Цели:
- познакомить в игровой форме с экологическими проблемами;
- способствовать воспитанию любви к природе;
- осуществлять патриотическое воспитание;
- познакомить учащихся с правилами поведения в природе.
Оформление:
- На доске нарисован большой зонт
- Названия животных для кроссворда
- Рисунки зверей и птиц
- У каждого на парте листок с правилами Лесовичка
- Чистый лист для пословицы
- Бумага, ножницы, клей для изготовления цветов.
- Красная книга Кольского полуострова
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм -
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее!
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в храм природы.
Природа многообразна и непредсказуема. Она то, как ласковая мать лелеет и ласкает, то, как злая мачеха строга и непреступна…
Нежное солнце часто затягивают тучи и на землю обрушиваются струи дождя. В такую погоду нельзя без зонта. Я предлагаю прогулку не под простым зонтом, а под волшебным. Когда накрываешься таким зонтиком, все вокруг светло и празднично. Вокруг шелестит листва, щебечут птицы, звери резвятся на поляне. А все хмурое и печальное остается снаружи. (На доске нарисован большой зонт)
Вы спросите, где взять такой зонт? Мы сделаем его сами. В середину купола поместим то, что украшает нашу планету, без чего не смогут жить люди на Земле. Снаружи оставим то, что губит флору и фауну, что ведет нашу планету к катастрофе.
Загадки.
- Без него плачем, а как появится – от него прячемся. (солнце)
- Что выше леса, краше света, без огня горит. (солнце)
- Голубой платок, красный колобок по платку катается, людям улыбается. (солнце на небе)
Собери пословицу.
Солнце не закроешь, | а правду не скроешь. |
Солнце как родная матушка: | никогда не обидит. |
При солнышке тепло, | а при матери добро. |
Мир освещается солнышком, | а человек знаниями. |
Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? С чем сравнивается солнце? Почему? Запишите 1 из них. Читаем, что записали.
Нужны нам солнце и небо? Куда поместим солнце и небо? (выбирают рисунки и вывешивают на доску под зонтик.)
Мы речь свою ведем о том.
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь.
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Загадки Лесовичка.
Учитель: Выберите правило вежливости : (у каждого на парте листок с правилами. Необходимо обвести правильный ответ в кружок)
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
- Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
- Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
(выбирают рисунки зверей и вывешивают на доску под зонтик.)
Викторина о животных и составление кроссворда
А сейчас проверим вашу эрудицию, как хорошо вам известна жизнь животных. Я буду задавать вопросы, ответы на которые есть на доске. Ваша задача ответить на вопросы и составить кроссворд.
1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. Любит шишки и орешки. (Белка)
2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. По цвету он сливается с травой. Не трогал козявок, дружил с мухами так о нем поется в детской песне. (Кузнечик)
3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец)
4. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка)
5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. Ядовита для людей.(Волчья ягода)
6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи)
Давайте проверим, что вы запомнили о животных. Сформулируйте вопросы к каждому слову в кроссворде.
Появляется Хозяйка леса.
Хозяйка леса: Была речка чистая, называлась Прозрачной, да стала грязной – разноцветной. Была многоводной – стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают, а потом грязную опять в речку спускают.
Бабушка, а Вы кто?
Хозяйка леса: Безобразие! Ты что, сказок не читала? Я – Хозяйка леса! А теперь из-за людей, испортивших речку, я – Разноцветная Баба-Яга! Постирала в этой воде платье, видите, на кого я стала похожа. А речка потихоньку погибает. Ее живая вода становится “мертвой” - ни попить, ни искупаться. Мой знакомый Водяной уже убежал из такой. Эх, вы, люди-кочерыжки. Разве вам нравится жить в грязи?
Я не хочу такого мира.
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни человек:
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
Учитель: Не все люди обижают природу. У нас ребята знают, как надо беречь природу.
Хозяйка леса. Сейчас проверим. У меня есть волшебная книга. В ней экологические знаки. Подумайте, что означает каждый знак. Подберите ему название.
Давайте с наружной стороны купола поместим предостерегающие знаки, на которых показано, как нельзя делать.
ПРАВИЛО 1-е. Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.
ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
ПРАВИЛО 3-е. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
ПРАВИЛО 4-е. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.
ПРАВИЛО 5-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
ПРАВИЛО 6-е. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.
ПРАВИЛО 7-е. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.
ПРАВИЛО 8-е. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.
ПРАВИЛО 9-е. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет. Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Учитель: К, сожалению, негативные явления присутствуют в нашей жизни. В результате за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 60% болезней людей - это результат плохой экологии.
Сообщение про Красную книгу. ученик: Эта книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги. В эту книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало. Их надо спасать. Впервые список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира появился в 1963 году и получил название “Красная книга фактов” (Red Data Book). А первая Красная книга России появилась в 1982 году.
Хозяйка леса: Мне бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.
Учитель: - Ребята, я хочу вам напомнить слова А.Барто: “ Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Ребята, что значит, по-вашему, “прикоснуться к красоте природы сердцем”?
(Радоваться всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречь, любить; ощутить эту красоту)
- Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?
(Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать над собой)
Учитель: - И нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Спасибо всем за участие в нашем турнире! Берегите природу!
Разминка.
Лето – чудная пора,
Детвора кричит…(Ура)
Нам и реки, и леса
Дарят летом…(чудеса)
А вокруг цветут цветы
Небывалой…(красоты).
Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики…(звенят).
Как приятно бегать вам
По ромашковым…(лугам)!
Словно солнечные зайчики,
Золотятся…(одуванчики).
В мир добра и красоты
Превращают мир…(цветы).
Делают цветы из цветной бумаги, гофрированной бумаги, салфеток… Готовые цветы дети прикрепляют к доске. Зонтик оказывается в центре цветущей поляны.
Заключение
Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. Вам хотелось бы погулять на такой поляне, по такому лесу и полю? (Да)
Помните! Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.