Цели:
1. Обобщить знания учащихся по решению уравнений, содержащих более одного арифметического действия.
2. Развивать логическое мышление учащихся, их вычислительные навыки, речь, память, внимание.
3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, математическую культуру учащихся.
Оборудование: проектор, карточки с уравнениями, таблица.
Ход урока
І . Организационный момент.
ІІ . Введение.
Сухие строки уравнений –
В них сила разума влилась,
В них – объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь.
Сегодня на уроке мы будем работать с уравнениями, подведём итоги этой темы. Но это не значит, что решение уравнений на этом закончится. В старших классах при изучении других тем вы неоднократно будете применять полученные знания, умения и навыки решения уравнений, составлять с помощью их математические модели реальных ситуаций.
Поскольку мы с вами уделили большое внимание этой теме, прорешав достаточно много уравнений, то сегодня я приглашаю вас на несколько необычный урок.
А урок наш будет необыкновенный. Мы сегодня поиграем. Поможем Ивану- царевичу в битве с Кощеем Бессмертным.
ІІІ.. Повторение (актуализация базовых знаний).
Но для этого повторим название компонентов при сложении, вычитании, делении, умножении, а также:
а) правило нахождения неизвестного слагаемого;
б) правило нахождения неизвестного вычитаемого;
в) правило нахождения неизвестного уменьшаемого;
г) правило нахождения неизвестного множителя;
д) правило нахождения неизвестного делимого;
е) правило нахождения неизвестного.
Правила игры.
Класс делится на три команды (по рядам). Для выполнения заданий к доске выходят по одному ученику с каждого ряда одновременно для решения предложенного уравнения.
Преодоление преград приносит очки командам. Учитывается скорость и правильность решения, а также, чтобы каждый ученик принял участие в игре. Учащиеся на местах решают уравнения своей команды и могут помочь при необходимости своему игроку, только при условии, что предоставят учителю решения уравнений и двух других команд.
Победит та команда, которая наберёт большее количество очков. А для этого нужно не нарушать дисциплину, быть внимательным, наблюдательным и активным. И самое главное хорошо уметь решать уравнения, и тогда удача улыбнётся вам.
ІV. Дидактическая игра.
Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жил- был Царь – царевич. И было У него три сестры: Марья, Ольга, Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестёр своих замуж за царе медного, серебряного и золотого царства.
Целый год жил без сестёр и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга, но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван – царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны уравнения:
Все уравнения проецируются на доску.
Для первой команды:
(125+m)= 32+ 98;
(5- Х)• 3 = 125 – 95;
Для второй команды:
(Х + 147) – 132 = 20;
(50 – Х) • 3 = 347 – 328;
Для третьей команды:
(138 – Х) + 50 = 153;
(7 + Х) • 5 = 9 • 5 + 3 • 5.
Учитель: Если их правильно решить, то камень повернётся и освободит дорогу, а команды получат призовые очки.
Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги.
Он враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану – царевичу, но только в том случае, если его войны решат девять уравнений, написанных на стенах избушки.
Для первой команды:
(17 + 4) • Х =105;
36 – 3 • Х = 21;
45 : Х – 2 =7;
Для второй команды:
59 + 2 • Х = 69;
у • (58 – 29) = 165;
у : 5 + 35 = 36;
Для третьей команды:
75 – 5 : Х – 15 = 35;
92 – 3 • у = 392 – 325;
360 : 6 • m = 12.
Учитель: Все команды отлично справились с заданием. Баба Яга осталась довольна войнами Ивана- царевича и подарила ему волшебный меч, который нужно было найти около избушки.
Физминутка:
Наш царевич потянулся (потянутся – руки вверх),
Раз нагнулся, два нагнулся (наклон вперёд),
Руки в стороны развёл (ещё один наклон вперёд),
Меч свой видно не нащёл (руки в стороны),
Чтобы меч ему достать (руки на пояс, повороты),
Надо на носочки встать (подняться на носочки и опустится).
Учитель: С помощью своих друзей Иван- царевич нашёл волшебный меч.
Прощаясь с Иваном – царевичем Баба Яга рассказала ему о силе корней уравнения. Коль тебе, какой запор отпереть, или закрыть накрепко, произнеси вслух корень уравнения мигом исполнится.
Чёрный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всём Кощею. Тот подстерёг Ивана – царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на девять замков.
Чтобы открыть эти замки, нужно решить девять уравнений и с помощью правильных ответов отгадать волшебное слово.
1 команда 2 команда 3 команда 59 + 2 • Х = 65 2- умейка;
3- знайка;
4- лодырь.
4 – 3 • Х = 21 1 – бежит;
2 – лежит;
3- дрожит.
60 – 5 • Х = 30 5 – у;
6 - на;
7 - около.
4) 5 • Х – 3 • Х +15 = 57 21- по;
22- в;
23- к.
5)9 • Х – Х + 14 = 94 8- на;
9- и;
10- а.
Х + 6 • Х – 5 = 72 10 – столе;
11 – печи;
12 – стене.
7) 35 : Х – 20 = 15 1-дорожке;
2-тропинке;
3-речушке.
Х : 2 + 35 = 36 бездельник;
незнайка;
знайка.
Х • 12 – 12 = 24 висит;
стоит;
лежит.
Подводятся итоги решения уравнений.
По карточкам выбираются фразы, соответствующие правильным ответам уравнений и записываются в заранее приготовленную таблицу.
|
Знайка по дороге бежит, а незнайка на печи лежит.
Учитель: Иван-царевич произнёс волшебные слова, назвал корень всех уравнений.
Двери подземелья открылись. И стали войны перед воротами Кощеева дворца, на которых написано уравнение
У + 12705 : 121 = 105.
Устно решил его Иван – царевич. Ворота открылись. Освободили войны Елену
Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван- царевич вместе с Еленой. Проведали его сестриц, приехали домой, и стали жить поживать и добра наживать.
А Иван-царевич рассказал всем о волшебном числе “нуль”, которое помогло ему открыть ворота Кощеева царства.
V. Подведение итогов: Подсчёт очков, полученных каждой командой, выбор команды-победительницы, выставление оценок.
VІ. Информация учащихся о домашнем задании: Придумайте слово, где каждая буква будет соответствовать корню уравнения.