, проведите нагревание. Не забывая про технику безопасности: 1. Сначала прогреваем всю пробирку, а затем нагреваем раствор. 2. Нагревание проводим в верхней части пламени, т. к. именно оно обладает самой высокой температурой.

Учащиеся проводят опыт “ разложение гидроксида меди (I I ) ”, наблюдают за происходящими изменениями.

- Какие изменения вы наблюдаете? (появление черного осадка, а на стенках пробирки капли воды)

Один ученик на доске, а остальные в тетрадях записывают уравнение реакции Cu(OH)2 > CuO + H2O .

Вывод: Таким образом, произошла реакция разложения, т. к. из одного сложного вещества образовалось два новых сложных вещества.

3. Взаимодействие хлорида меди (I I ) с железными опилками.

Учитель: Нам осталось рассмотреть еще один тип химической реакции. Давайте заложим опыт. В пробирку с железными опилками прильем раствор хлорида меди (II). Какие изменения происходят, мы увидим позже, а пока запишем уравнение реакции.

Пока протекает реакция, на доске учеником записывается уравнение

CuCl2 + Fe Fe Cl2 + Cu , определяется ее тип.

-А теперь посмотрите, произошли или изменения в пробирке в заложенным нами опытом? (Железные опилки покрываются красным налетом – медью, а раствор изменился с голубого на зеленый).

-Какой вывод можно сделать?

Ученики на основании наблюдений делают соответствующий вывод.

Учащиеся делают общий вывод о классификации химических реакций по числу исходных и образующихся веществ. Для затрудняющихся самостоятельно сделать вывод предлагается опорная схема (см. приложение №2.).

VI. Проверка уровня обученности.

Задание 1. Работа с раздаточным материалом по вариантам I, II, III. (См. приложение №3) Определить тип каждой химической реакции.

Из букв, которыми обозначены правильные ответы, вы получите:

I вариант - фамилию французского химика, сформулировавшего в 1789 году независимо от Ломоносова, закон сохранения массы веществ.

II вариант - фамилию французского ученого- химика, впервые сформулировавшего в 1808 году закон постоянства состава.

III - фамилию ученого, одного из основоположников атомно-молекулярного учения.

Задание 2. Дифференцированная самостоятельная работа по тестам, два уровня

(см. приложение № 4, приложение 5.). После выполнения проводится взаимоконтроль по ключу, предложенному на доске.

VII . Информация о домашнем задании.

Каждому ученику предложено индивидуальное задание: закончить уравнение реакции, расставить коэффициенты, определить ее тип.

VIII . Рефлексия.

Задаются вопросы, побуждающие учащихся к рефлексии урока.

  1. Что на уроке было главным?
  2. Что было интересным?
  3. Что нового сегодня узнали?
  4. Чему научились?

На один и тот же вопрос могут ответить несколько учеников. Учитель наравне со всеми высказывает свое мнение.

Завершается урок выставлением оценок с комментариями.