Цели:
- Способствовать более прочному и сознательному усвоению представлений о многозначности слов; содействовать развитию речи детей, повышать уровень языкового развития.
- Развивать пытливость, любознательность, интерес к познавательной деятельности, к изучаемому предмету.
Ход урока
I. Организация класса.
- Улыбнитесь друг другу.
II. Встреча с Напоминайкиным.
- Ребята, наш урок мы начнем со встречи с Напоминайкиным (показываю рисунок). Он хочет вам сказать следующее:
- Вы уже повзрослели, и занятия наши стали серьезнее. Вы узнали, что у каждого слова есть свое значение. По значению мы всегда узнаем слово. Но оно разрушится, потеряет смысл, если мы изменим в нем порядок букв.
В русском языке много слов. И чем больше вы будете знать их, тем богаче будет ваша речь.
- А сейчас задание от Напоминайкина.
Разгадайте ребус.
1. Сумка школьника, которую носят на спине. /ранец/
2. Занавеска на окне. /штора/
3. Рабочий столик ученика в школе. /парта/
4. Дикая полосатая лошадка. /зебра/
III. Работа над новым материалом.
(1). Сообщение темы урока.
- Ребята, многие слова русского языка могут иметь не одно, а два и несколько значений. Такое явление называется многозначностью слов. Многозначность слов является одним из свойств, свидетельствующих о богатстве, яркости и выразительности русского языка. Вот сегодня мы с вами и будем говорить о многозначности слов.
(2). - Ребята, напомню вам о том, что слово имеет значение. Попробуйте объяснить смысл следующих слов: карандаш, огурец, диван.
- А сейчас определите слово по его значению:
- первый месяц года;
- шестой день недели;
- мебель для лежания.
- Послушайте стихотворение И. Токмаковой “В чудной стране”.
В чужой стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В чужой стране,
В чудной стране…
Ты почему не веришь мне?
- Что обозначают слова язычком, глазком, горлышко, ножка, употребленные в этом стихотворении?
- Какие еще значения имеют эти слова?
Итак, слова, которые имеют не одно, а несколько значений, называются многозначными.
Попытайтесь найти такие слова в стихотворении А. Шибаева:
- Не жалейте пятачка, -
Говорит корова. –
Вы купите молочка –
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
- Нам по целой кружке! –
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки…
- Какое значение имеет слово пятачок? /монета и нос поросенка/
- Чем похожи пятачок-монета и пятачок поросенка? /произношением, написанием, внешним видом (формой) – оба круглые/
Затем ученица читает стих “Про мишку”.
- Какие слова имеют несколько значений?
Физминутка.
(3). - Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предметов.
- Какие, по-вашему, вещи бывают острыми?
Проверьте себя, верно ли вы объяснили.
Читаем рассказ Б.Рябинина “Острые вещи”.
- Гриша, не бери нож. Обрежешься!
- Гриша, не бери вилку. Уколешься.
- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.
- я горчицы хочу, - сказал Гриша.
- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.
Засмеялся Гриша.
- Эх, ты! Разве горчица – острая? Она – горькая. Я еще вчера лизал.
- Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Грища, который сказал, что она горькая?
- Что из этих предметов можно назвать острым:
Сабля, перец, ножницы, лампа?
- В каких случаях слово острый можно заменить словом горький?
- А теперь разгадайте загадку С.Я. Маршака:
Он всюду – в поле и в саду,
Но в дом не попадет.
Но никуда я не иду,
Покуда он идет. /Дождь/
- На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идет?
Запишите столбиком:
- Мальчик идет.
- Дождь идет.
- Машина идет.
- Напишите рядом со словом идет слова, подходящие по смыслу – едет, шагает, льет.
(4). И снова задание от Напоминайкина.
Творческая работа.
Выставляю картинки с изображением зимнего пейзажа и детских игр и забав в зимнее время.
На доске написаны слова:
Сне…, м…роз, р…бята, шу…ка, ша…ка, к…ньки, к…ток, х…р…шо, скова, л…теть, ск…льзить.
- Составьте рассказ на тему “Зимние забавы детей”, “Зима”.
Вот примерный вариант рассказа.
Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Мороз сковал реки. Ребята надели шапки и шубки. Они взяли коньки и побежали на каток. Хорошо лететь на коньках и скользить по люду.
(5). Итог.
- Что нового вы узнали о словах?
Список использованной литературы
- Н.Н. Ушаков “Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах”.
- Н.М. Шанский “Лексикология современного русского языка”.
- Л.А. Булаховский “Введение в языкознание”.
- И. Токмакова “В чудной стране”.
- Б. Рябинин “Острые вещи”.