В своем классе я работала над темой “Создание условий для развития творческой личности в классном коллективе”.
В работе я опиралась на документы:
- Закон Российской Федерации “Об образовании”
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (которая гласит: “Школа – должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаться динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны”.)
- Конвенция о правах ребенка, 1993 г.
- Устав муниципального образовательного учреждения “Медведевская средняя общеобразовательная школа №1”.
В своей работе использовала технологию “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
В основе технологии следующие принципы:
- “Все дети талантливы.
- Плох не ребенок, плох его поступок.
- В каждом ребенке чудо, ожидай его”.
Моя работа основывалась на направлениях воспитательной работы школы:
- патриотическое с национальным компонентом
- нравственно-правовое
- экологическое и физкультурно-оздоровительное
- этическое и эстетическое
Мои цели воспитательной работы с классами:
- переход от педагогики требований к педагогике отношений: педагогика отношений строится на взаимопонимании, доверии, уважении;
- гуманно-личностный подход к ребенку – формирование положительной я-концепции, каждый ребенок обладает способностями, приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности – доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность.;
- единство обучения и воспитания – создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: “Учиться победно”.
Задачи воспитательной работы с классами.
- Укреплять и развивать классное и школьное самоуправление.
- Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу.
- Сохранять и укреплять здоровье учащихся, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
- Развивать творческие способности ребят через участие в школьных, районных и республиканских конкурсах через экскурсии, выставки, трудовые дела.
Направления работы классного руководителя.
1. Новый взгляд на личность – каждая личность должна проявлять себя, именно на этом стоится самоуправление в классе.
Схема самоуправления класса.
Сектор образования – отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания.
Сектор экологии – отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, озеленение, за выпуск листовок о здоровом образе жизни).
Сектор информации – сообщает о делах класса за неделю и подводит итоги, проводит политинформации.
Сектор здоровья – отвечает за зрительную гимнастику и физкультминутки на уроках.
Сектор общественного порядка – отвечает за дисциплину в классе
Сектор “подрастай-ка” – проводит мероприятия с учащимися младших классов “Снежные забавы”, №Прощание с букварем” и т. д.
Сектор культуры – организует экскурсии, культпоходы в театры и встречи с интересными людьми.
2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений и формирование гражданской позиции (стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора).
3. Новая трактовка индивидуального подхода (включает отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности.)
Благодаря такой работе, нам есть чем гордиться.
Гордость школы, гордость класса
В любом деле молодец
Он президент республики ЛОГОС
Кто это? Ну конечно Рома Швец.
Вперед поражений не страшась
К вершинам знаний идут торопясь
Кудрявцева Катя, Худякова Ксюша,
Светлакова Света и Блинова Катюша.
Учеба дается им нелегко
Зато после школы взлетят высоко!
Настя Полозова – композитор – ас
Обожает ее класс.
Песни пишет и поет.
Класс с ней весело живет.
На слайде важный сидит Артем
Карандаши и краски всегда при нем
Газеты для класса – рисует он с душой.
Они оцениваются нами всегда хорошо.
Щеглова Марина английский знает хорошо,
Но сцена театра зовет ее еще.
Шквал аплодисментов, цветы и крики
“Браво! Бис!”
Пусть только постарается, получит в жизни приз.
Козлова Юля и Блинова Света
Много есть у них достоинств.
Честность, ум и доброта.
Помощники учителю
И в классе всем друзья.
4. Шомин, Мини, Иванов + Кожевников
Они с компьютером на ты.
Готовят презентации
Чтобы в будущем достичь
Высшей квалификации.
Если рвутся к мячу ноги
Футболистом быть тебе.
Ах футбол! По нраву многим
Сколько тайн хранит в себе.
Если мяч от рук взлетает
Чуть коснувшись сразу вверх.
Волейбольный дух витает
И Екатерины Срединой сулит успех.
Юля Задворных – гордость класса
Ее знает людей масса.
Объездила она много городов.
Медали, грамоты за бальные танцы, ее улов.
Спортсменов в классе всех не счесть
Юля, Маша, Лена, Дина
В “мисс ритмике” победы есть
И им покорны все спортивные вершины
Это что за сувениры?
Это что за мастера?
Это чудо сотворили Каравайцев Толя и
Власов Никита – лучшие умельцы из нашего “А”.
Я надеюсь, что все мои воспитанники станут достойными гражданами великой России, принесут пользу республике Марий Эл и нашему Медведевскому району, создадут крепкие семьи и вырастят прекрасных детей. И мне хочется сказать: “Может быть пройдет не один год, когда ребята в полной мере смогут осознать, что оставили за порогами родной школы. Первый взлет! Первое падение! Первую любовь! А может быть самые счастливые минуты детства, которые не вернуть никогда! А я? Что смогу увидеть, оглядываясь назад, на то время, когда училась вместе с ними? Увижу радость детских глаз в познании нового, может быть увижу свои промахи, свои ошибки, а самое главное, я увижу, что эти годы не прошли бесследно ни для ребят, ни для меня. Потому что я вместе с ними постигала одну из самых сложных наук человечества – науку любви, терпения и прощения.”
Может быть моя работа поможет начинающим классным руководителям, но хочется отметить, что контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, иначе невозможно свободное проявление личности.