Кружок "Эрудит" в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


С 2000 по 2006 год на базе нашего лицея (МОУ лицей №15 г. Ставрополя) работала городская экспериментальная педагогическая площадка по программе исследований «Реализация духовно­-нравственного потенциала общеобразовательного учреждения в воспитании личности».

В ходе проведения эксперимента в учебном заведении сложилась система дополнительного образования, представленная 26-ю кружками, секциями, студиями. Для начальной школы работают: «Керамика», «Тестопластика», отряд ЮИД, кружок бальных танцев «Антаис», кружок современного танца «Искорка», кружок хорового пения, дизайн-студия «Колибри», «Золотая нить», «Удивительный мир растений» (при теплице), «Эрудит» и др.

Рабочий план на неделю предусматривает 7,5 часов. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка лицейской команды к городскому турниру «Учись, твори и развивайся», групповая работа  (подготовка к научным чтениям в малой академии наук, исследовательская работа). Основная задача кружка – содействие удовлетворению детской любознательности.

Программа городского турнира включает в себя 4 направления: математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир. Наш кружок «Эрудит» объединяет эти 4 направления и собирается 3 раза в неделю. Работа в кружке ведётся с выпускниками начальной школы.

Вести занятия в кружке я стала с 1 декабря 2004 года. Набрали группу детей, изъявивших желание заниматься в кружке, изучили их потребности и интересы, расписание занятий сделали удобным при двухсменном обучении. В 2004-2005 учебном году провели один тур лицейской олимпиады. Из победителей составили команду для участия в городском турнире и занимались с этой командой дополнительно. На городском интеллектуальном турнире «Учись, твори и развивайся» в 2005 году наш Миша Озеров занял 1-е место в личном зачёте по окружающему миру, а команда «Кроха» - 1 –е место в командном зачёте среди 33-х команд города. В апреле 2005 года мы провели в лицее книжную неделю, посвящённую юбилею Г. Х. Андерсена. (см. материалы фестиваля «Открытый урок-2004»)

Работая с детьми, я заметила, что не всем интересны три направления. Летом внесла изменения в планирование работы и новому набору «Эрудитов» предложила самим выбирать направления. На этот раз были составлены три списка кружковцев. В 2005 – 2006 учебном году основой кружка был мой 4 «А» класс, несколько человек выбрали все три направления. Мы провели два тура лицейской олимпиады, составили команду для участия в городском турнире. В этом году команда «Знатоков» заняла 4 командное место среди 34-х команд. Работу Сидоровой Юлии по литературному чтению отметили как очень хорошую, но призовое место в личном зачёте она не заняла. С кружковцами приняли участие в игре-конкурсе «Русский медвежонок-2005» (14 человек), в математическом конкурсе «Кенгуру» (12 человек).

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, актуальностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. Я старалась создавать на занятиях кружка творческую атмосферу, поддерживала интерес к выполняемой работе, поощряла творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.

Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи у учащихся, а поддерживать их и направлять.

Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

Изучая тему «Природные зоны и природные сообщества» дети заинтересовались охраняемыми растениями своего края. На групповых занятиях стали изучать причины исчезновения и сокращения численности видов растений, познакомились с Красной книгой Ставропольского края, с мерами по охране и восстановлению степной растительности. Посетили краеведческий музей им. Прозрителева и Праве. Работали в группе из 6-ти человек. В группе распределили роли: кто-то был более склонен к аналитической деятельности; кто-то к практической деятельности; кто-то ассистировал.

Групповая организация выполнения работы подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым участником и объединение усилий каждого в единый результат. Внимание уделяется умению работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели.

Важный этап – представление результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач:

  • развитие речи;
  • развитие умения работать с текстом;
  • анализ продукта собственной деятельности;
  • возможность продемонстрировать свои достижения;
  • пополнение знаний других учащихся новыми сведениями;
  • умения оценки и самооценки результатов исследования.

 

Результаты исследования представили своим одноклассникам и отправили на Фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио 2005-2006». В работу включили второй раздел, который содержит загадки, интересные сведения о растениях, правила поведения в природе, вопросы викторины, художественные тексты.

Такие работы способствуют формированию повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружающим. Эти принципы помогут детям принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.

Этой цели можно достичь направляя повседневную работу детского коллектива на глубокое познание родного края и конкретную природоохранную деятельность, проводя просветительскую работу среди своего окружения, участвуя в олимпиадах, в экологических конкурсах, турнирах знатоков

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша» А. П. Чехов

В нашем лицее открыт 47-й филиал АНАИС (Академия наук, искуства и спорта), проводятся научные чтения. 13 четвероклассников приняли участие в чтениях, из них 9 кружковцев готовили свои доклады-сообщения.

Перед началом работы мы вместе с детьми выстроили логическую схему:

1. задача сообщения: создать a провести a обеспечить a выполнить
2. виды деятельности
3. ожидаемый результат

Дети работали самостоятельно, при необходимости консультировались с учителем. Все выбрали сообщения-доклады по окружающему миру. Подбирали информацию, обрабатывали её, оформляли сообщения, готовили план своего выступления.

Очень волновались маленькие докладчики, выступая на столь представительном форуме. Работы четырёх человек отмечены дипломами.

  •  Плугарева Валерия «Жизнь слонов»
  • Корягин Павел «Озёра нашей страны»
  • Петров Кирилл «Жизнь волков»
  • Крайнева Дарья «Синие киты»

 Дети получили удовольствие от своей работы.

Региональный компонент обеспечен учебными пособиями для начальной школы.

  • А. В. Дронов «Родные просторы» 4 кл. Ставрополь    2001 г.
  • А. И. Круглов, С. А. Круглова «Страницы истории края» (часть 1, 2) 3, 4 кл Ставропольское книжное издательство 2005, 2006 г.
  • «В союзе с природой» (учебно-методическое пособие для учителей начальной школы) Ставропольсервисшкола 1998 г.
  • В. И. Ивановский «Занимательное краеведение» Москва-Ставрополь 2001 г.
  • В. В. Савельева «Природа города Ставрополя» Ставрополь 2002 г.
  • «Изучение окружающего мира на занятиях кружка «Эрудит»» статья см. раздел «Начальная школа» фестиваль 2006 – 2007 г.

 Материалы кружка «Эрудит» прилагаются.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Хочется узнать, как работают мои коллеги по этой проблеме.