Цели: знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.
Задачи:
- воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту;
- формировать у детей отрицательное отношение к вредным привычкам.
Оборудование: плакат с изображением улыбающегося личика, картина Леонардо Да Винчи “Мона Лиза”, поговорки и пословицы, зеркало, “Улыбчивые истории”.
Вопросы для обсуждения:
- Что нам известно о сокровенности Улыбки?
- Первая Улыбка младенца.
- Суррогаты и антиподы Улыбки.
- Улыбка есть особая мудрость.
Ход занятия
I. Учитель. Сегодня у нас необычное занятие “Улыбковедение”, мы раскроем тайну человека.
Кто с улыбкою жизнь встречает,
Кто улыбкой детей пеленает,
Кто с улыбкой проблемы решает,
Чья улыбка, как луч мудреца.
Тот, как солнце, всё согревает,
Тот улыбкою зло побеждает,
Тот великою тайну знает!
Суть улыбки – радость Творца.
М.Озолиня.
Ребята! Давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем “Я желаю тебе…”(ребята говорят пожелания друг другу).
Звучит фонограмма песни “Улыбка”.
Учитель. Сегодня на необычном занятии мы раскроем тайну человека, который живёт с улыбкой, и узнаем, куда ведёт улыбка.
(На доске – плакат, с изображением улыбающегося личика).
Вообразите себе, что исчезли из жизни людей все улыбки, что произойдёт на Земле?
Дети. Люди не будут радоваться красотам природы, будет пусто вокруг, как будто исчезли все цветы, птицы…
Учитель. А, если ваш учитель потеряет улыбкою?
Дети. Учитель без улыбки станет чужим среди учеников.
Учитель. На доске записаны поговорки, которые необходимо дополнить словами, которые напечатаны на карточках и лежат у каждого из вас на столах.
Кто улыбается, …. (тот живёт).
Кто не улыбается,… (тот сохнет).
Учитель. Мудрецы говорили - “Мощь улыбка несёт”. Как вы понимаете эту мудрость? (ответы детей).
II. Учитель. Без улыбки не может прожить ни один человек, даже животные по – своему улыбаются. Человеческая улыбка живет века, тысячелетия и поражает своей красотой. Послушайте миф Ш.А.Амонашвили о том, как пришла улыбка к людям.
(звучит аудиозапись)
“Это было давно, очень давно, когда люди ещё не умели улыбаться… Да, было такое время. Жили они грустно и уныло. Мир был для них чёрно-серым. Блеск и величие солнца они не замечали, звёздным небом не восторгались, не знали счастья любви. В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на небесах решил спуститься на Землю, то есть родиться и испытать земную жизнь.
- Но с чем я приду к людям? - задумался он. Ему хотелось прийти к людям в гости с подарком. И тогда он обратился к Отцу за помощью.
- Подари людям вот это, - сказал ему Отец и протянул маленькую искру, она светилась всеми цветами радуги.
- Что это? - удивился добрый ангел.
- Это Улыбка, - ответил Отец, – положи её себе в сердце и принесёшь людям в дар.
- И что она им даст?
- Она принесёт им особую энергию жизни.
Добрый ангел вложил удивительную искру в сердце свое. И в это мгновение добрый ангел спустился на Землю, то есть родился. Новорождённый заплакал. Но не потому, что испугался тёмной пещеры, угрюмых людей, с недоумением глазевших на него. Заплакал от обиды, он не знал, как быть: подарить людям принесённую им улыбку или утаить её от них. И решил: извлёк из сердца лучик искры и посадил его на уголке своего ротика.
- Вот вам подарок, люди, берите! – мысленно сообщил он им.
Мгновенно пещеру осветил чарующий свет. Это была его первая улыбка, а угрюмые люди увидели улыбку впервые. Они испугались и закрыли глаза. Только угрюмая мама не могла оторвать глаз от необычного явления, сердце её зашевелилось, а на лице отразилось это очарование. Ей стало хорошо. Люди открыли глаза, их взгляд приковала к себе улыбающаяся женщина. Тогда младенец улыбнулся всем ёщё, ёщё, ёщё. Люди то закрывали глаза, не выдерживая сильного сияния, то открывали. И, наконец, привыкли и тоже попытались подражать младенцу. Всем стало хорошо от необычного чувства в сердце. Улыбка стёрла с их лиц угрюмость. Глаза засветились любовью, и весь мир для них стал красочным: цветы, солнце, звёзды вызывали них чувства красоты, удивления, восхищения. Так пришла к людям улыбка.
Учитель. Какой подарок принёс добрый ангел людям? От чего стало хорошо угрюмым людям? (ответы детей)
На доске портрет Мона Лизы.
Учитель. А теперь посмотрите внимательно на доску. Видели ли вы когда-нибудь это лицо? Где вы его встречали? (ответы детей)
Учитель. Да, вы правы. Это лицо вам встречалось уже в журналах, календарях, на экране телевизора. Как любовался художник Леонардо Да Винчи, когда рисовал портрет!
- Какая она - Мона Лиза?
- О чём нам говорит её портрет? (дети высказывают своё мнение)
Учитель. Мона Лиза – тихая и ласковая. Наверное, она говорит тихо и спокойно. Она уважительна и добра. Её глаза, кажется, смотрят тебе в душу. Кажется, если она положит тебе руку на плечо, обнимет тебя – отступят все беды, станет легче на сердце, все проблемы станут мелкими и незначительными. Тысячи людей во всём мире думают о загадке притягательности Моны Лизы. Многие говорят, что главное её очарование, в улыбке.
Дети сравнивают улыбку Моны Лизы с улыбками кинозвёзд и фотомоделей.
Учитель. Давайте создадим коллаж из улыбок кинозвёзд и фотомоделей. Для этого используем приготовленные вами вырезки из старых журналов и газет.
Учитель. Вот какой замечательный коллаж у нас получился. Такие улыбки любому помогут преодолеть трудности.
Творческая работа учащихся.
Дети работают в группах и создают в картинках “Улыбчивые истории”. Все истории, нарисованные ребятами, помещаются на коллаж с улыбками. Часть ребят готовят к защите фантастические проекты:
- “Земля без улыбки. Во что она превратится?”
- “Защитим улыбку”.
III.Учитель. Улыбка – радуга души. Однако низменные чувства людей породили суррогаты и антиподы улыбок. Истинная улыбка несет только благо, суррогаты же несут зло.
Вот они суррогаты:
- притворная улыбка;
- фальшивая улыбка;
- злорадная улыбка;
- ехидная улыбка;
- подлая улыбка;
- лукавая улыбка.
Учитель. А какие антиподы знаете вы?
Дети. Суррогаты и антиподы:
- равнодушная улыбка;
- предательская улыбка;
- самодовольная улыбка;
- насмешливая улыбка.
Учитель это всё улыбки тьмы. Всякий кто победит в себе улыбку тьмы достойны светлой улыбки.
Работа с зеркалом.
Учитель. Смотрясь в зеркало, пошлите улыбки кому хотите или чему хотите.
Дети.
- Я посылаю улыбку маме…
- Я посылаю улыбку звёздам…
- Я посылаю улыбку солнцу…
- Я посылаю улыбку цветам…
- Я посылаю улыбку птицам…
и т.д.
Учитель. Какие у вас прекрасные улыбки! Ваши улыбки нужны всем!
Мыслители предупреждают:
Насмешка – самый вредный воспитатель.
Насмешка роднит с побитием камнями.
Учитель. Пифагор запрещал своим ученикам насмешки, ибо они больше всего мешают торжественности. Нужно всегда удерживаться от насмешек, как от вредных насекомых.
В Спарте находится Храм Смеха, можно многие болезни излечить в нём. По счастью нигде нет Храма насмешки.
Учитель. Давайте чаще улыбаться друг другу! И пусть эти улыбки будут от сердца!
Дети исполняют песню “Улыбка”.