Урок в 5-м классе по теме: "Башкирский народ в войне 1812 года"

Разделы: Музыка


Цель: Углубить знания об истории, культуре и музыке башкирского народа, на примерах произведений музыки и изобразительного искусства.

Ход урока

I. Организационный момент

Вход под музыку С.С. Прокофьева из оперы “Война и мир”.

Ария Кутузова.

Музыкальное приветствие

Учитель. Какое эпическое начало урока получилось?

А почему? Знакомое произведение?

Какое литературное произведение легло в основу оперы?

Ученики. Ария Кутузова из оперы “ Война и мир” С. С. Прокофьева написана по роману Л.Н. Толстого “ Война и мир”.

Учитель. Какое историческое событие легло в основу этих произведений?

Ученики. Отечественная война 1812 года.

Учитель. Как светлая память и героическая страница, эта война оставила глубокие следы в народе и ярко отразилась во всех видах искусств - литературе, поэзии, музыке, ИЗО.

Вы, наверное сами убедились в этом, выполняя д/з.

(Ответы детей)

Учитель. Каждый творец по-своему отразил это событие, и каждое произведение своими средствами выразительности рассказывает нам о мужестве, отваге, непокорности защитников.

Конечно, основная и решающая роль принадлежит русскому народу. В те же годы на борьбу за независимость, вместе со старшим братом - русским народом поднялись многие народы.

Самый большой след в этой войне оставили башкирские конники.

Слайд “Башкирские конники” А. О. Орловский.

Учитель. “Они летели на нас миллиардами и чем больше их убивали, тем больше их прибывало” - жалуется французский барон де Марбо.

Чем были вооружены башкиры?

Ученики. Сабли, пики, луки, стрелы.

Учитель. Именно за такое вооружение их прозвали “Северные Амуры”.

Слайд “Северные Амуры”

Учитель. В результате тесного общения с русскими солдатами и казаками, башкирские конники создавали походные песни.

Одна из них баш. нар. песня “ Любезники любизар”. Любопытно, что историю возникновения, башкирское предание связывают с именем кого бы вы думали? (портрет Кутузова)

Ученики. С именем М.И. Кутузова?

Учитель. Предание гласит: однажды один из башкирских военоначальников был вызван к Кутузову с докладом о боевых действиях башкирских конников. Войны с нетерпением ждали своего командира от Кутузова. Когда командир вернулся в свой отряд, то батыры спрашивали: “Что сказал Кутузов о башкирах?”

Командир рассказал, что Кутузов похвалил башкир и сказал: “Любезные вы мои башкирцы, хорошо держитесь, молодцы!”

Песня звучит на башкирском языке, но обратите внимание, вы услышите знакомые слова.

Звучит баш. нар. песня. “ Любезники любизар”

Слушание

Анализ песни (характер, средства выразительности)

Учитель. К какому жанру баш. нар. песни относится?

Ученики Кыска – кюй. Мажор, пентатоника.

Учитель. Мы разучим на русском языке. Послушайте.

(Исполнение и разучивание)

Учитель. Башкирские конники прошли большой и славный путь. Они вместе с русскими солдатами испытывали горечь отступления, участвовали в Бородинском сражении, вступили в Париж.

По возвращении домой, воины рассказывали землякам о подвигах. Эти рассказы переходили из поколения в поколения. Так рождались легенды, предания и песни, которые в народе бытуют и по сей день.

Песня посвященная одному из героев Отечественной войны 1812 г. Кахым – Туря, стала любимой у народа.

Слайд “ Башкирский войн” А. Шадов

Стих

20-летний Кахым-Туря
И усердием и мужеством героя
В день 5 раз свою команду обходил
Но суров и беспощаден был он к врагам
Когда наш Кахым допрос снимал
Вражеский майор, как лист дрожал

Учитель. О чём говорят эти строки? И эта картина?

Ученики Каким он был отважным и мужественным

Звучит баш. нар. песня Кахым-Туря

Учитель. Каким предстает он в песне?

Прозвучит она на башкирском языке, но характер песни вам поможет ответить на вопрос.

Слушание

Ученики. Песня спокойная, мечтательная задумчивая.

Учитель. Здесь раскрывается другая грань характера героя – любовь к Родине, переживание за судьбу своих земляков.

Пропоём главную интонацию со словами.

Пропевание

Учитель. Какие особенности баш. нар. песни ещё встречаются в мелодии?

Ученики. Распевы орнаментальные минорная-пентатоника

Учитель. Какой жанр? Какой инструмент?

Ученики. Узун-кюй. Курай.

Вывод:

Учитель. Сегодня на уроке прозвучала музыка, рассказывающая о подвигах героев войны 1812 года. Картины, помогали увидеть какими они были…

Как вы думаете, почему мы в наши дни вспоминаем о тех далёких событиях?

Ученики. Чтобы помнить, учиться мужеству и отваге.

Учитель. А закончить наш урок я предлагаю музыкой, которую исполняет очень известная в Башкирии группа музыкантов.

Что знакомо будет в этом произведении?

Старинная или современная?

Какое направление эстрада, рок, джаз, классика?

Звучит джаз-ансамбль “Дустар”

Обработка старинной баш. нар. песни “Кахым-Туря”

(Ответы детей)

Организация выхода.