Цель: Углубить знания об истории, культуре и музыке башкирского народа, на примерах произведений музыки и изобразительного искусства.
Ход урока
I. Организационный момент
Вход под музыку С.С. Прокофьева из оперы “Война и мир”.
Ария Кутузова.
Музыкальное приветствие
Учитель. Какое эпическое начало урока получилось?
А почему? Знакомое произведение?
Какое литературное произведение легло в основу оперы?
Ученики. Ария Кутузова из оперы “ Война и мир” С. С. Прокофьева написана по роману Л.Н. Толстого “ Война и мир”.
Учитель. Какое историческое событие легло в основу этих произведений?
Ученики. Отечественная война 1812 года.
Учитель. Как светлая память и героическая страница, эта война оставила глубокие следы в народе и ярко отразилась во всех видах искусств - литературе, поэзии, музыке, ИЗО.
Вы, наверное сами убедились в этом, выполняя д/з.
(Ответы детей)
Учитель. Каждый творец по-своему отразил это событие, и каждое произведение своими средствами выразительности рассказывает нам о мужестве, отваге, непокорности защитников.
Конечно, основная и решающая роль принадлежит русскому народу. В те же годы на борьбу за независимость, вместе со старшим братом - русским народом поднялись многие народы.
Самый большой след в этой войне оставили башкирские конники.
Слайд “Башкирские конники” А. О. Орловский.
Учитель. “Они летели на нас миллиардами и чем больше их убивали, тем больше их прибывало” - жалуется французский барон де Марбо.
Чем были вооружены башкиры?
Ученики. Сабли, пики, луки, стрелы.
Учитель. Именно за такое вооружение их прозвали “Северные Амуры”.
Слайд “Северные Амуры”
Учитель. В результате тесного общения с русскими солдатами и казаками, башкирские конники создавали походные песни.
Одна из них баш. нар. песня “ Любезники любизар”. Любопытно, что историю возникновения, башкирское предание связывают с именем кого бы вы думали? (портрет Кутузова)
Ученики. С именем М.И. Кутузова?
Учитель. Предание гласит: однажды один из башкирских военоначальников был вызван к Кутузову с докладом о боевых действиях башкирских конников. Войны с нетерпением ждали своего командира от Кутузова. Когда командир вернулся в свой отряд, то батыры спрашивали: “Что сказал Кутузов о башкирах?”
Командир рассказал, что Кутузов похвалил башкир и сказал: “Любезные вы мои башкирцы, хорошо держитесь, молодцы!”
Песня звучит на башкирском языке, но обратите внимание, вы услышите знакомые слова.
Звучит баш. нар. песня. “ Любезники любизар”
Слушание
Анализ песни (характер, средства выразительности)
Учитель. К какому жанру баш. нар. песни относится?
Ученики Кыска – кюй. Мажор, пентатоника.
Учитель. Мы разучим на русском языке. Послушайте.
(Исполнение и разучивание)
Учитель. Башкирские конники прошли большой и славный путь. Они вместе с русскими солдатами испытывали горечь отступления, участвовали в Бородинском сражении, вступили в Париж.
По возвращении домой, воины рассказывали землякам о подвигах. Эти рассказы переходили из поколения в поколения. Так рождались легенды, предания и песни, которые в народе бытуют и по сей день.
Песня посвященная одному из героев Отечественной войны 1812 г. Кахым – Туря, стала любимой у народа.
Слайд “ Башкирский войн” А. Шадов
Стих
20-летний Кахым-Туря
И усердием и мужеством героя
В день 5 раз свою команду обходил
Но суров и беспощаден был он к врагам
Когда наш Кахым допрос снимал
Вражеский майор, как лист дрожал
Учитель. О чём говорят эти строки? И эта картина?
Ученики Каким он был отважным и мужественным
Звучит баш. нар. песня Кахым-Туря
Учитель. Каким предстает он в песне?
Прозвучит она на башкирском языке, но характер песни вам поможет ответить на вопрос.
Слушание
Ученики. Песня спокойная, мечтательная задумчивая.
Учитель. Здесь раскрывается другая грань характера героя – любовь к Родине, переживание за судьбу своих земляков.
Пропоём главную интонацию со словами.
Пропевание
Учитель. Какие особенности баш. нар. песни ещё встречаются в мелодии?
Ученики. Распевы орнаментальные минорная-пентатоника
Учитель. Какой жанр? Какой инструмент?
Ученики. Узун-кюй. Курай.
Вывод:
Учитель. Сегодня на уроке прозвучала музыка, рассказывающая о подвигах героев войны 1812 года. Картины, помогали увидеть какими они были…
Как вы думаете, почему мы в наши дни вспоминаем о тех далёких событиях?
Ученики. Чтобы помнить, учиться мужеству и отваге.
Учитель. А закончить наш урок я предлагаю музыкой, которую исполняет очень известная в Башкирии группа музыкантов.
Что знакомо будет в этом произведении?
Старинная или современная?
Какое направление эстрада, рок, джаз, классика?
Звучит джаз-ансамбль “Дустар”
Обработка старинной баш. нар. песни “Кахым-Туря”
(Ответы детей)
Организация выхода.