В начальной школе ведущей формой организации учебной деятельности в развивающем обучении является групповая форма, которая постепенно уходит и приоритетной становится парная работа в 5–6-х классах, где учащиеся еще не готовы перейти к индивидуальным формам обучения. Парная работа может быть использована как психологическая помощь, как “костыли” в ситуации, когда человек уже может ходить, но боится упасть.
В дальнейший период обучения (6–9-е классы) время, отводимое на самостоятельное освоение отдельных частей программы, увеличивается. Если на первых этапах обучения на домашнюю работу выносится только материал, отработанный в классе, то на третьем этапе обучения определенная часть материала (для каждого учащегося – на своем уровне сложности) выносится на самостоятельную проработку. Фактически темп движения по пути освоения материала может определяться и контролироваться ребенком вместе с учителем и оцениваться со стороны учителя тогда, когда считает нужным сам ученик, постепенно учитель занимает позицию главного консультанта и координатора действий ребенка.
Отводя самостоятельной деятельности школьников одну из главных ролей, я имею достаточно большую методическую копилку форм и видов организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении математике, которые и использую в своей педагогической практике.
Несколько лет назад я включила в свою педагогическую практику новую форму организации самостоятельной деятельности учащихся при повторении курса геометрии в конце учебного года. Геометрия – один из разделов математики, который многие учащиеся осваивают с трудом. В апреле–мае месяце учащимся предлагается систематизировать весь учебный материал, который они изучили за год. А геометрию мои ученики изучают по учебнику “Геометрия 7–9” И.Ф. Шарыгина. Говоря об особенностях учебника можно отметить следующее: отсутствие аксиоматического подхода; совместное изучение плоской и пространственной геометрии, что способствует формированию пространственного мышления; особое место автор уделяет задачам… Об особенностях, структуре, содержании учебника можно продолжать и дальше, на вернёмся к самостоятельной творческой деятельности учащихся при организации повторения годового курса геометрии. В период изучения IV главы учебника (7 класс), которая носит повторительный характер, где рассматриваются методы решения геометрических задач, мы с ребятами и работаем над созданием справочника. С восьмиклассниками подобная работа начинается при изучении главы VIII, завершается решением задач на повторение (пункт 8.7 названной главы).
Этапы самостоятельных действий школьника (памятка ученику при создании учебника-справочника) следующие:
- Выделить основные разделы, понятия, свойства геометрических фигур из всего изученного материала в текущем учебном году.
- Сгруппировать весь материал по главам, параграфам, пунктам на усмотрение школьника. Не обязательно последовательность изложения материала в справочнике должна совпадать с последовательностью, предложенной автором учебника. Главное при работе над данным этапом: удобство использования справочника в следующем учебном году на уроках геометрии.
- Продумать, что из теоретического материала будет включено в справочник, в какой форме.
- Включить в справочник чертежи, которые помогут наглядностью восстановить в памяти доказательства теорем, этапы решения задач на построение, свойства геометрических фигур.
Дальнейшая работа по созданию учебника – справочника по геометрии продолжается на уроках и дома в парах. Ребята, работая в парах, находят оптимальный вариант учебника – справочника по геометрии, выбирая рациональность, наглядность, полезную и “отметая” лишнюю и бесполезную информацию из ими созданных экземпляров. На уроках, в кабинете информационных технологий, или на домашних компьютерах в процессе творчества рождаются ряд учебников-справочников, авторами которых являются школьники (семиклассники, восьмиклассники и т.д.). На заключительном уроке обобщения и повторения курса геометрии (этот урок проводится обязательно в кабинете компьютерной технологии) происходит защита своих учебников-справочников, находящихся на электронных носителях, учеником – представителем каждой из пар. Защита идёт достаточно быстро, так как страницы справочников учащиеся класса видят на экране. Экспертная комиссия, состоящая из учащихся и учителя, оценивает результат работы (с выставлением отметки) каждой пары и выбирает самый удачный экземпляр учебника-справочника, но чаще окончательный вариант учебника-справочника – это обобщенный экземпляр из наиболее удачных, представленных на защите работ.
Своими справочниками учащиеся пользуются в будущем учебном году (большая часть учащихся класса – обобщенным вариантом, некоторые – своим, лично созданным). В течение всего учебного года учащиеся (например – восьмиклассники) могут использовать свой учебник-справочник не только в качестве справочника (или шпаргалки), но и в качестве записной книжки, в которой появляются новые записи, дополняющие уже имеющиеся. А в конце учебного года на основе учебника-справочника по геометрии, созданного в 7-м классе (Приложение 1), в результате вышеописанной работы появляется новый учебник-справочник по геометрии с информацией уже за два года изучения предмета: 7–8-й класс (Приложение 2).
Скептики могут возразить: “Создана масса печатной литературы, которой может воспользоваться ученик при изучении геометрии. Это “Справочник для школьника по математике”, “Геометрия в чертежах” и так далее и тому подобное…”. Соглашусь только с тем, что действительно справочники есть. Но главное в описанной мною работе – это творчество школьника, это его большая самостоятельная работа, а учебник-справочник – это только результат работы, хотя и достаточно полезный.
Что даёт школьнику работа над созданием учебника – справочника по геометрии? Другими словами: какие положительные результаты даёт вся эта большая работа школьников?
- Такая форма самостоятельной творческой деятельности дает возможность учащимся не только повторить учебный материал, причем неоднократно, но и увидеть целостную картину геометрических фигур, с их свойствами и признаками.
- Все определения, теоремы, задачи самодельного справочника сопровождаются наглядной картинкой (чертежом), скорее не сопровождается, а начинаются с наглядности – а это практическая составляющая в теоретической части геометрии.
- Самостоятельная творческая деятельность развивает учащегося, помогает ему простроить логическую связующую цепочку между информационными блоками школьного учебника.
- Самостоятельность при выполнении работы формирует у школьника общеучебные умения и навыки, а именно: умение выделять главное, проводить анализ и синтез.
- Работа на компьютере позволяет совершенствовать умения и навыки применения компьютерной технологии.
- Первый опыт оформления “научной” работы будет полезен при обучении в старшей и высшей школах.
- Во время создания учебника-справочника на уроках геометрии продолжается практическое применение теоретических знаний, т.е. решение задач всех уровней сложности. Уроки повторения изученного за год материала достаточно эффективны.
- Соблюдается главный принцип каждого учителя нашей школы:
“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.