Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: "В.П. Катаев. "Сын полка" (УМК "Начальная школа XXI в.")
Цели:
- продолжать знакомить детей с творчеством В.П.Катаева;
- учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении;
- учить представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текст (внешний вид, поступки, отношение к людям);
- развивать учебные и читательские умения, формировать умение правильно называть произведение, тему и жанр;
- учить выделять в тексте эпитеты и сравнения, учить выразительному чтению (выбирать нужный тон и темп чтения);
- отрабатывать навык чтения вслух и молча, развивать навыки общения.
Оборудование:
- учебник Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой “ Литературное чтение”, 4 класс;
- рабочая тетрадь Л.А.Ефросининой “Литературное чтение”, 4 класс, 2-я часть;
- индивидуальные планшеты, маркеры
Эпиграф: Это многих славный путь
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Тема урока
Учитель. Каждый внимательный читатель при
знакомстве с произведением открывает для себя много нового,
знакомится с интересными людьми, с прошлым и настоящим своей
Родины. Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме “Произведения
о детях войны”. Поработаем с отдельными главами повести Валентина
Петровича Катаева “Сын полка”, поделимся своими впечатлениями о
прочитанном, поработаем с текстом, поразмышляем над поступками
героев, их взаимоотношениями.
По жанру наше произведение – повесть. А чем повесть отличается от
рассказа? (В повести в отличие от рассказа, описывается целый
период жизни героя. Действующими лицами повести являются обычно
несколько персонажей.)
– О каких событиях рассказал нам Катаев в своей повести? (Повесть возвращает нас к трудным, но героическим событиям военных лет-1941г.-1945г. Великая Отечественная война.)
– Кто главный герой нашего произведения? (Героем стал юный участник войны подросток – Ваня Солнцев.)
– О Ване и о людях, которые помогли и повели его по жизни мы с вами поговорим на нашем уроке.
III. Проверка домашнего задания. Работа в группах
- 1-я группа: слушание рассказа “Ваня Солнцев” по плану:
1. Портрет Вани.
2. Жизнь до встречи с разведчиками.
3. Жизнь у разведчиков.
- 2-я группа: задание № 1, № 2 в тетради “Литературное чтение”.
№ 1 Проталинки. Перечитать описание первого знакомства с мальчиком. Прочитать выразительно.
Ученики читают эпизод знакомства разведчиков с мальчиком и описание его портрета, отмечают, как автор говорит о Ване, какие слова выбирает, чтобы показать страдающего от войны ребенка.
№ 2 Поиск. Как жил Ваня до встречи с разведчиками? В каких словах слышится огорчение мальчика?
Ученики указывают сравнения и слова, передающие переживания Вани, его нежелание расстаться с разведчиками, страх мальчика потерять обретенную было семью-приютивших его разведчиков.
- 3-я группа: задание № 6 Работа с кроссвордом (поисковое чтение). Герои повести.
Ученики находят главу, в которой есть предложения и абзацы с данными словами, читают текст, выбирают нужное слово.
Задание № 4 Соответствие.
– Каким изобразил мальчика автор? Каким представляете Ваню вы?
Обсуждение ответов и обмен мнениями всеми учениками.
IV.Составление рассказа – характеристика героев повести.
Учитель. Литература – очень богатый и глубокий
вид искусства, способный передать с помощью слов не только
внешность человека, но и его внутренний мир.
Мы много узнали о Ване, о разведчиках, об их взаимоотношениях,
давайте вспомним их поступки, выясним причины, обобщим все, что
знаем, составим рассказ характеристику. Какие они?
Работа в группах.
| ВАНЯ
самостоятельный |
РАЗВЕДЧИКИ
добрые |
– Какие взаимоотношения сложились у героев?

Анализируя взаимоотношения героев, делаем вывод: какие бы трудности не возникли на твоем пути, нужно их достойно преодолевать, прикладывая определенные усилия. Хорошо когда рядом с тобой люди, которые могут поддержать в трудный момент и всегда придти на помощь.
V. Работа с текстом произведения
Выразительное чтение эпизода “ Встреча с капитаном Енакиевым ”.
– Как относится автор к своему герою – Ване Солнцеву?
– Почему повесть озаглавлена “Сын полка”?
Работа с эпиграфом (как понимают).
– Зачем мы читаем произведения о детях, созданных в разное время? (Эти произведения помогают расширить свои знания о жизни и человеческих отношениях, совершить путешествие в давнее и недавнее прошлое, в иные страны, вместе с литературными героями пережить неизведанное, научиться лучше, понимать, себя и других людей.)
VI. Игра “Вспомни и назови”
Зачитываются отрывки из произведений о детях:
- А.П. Гайдар “Тимур и его команда”,
- Л.Пантелеев “Новенькая”,
- Марк Твен “Приключения Тома Сойера”.
VII. Итог урока
VIII. Домашнее задание
По выбору:
- подготовить выразительное чтение одного эпизода повести;
- подготовить рассказ от лица героя повести.