Стихотворные памятки как средство развития орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


“Трудных наук нет, есть только трудное изложение, то есть неперевариваемое”, – так писал А. И. Герцен. Эти слова когда-то давно запали мне в душу. Кому, как не нам – учителям начальных классов это очень важно: подобрать ключик к каждому ученику, помочь ему овладеть основами знаний на долгие годы. В начальной школе часто меняются программы, методики и технологии, но проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой. Это происходит в силу разных причин: трудность орфографии; разрозненность правил; отсутствие мотивации к орфографической деятельности; невнимание учащихся к слову в родной речи; ограниченный словарный запас учеников; падение интереса к чтению; низкий уровень компетентности учителя; упущения при обучении грамоте; неорганизованная учебная деятельность и т. д. [1]

“Дитя не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи. Оно всегда будет страдать от этого коренного недостатка и при изучении всякого другого предмета”, – эти слова К.Д. Ушинского, к сожалению, не потеряли актуальности и в наше время. Как учесть все стороны процесса усвоения орфографии? Как активизировать мотивационную, ориентировочную, исполнительскую и, наконец, контрольно-оценочную его грань? Как научить детей думать так, чтобы наша работа опережала ещё не сделанные ими ошибки? Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык?

Необходимо помочь ему познать тайны орфографического языка, его особенности, красоту и системность. Главное – чтобы они заставляли активно работать зрительную, слуховую и моторную память ученика. Несомненно, нужен интегративный подход к реализации всех функций обучения: образовательной, развивающей и воспитательной с опорой на наглядно – образное мышление учеников начальной школы.

В силу своих наклонностей к сочинению стихов и рифмовок я часто применяла их на разных этапах урока при изучении, закреплении и повторении орфографических знаний, умений и навыков и пришла к следующим выводам по поводу применения правил в стихах:

  • Правила в стихах легче и проще усваиваются младшими школьниками.
  • Они быстрее воспроизводятся при необходимости в их применении.
  • Повышается результативность работы при условии постоянного пользования ими.
  • Краткость, лаконичность, выразительность и доступность – главные критерии стихов.
  • Они лишь дублируют последовательность применения правил из учебника, иллюстрируют их и, в дальнейшем, должны постепенно “сворачиваться” для всего лишь напоминания о них ученику при выполнении орфографической работы.
  • Главное, чтобы внешняя привлекательность не преобладала над серьёзным познавательным трудом.

Для этого после знакомства со стихотворением полностью, лишь основная часть его активно отрабатывается, запоминаются рифмовки, подкреплённые схематично-табличными или рисуночными изображениями.

Если всё стихотворение важно для учителя, то его следует разбить на части и работать с ним по частям в течение нескольких уроков, пока ученики не запомнят его полностью. Эффективно деление стихотворных правил на части, которые можно применять к каждому последующему случаю изучения темы. Рифмовки активно работают при орфографическом программировании, поэтапном изучении правил.

Первый этап – подготовительный

С первого учебного дня я приучала первоклассников “уносить домой” весёлое четверостишие по правилам поведения в школе, классе, при работе с книгой и т.д.

Второй этап – познавательный

Начинается в период обучения грамоте. Там я в стихах учила распознавать гласные и согласные звуки и буквы. Давала иллюстрации и стихи к ним на каждую букву. Использовала не только свои стихи, но и материал из сборника “Учимся играя” В. Волиной.

Третий этап – работа с орфографическим правилом

1. Подготовка к восприятию, цель которой вызвать повышенный интерес к изучению нового материала. За неделю до его детального анализа я уже включаю в проблемные ситуации стихотворные строки с различными орфограммами.
2. Анализ орфографического правила и поиск механизма, когда и как оно работает. Стихотворение даётся полностью.
3. Подготовка к первичному формированию понятий через наглядность и рифмовки.
4. Анализ правил, сопровождающийся алгоритмами “в стихах на память”.
5. Воспроизведение правила через речитатив “наизусть” хором или индивидуально.

Четвёртый этап – повторение правила

Использую рифмовки в “свёрнутом” виде без опоры на наглядность, применяю выборочные диктанты в стихах для записи слов с орфограммами, провожу игровые моменты с применением самостоятельных рифмовок. [2]

Особо хочу остановиться на применении стихотворений при изучении слов с непроверяемой орфограммой. “Словарь” всегда был камнем преткновения младших школьников, и с багажом ошибок, порой, кочевал всю их сознательную жизнь.

Причиной тому считается невозможность детей младшего школьного возраста понять, осознать этимологию слова, его лексическое значение, недостаточный опыт морфологического разбора.

Лучше такие слова запоминаются в стихотворной форме, написанные “детским” или шуточным языком. Стишки со “словарём” включают сразу несколько слов с орфограммами. Это даёт возможность их группировать для запоминания, повторять ранее изученные слова, находить в стихотворении однокоренные слова и выполнять другие формы работ над текстом или отдельными словами, несут воспитательную функцию.

Предлагаю следующий порядок применения стихов при словарной работе:

1. Знакомство со стихотворением.
2. Выделение слов из словаря.
3. Выделение орфограмм.
4. Работа с иллюстрацией.
5. Подбор рифмовок из стихотворения.
6. Упражнения в запоминании.
7. Расстановка орфограмм в “словарных” словах.
8. Запись рифмовок (по памяти или под диктовку).
9. Применение детьми стихотворений или рифмовок в дальнейшей работе.

“Словарь” мы учим группами (стишками) в течение нескольких дней – так он лучше закрепится в памяти учеников, периодически возвращаемся к изученным словам. Я согласна с мнением Л. Д. Варгановой о том, что небольшие по объёму “запоминалки”, произносимые хором орфографически, помогают лучше запомнить написание слов. [2]

Ещё одно важное правило необходимо довести до осознания учеников: “Не бойтесь ошибаться, умейте исправляться”. При работе над ошибками также можно использовать правила в стихах или рифмовки. Предлагаю ученикам по памяткам перед выполнением домашнего задания регулярно делать работу над ошибками, допущенными в предыдущей работе. Лучше её выполнять в специальной тетради, разбитой на отдельные страницы по принципу дифференциации орфограмм. Там же вести учёт повторно допущенных ошибок. Концентрация внимания к правописанию этих слов приводит клетки головного мозга к формированию сигнала тревоги, предупреждения об опасности ошибочного письма впредь. Количество ошибок уменьшается.

Все свои стихи и рифмовки я собрала в пособие “Книжка для учеников, начинающих с азов” в помощь детям для запоминания правил орфографии, словарных слов и работы над ошибками по памяткам. Конечно, такая работа по формированию орфографической зоркости требует активной помощи ученику со стороны взрослых. Поэтому, рекомендую эту книжку не только учителям, но и родителям.

Считаю, что “Книжка для учеников, начинающих с азов” поможет успешнее справиться с орфографическими трудностями при изучении правил в начальной школе.

Книжка для учеников, начинающих с азов (1-я часть)

Литература:

[1] стр.1 Л.А. Фролова “Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников” журнал “Начальная школа” № 3 2005 г.

[2] стр.2 Л.Д. Варганова “Орфографическое программирование как способ подготовки к формированию орфографической зоркости учащихся” журнал “Начальная школа” № 6 2005 г.