Подходы к разработке элективных курсов по математике

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


ВВЕДЕНИЕ

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда… отработка гибкой системы профилей”. Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации должен начаться с 2006/07 учебного года, а с 2005/06 учебного года – введение предпрофильной подготовки в 9-х классах.

В России имеется опыт обучения, дифференцированного по предпрофессиональной подготовке. Еще в 1864 г. было введено разделение на “классическое” (открывающее путь для поступления в университет) и реальное образование. Проект реформы образования 1915–1916 гг. предусматривал разделение на три варианта: новогуманитарное, гуманитарное и реальное образование. С 1918 по 1934 г. в старших классах выделялось три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое. В 1934 г. были введены единые учебные планы и единые учебные программы. Однако дальнейшее развитие социалистического строительства вызвало необходимость дифференциации обучения, которая была реализована путем создания школ (классов) с углубленным изучением отдельных предметов, а также введение массовых факультативных курсов в общеобразовательных школах (с 1966 г.).

В 1970–1980 гг. обучение старшеклассников было увязано с получением массовых профессий в системе учебно-производственных комбинатов. Однако этот опыт оказался малоэффективным: существенные затраты на узкопрофильное обучение не восполнялись из-за невостребованности этих профессий на рынке труда. Диверсификация образования (Федеральный закон “Об образовании”, 1992) открыла возможности для создания широкого спектра общеобразовательных учреждений (лицеев, гимназий, колледжей), широко реализующих вариативные программы обучения, в том числе и профильной предпрофессиональной подготовки.

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин:

  • отчетливая дифференциация интересов и жизненных планов учащихся (более 70% старшеклассников изъявляют желание изучать большинство образовательных предметов на уровне основ, а углубленно – лишь те, которые необходимы для дальнейшей профессиональной специализации);
  • недостаточные, по мнению учащихся, условия школы для построения успешной профессиональной карьеры и подготовки к будущей профессиональной деятельности;
  • необходимость осознанного выбора будущей профессии большинством выпускников общеобразовательной школы, что должно повысить экономическую эффективность затрат на образование, а также способствовать успешной социализации выпускников общеобразовательных школ;
  • специфические требования, предъявляемые к выпускникам школ учреждениями профессионального (в частности, высшего)образования, необходимость преемственности между школой и вузом, устранение недостатков довузовской подготовки.

В связи с этим переход к профильному обучению предусматривает следующие основные цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов;
  • создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации учащихся, в частности, более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению;
  • обеспечить преемственность общего и профессионального образования, устранив расхождения в требованиях, предъявленных к подготовке выпускников в школе и абитуриентов в вузе.

Таким образом, выбранная мной тема “Подходы к разработке элективных курсов по математике злободневна в связи с переходом с 2005–2006 г. на предпрофильное обучение в 9-х классах. Соответственно цель работы заключается в разработке требований к элективным курсам, ориентации их на различные группы учащихся.

Объектом исследования является процесс профилизации школы, предметом – технологическое обеспечение разработки элективного курса.

Гипотеза исследования заключается в том, что отчетливая дифференциация интересов и жизненных планов, индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями будет успешна, если будут использованы элективные курсы.

В соответствии с целью, объектом предметом и гипотезой исследования выдвигаются следующие задачи исследования:

– изучить подходы и проанализировать опыт разработки элективных курсов;
– обосновать целесообразность выбора элективных курсов;
– разработать рекомендации по созданию программ элективных курсов.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

– анализ литературы;
– изучение первого опыта работы элективных курсов
– наблюдение;
– беседы с учащимися, учителями

База исследовательской работы: школа № 2 г. Тынды

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

(Приложение 1)

ГЛАВА II. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ “МАТЕМАТИКА”

Среди школьных предметов математика занимает совершенно особое место. В середине прошлого века в старших классах отечественной школы много внимания и как следствие учебного времени уделялось математике. Школьный учебный план содержал три предмета, относящихся к образовательной области “Математика”: алгебра, тригонометрия и геометрия. Изменения учебного плана, произошедших в ходе реформы 1960-х, привели к тому, что тригонометрия была интегрирована с алгеброй и частично геометрией. Эта система сохранилась до наших дней. В старших классах школы изучаются два предмета, составляющих образовательную область “Математика”, – алгебра и основы математического анализа и геометрия.

Однако сейчас наметилась тенденция наличия в учебном плане школы одного предмета – математики. Можно предположить, что в создаваемой профильной школе, скорее всего, в классах естественно-научного математического профиля, сохранится раздельное обучение алгебре и геометрии. А вот в классах других профилей в учебном плане, вероятнее всего, будет присутствовать интегрированный курс математики. (Приложение 2 )

2.3. Требования к разработке элективных курсов и оценка результатов обучения.

Учебный план профильного обучения включает четыре предметных блока. [ 3 ]

Блок 1-й базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся и инвариантные практически для всех профилей обучения: математика, история, русский и

иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания (для естественно-научного профиля) или естествознания (для гуманитарных профилей).

Блок 2-йпрофильные общеобразовательные предметы, определяющие общую направленность соответствующего профиля и обязательные для учащихся, выбравших данный профиль.

Содержание учебных предметов первых двух блоков определяется Государственным образовательным стандартом общего образования (ГОС). Соответствие подготовки выпускников требованиям ГОС определяется по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Блок 3-йэлективные курсы, обязательные для изучения учебные предметы по выбору учащихся, которые реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Каждый учащийся в течение двух лет обучения должен выбрать и изучить 5–6 элективных курсов.

Соотношение объема учебного времени по 1, 2 и 3 блокам составляет примерно 50% : 30% : 20%.

Блок 4-й – учебные практики, проекты, исследовательская деятельность.

Цель изучения элективных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого, а также принимая во внимание

отмеченные выше цели профилизации обучения, тематика и содержание элективных курсов должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь социальную и личностную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития учащихся;
  • способность социализации и адаптации учащихся, предоставлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения;
  • поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов, а также обеспечивать условия для внутрипрофильной специализации обучения;
  • обладать значительным развивающим потенциалом, способность формированию целостной картины мира, развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных навыков, ключевых компетенций учащихся.

В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы могут выполнять различные функции: [ 4 ]

  • изучение ключевых проблем современности;
  • ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, “профессиональная проба”;
  • ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
  • дополнение и углубление базового предметного образования; компенсация недостатков обучения по профильным предметам.

Каждая из указанных функций может быть ведущей, но в целом они должны выполняться комплексно. [ 5 ]

а) Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов. [ 8 ] (Приложение 4 )

Правила оформления программ

Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;
  • пояснительную записку;
  • учебно-тематический план;
  • содержание изучаемого курса;
  • методические рекомендации;
  • литературу.

Титульный лист включает:

  • наименование образовательного учреждения;
  • сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;
  • название элективного курса;
  • класс, на который рассчитана программа;
  • Ф.И.О., должность автора (авторов) программы;
  • название города, населенного пункта;
  • год разработки программы.

Пояснительная записка включает:

  • аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе. Аннотация должна включать в себя название, основное содержание, для кого предназначен курс. Важно, чтобы аннотация была краткой и в то же время давала потребителю достаточно полное представление о курсе: в чем привлекательность курса для учащихся, для учителей, родителей, школьного сообщества в целом.
  • Указание на место и роль курса в профильном обучении (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами; какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения);
  • цель и задачи элективного курса (цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей);
  • сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);
  • основные принципы отбора и структурирование материала

Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективных курсов:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов);
  • личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие);
  • фасилитация. (Приложение 3)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, элективные курсы в профильном обучении направлены как на внутрипрофильную дифференциацию, так и на компенсацию профильной однонаправленности; способствующие углублению индивидуализации профильного обучения, расширению мировоззренческих представлений учащихся.

Курсы по выбору являются обязательной частью содержания профильного обучения.

Учащимся предлагается не менее трех курсов по выбору на одно учебное полугодие.

Чем больше, тем лучше. Количество учебных часов, отводимых по учебному плану на каждый из этих курсов, колеблется от 15-16 до 48.

Курсы по выбору в профильном обучении предполагают заметное сокращение преподавания в классно-урочно-предметной системе за счет использования таких методов, как:

  • самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации;
  • обзорные и установочные лекции;
  • лабораторные и лабораторно-практические работы;
  • семинары, собеседования, коллоквиумы, дискуссии, творческие встречи и др.;
  • информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, Интернета и др.;
  • проведение творческих курсов, публичных защит проектов;
  • проведение эвристических контрольных работ;
  • экскурсии на предприятия, специализированные выставки;
  • практики на оплачиваемых и учебных рабочих местах;
  • самостоятельное трудоустройство и выполнение оплачиваемой работы;
  • работа в третьем секторе экономики, волонтерство и др.

Элективные курсы могут быть весьма разнообразными и выбираются, исходя из конкретных условий (подготовка учителя, материально-техническая база, запросы учащихся и рынка труда).

На мой взгляд, элективные курсы незаменимы для достижения основных целей образования на старшей ступени школы

Список литературы: (Приложение 5)

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС “Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики”

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС “Математический язык через призму естественного языка, или язык математики”