Развитие видов памяти у учащихся начальных классов. Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Перенос слов"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Ознакомление с правилом переноса слов по слогам, формирование умения переносить слова.
  • Воспитывать аккуратность, ответственное отношение к работе.
  • Развивать зрительно-слуховую память, логическое мышление, обогащать и расширять словарный запас ученика.

Оборудование к уроку:

Перфокарта, иллюстрации словарных слов, карточки со словами, аудиокассета “Greatest instrumental hits” с записью J. Last.

1. Организационный момент.

2. Чистописание.

Цель: формирование навыка каллиграфии, отработка букв, которые наиболее подвергаются деформации при ускорении письма.

Напомнить правило посадки при письме.

Письмо в “воздухе”

Письмо под счет; Сейчас мы будем отрабатывать навык безотрывного письма.

1-я строчка ____

и-раз-и-два

2-я строчка ча и-раз-и-два ~ - прямая черта с закруглением внизу вправо, затем пишу овал с нижним соединением против часовой стрелки, затем палочку с закруглением внизу вправо. Пишем, не отрывая руку.

Что ты знаешь про звук [ч’]? (шипящий согласный, всегда мягкий).

3. Проверка домашнего задания.

Какие были затруднения?

4. Словарная работа (см. приложение).

Цель: закрепить умение правильно писать непроверяемые гласные в корне слова, развивать виды памяти, умение слушать и выполнять инструкцию.

Работа с перфокартой;

Я буду показывать иллюстрацию, а ты называешь слово и отмечаешь знаком “+” в окошке “а” или “о”.

Примерный перечень слов: капуста, воробей, пальто, сапоги, собака, морковь, завод, огород, огурец, малина.

5. Работа над предложением.

Ученице даются карточки со словами.

Слова запутались: собачка, молоко, Чапка, любит.

Как правильно поставить слова, чтобы получилось красивое предложение?

Сколько слов в предложении? Давай объясним написание слов

6. Физкультминутка.

Хома, хомка, хомячок,
Хомка раненько встает

(потянуться вверх, встать на носочки, кисти рук повращать)

Надувает щеки
Щечки моет

(кругообразные движения кулачками возле щек)

Шейку трет

(как полотенцем спинку)

Подметает хомка хатку

(наклоняются, метут)

И выходит на зарядку

(маршируют и делают 2-3 упражнения)

1, 2, 3, 4, 5
Хомка хочет сильным стать!

7. Знакомство с новым материалом (см. видеозапись).

Сделай вдох, выдох, щечки положить на ладошки, закройте глазки и послушайте меня внимательно.

Всё, что происходит с нами в жизни проходит через нашу память. Мы накапливаем информацию. Что-то запоминаем, какие-то события забываем. Ещё в древности люди запоминали и передавали свои знания. Отсюда и пришло выражение “завязать узелок на память”. И такой узелок на память мы с тобой сегодня завяжем.

Включается музыка.

Представьте себе, что мы попали в сказочный город. Там живет много маленьких человечков - букв. Каждая семья – это слог. Живут они дружно в своем домике – слове. Они любят друг друга, заботятся о ближнем.

В одной такой семье рос очень непослушный мальчик Буковка. Он часто пытался убежать от родителей. Ему очень хотелось гулять одному.

Однажды случилась беда. Слоги вышли на прогулку. Вдруг мальчик Буковка оторвался от них и побежал на другую дорожку – строчку, и остался там совсем один.

Внезапно подул сильный холодный ветер. Буковке стало очень холодно одиноко и страшно одному на новой строчке. Он стал плакать и звать на помощь.

Неожиданно появился ковер-самолет и стал к нему опускаться. Это была его семья – слог. Шалунишку отыскали. Слог гордо стоял с малышом Буковкой на одной строчке.

С тех пор живут они вместе счастливо в своей дружной семье.

Беседа по сказке. Сообщение темы урока и запись её на доске.

Ты услышала сказку, о чем она?

Что случилось с малышом буковкой?

Тема нашего урока “Перенос слов”.

Если мы не научимся правильно переносить слоги с одной строчки на другую, то мы можем разрушить семью, и они никогда не смогут встретиться.

Сейчас мы с тобой завяжем “узелок на память”

Как ты понимаешь это выражение? (запомнить, не забыть).

Сейчас по моему сигналу ты будешь повторять за мной.

Вывод:

1. Слова переносим с одной строки на другую по слогам.

2. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку.

8. Закрепление изученного.

Работа с учебником.

Чтение правила по учебнику с. 61.

Стр. 61 упр. 110.

9. Самостоятельная работа.

На доске слова: сосна, река, месяц, слог, июнь, поле.

Какие слова можно перенести?

10. Игра на внимание.

Словарная работа;

На доске слово осадок. Найди слова в этом слове и запиши их (оса, сад, док, коса, дока, ода).

Какие из этих слов можно перенести?

Как ты понимаешь смысл слова осадок?

Имеет два значения:

1. Посторонняя примесь в жидкости, осаждающаяся на дно или стенки сосуда

2. Переносное значение тяжелое чувство, которое остается после, например, разговора или от страха.

Док – сооружение в порту для ремонта судов, кораблей.

Дока – простонаречное – знаток, мастер своего дела.

Ода – жанр поэзии, торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь историческому событию или герою

12. Итог урока.

Знакомство с правилом переноса слов.