Тема урока: "Эта удивительная природа" (урок – игра-соревнование)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


ЦЕЛЬ: Продолжить работу по расширению представлений учащихся об окружающей среде.

ЗАДАЧИ:

  1. Обобщить знания, полученные при изучении раздела “Эта удивительная природа”.
  2. Развивать познавательную активность учащихся, умение работать в группе, высказывать свое мнение и слушать мнение других.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе посредством игр экологического характера.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Кроссворды для каждой команды.
  • Карточки “Логико – малыш” для конкурса капитанов.
  • Бочонки с номерами для гейма “Заморочки из бочки”.
  • Секундомер.
  • Фонограммы со звуками природы.
  • Картинки с изображениями зверей и растений для оформления.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о разнообразии растительного и животного мира, о свойствах воздуха, воды, о строении почвы и о взаимосвязи живой и неживой природы. И сейчас настало время подвести итог.

II. Постановка цели урока.

Сегодня мы вспомним материал предыдущих уроков и выясним, кто же лучший знаток удивительного мира природы. В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: “Чем я могу поделиться с товарищами?” и продолжить фразу: “Я хорошо знаю что…”

Ход игры

Как вы уже, наверное, догадались урок сегодня необычный. Сегодня у нас игра “Счастливый случай”. В игре принимают участие три команды, давайте познакомимся:

1 команда “Защитники моря”

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без воды.

2 команда “Морская звезда”

На небе звезд много – не счесть,
И в море свои звезды есть.
По дну они перемещаются
Как будто цветы распускаются.
Подводное царство от бед, защищая,
Мы новые звезды в морях “зажигаем”!

3 команда “Защитники леса”

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты -
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты.

С командами познакомились, а теперь начинаем игру. Перед началом игры хочу вам пожелать:

И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Ведет к победе не судьба,
А только ваши знания.
Вы отвечайте дружно
И в том сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

1 ГЕЙМ “Дальше, дальше, дальше…”

Каждая команда должна постараться успеть ответить за 1 минуту на максимальное количество вопросов.

Вопросы для 1 команды.

  1. Как называется наука о животных? (зоология)
  2. Тела бывают естественные и …(искусственные)
  3. Самые большие промежутки между частицами каких тел? (газообразных)
  4. Как называется прибор для измерения температуры? (термометр)
  5. Верно ли, что: чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее. (нет)
  6. Кто так размножается: икра – головастик – взрослое животное. (лягушка или жаба)
  7. Животное, которое строит дом на реке. (бобр)
  8. Молоком детенышей выкармливают … (звери или млекопитающие)
  9. Как определить, содержится ли крахмал в том или ином продукте? (с помощью настойки йода)
  10. Подосиновик, сыроежка, боровик – это какие грибы? (съедобные)
  11. Организмы – производители это? (растения)
  12. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
  13. Зимой спит – летом ульи ворошит (медведь)
  14. Кто на себе свой дом носит? (улитка)
  15. На вид неказист, зато голосист. (соловей)
  16. Кто меняет молоко на сено? (корова)
  17. Сквозь землю прошел красну шапочку нашел. (гриб)
  18. Летом – сладкий и зеленый, в зиму – желтый и соленый. (огурец)
  19. Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги. (подорожник)
  20. Красная овечка, белое сердечко. (малина)

Вопросы для 2 команды.

  1. Искусственные тела кто создал? (человек)
  2. Самые маленькие промежутки между частицами каких тел? (твердых)
  3. Как называется наука, изучающая растения? (ботаника)
  4. Как называется прибор для очищения воды? (фильтр)
  5. За счет чего зимой могут лопнуть водопроводные трубы? (вода превращаясь в лед расширяется)
  6. Верхний плодородный слой земли называется… (почва)
  7. С чего начинается цепь питания? (с растений)
  8. Кто так развивается: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь? (бабочка)
  9. Какие живые существа делают воздух чище? (растения)
  10. Что обязательно должен иметь грибник, для сбора грибов и сохранения грибницы? (ножик)
  11. Организмы – потребители это? (животные)
  12. Какое животное все время проводит под землей? (крот)
  13. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
  14. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
  15. Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (муравей)
  16. Днем слепа бывает, ночью прозревает. (сова)
  17. Зимой и летом одним цветом. (ель)
  18. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (еж)
  19. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)
  20. Растение видное, а прозвище обидное. (лопух)

Вопросы для 3 команды.

  1. Как называется наука, которая изучает вещества? (химия)
  2. Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании? (кислород)
  3. Лед и снег – это вода в каком состоянии? (твердом)
  4. Что происходит с водой при нагревании? (она расширяется)
  5. Главное свойство почвы – это … (плодородие)
  6. Что такое воздух? (смесь газов)
  7. Кто так развивается: яйцо – личинка – взрослая особь? (кузнечик)
  8. Животные, тело которых покрыто перьями называются … (птицы)
  9. Желчный гриб, бледная поганка, мухомор – это какие грибы? (несъедобные)
  10. Организмы – разрушители – это? (бактерии и грибы)
  11. Самое быстрое животное из семейства кошачьих? (гепард)
  12. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (заяц)
  13. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  14. Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые? (крапива)
  15. Какому насекомому хлопают в ладоши? (комару или моли)
  16. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
  17. Чудо – юдо - великан на спине везет фонтан. (кит)
  18. При какой температуре вода превращается в лед? (при 00)
  19. Если объединяется гриб и водоросль то, что получается? (лишайник?)
  20. Кто на себе свой дом носит? (улитка)

2 ГЕЙМ “Заморочки из бочки”

Каждая команда по очереди достает бочонки и отвечает на вопросы.

  • Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя пеньки. Являются водными животными и хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину. Как называется этот зверь? (бобр)
  • Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе. (лютик)
  • Сюда под старый ореховый куст, он пришел под утро с “жиров”. Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру - уснул, не закрыв глаза. (заяц)
  • Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” слетают легкие пушинки. (одуванчик)
  • Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых – просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри – настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого “города”? (муравьи)
  • Верхняя сторона листьев этого растения – холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. Как называется это растение? (мать-и-мачеха)

3 ГЕЙМ “Ты – мне, я – тебе”

Команды задают друг другу вопросы (экологические ситуации). На обсуждение командам предоставляется по 30 секунд.

- Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.

- Зачем здесь? Идемте вот под то дерево, там уютнее, - возразили девочки.

Мальчики пошли туда, куда они показывали, выкопали ямку, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.

Что ребята сделали не правильно? Исправьте их ошибки.

Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему захотелось узнать, что в нем находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, он протянул руку, но потом передумал. Как вы думаете почему?

Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчики решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава и цветы. “Как же быть? - задумались они, - можно ли здесь кататься?”

Помогите ребятам ответить на этот вопрос.

4 ГЕЙМ “Темная лошадка”

Этот конкурс состоит из двух частей, которые проходят одновременно:

1. Конкурс капитанов (капитаны работают с карточками из комплектов “Логико-малыш”)

2. Команда разгадывает кроссворд. См. приложение 1.

(Капитаны, выполнив задание, присоединяются к своим командам).

5 ГЕЙМ “Гонка за лидером”

Каждая команда должна ответить на 4 вопроса.

Вопросы для 1 команды.

  1. Кит – это рыба? (нет, млекопитающее)
  2. У какой птицы самый длинный язык? (у дятля,15 см)
  3. Родилась в воде, а живет на земле. (лягушка)
  4. На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки, очищать кожу. Это свойство и дало название растению. (чистотел)

Вопросы для 2 команды.

  1. У кого самый чуткий нос? (у бабочки)
  2. Какое травянистое растение зацветает первым? (мать-и-мачеха)
  3. Назовите главный источник света на нашей планете. (Солнце)
  4. Почему именно с растений начинается цепь питания? (только растения могут самостоятельно производить питательные вещества)

Вопросы для 3 команды.

  1. Одно из самых красивых явлений в природе, которое можно наблюдать только после дождя рано утром или ближе к вечеру. (радуга)
  2. Именно их Виталий Бианки назвал “мастера без топора”. (птицы, которые строят свои гнезда)
  3. Про кого можно сказать “Лезет из кожи вон”? (о змеях)
  4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (дыхание)

IV. Подведение итогов.

Пришло время подвести итог нашей игры. Команда “Защитники моря” получила … баллов, “Морская звезда” … балов, “Защитники леса” … баллов. Победителем стала команда….

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, который я задала вам в начале урока: чем же вы можете поделиться с товарищами после сегодняшнего урока?

Продолжите фразу: “Я хорошо знаю что…”.

Наш урок завершен. Всем спасибо, а на память о сегодняшней игре получите призы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гаврина С. Е., Кутякова Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. 100 кроссвордов о растениях и животных / Художники Г. В. Соколов, В. Х. Янаев. - Ярославль: “Академия развития”, “Академия, Ко”, 1998. – 112с., ил. – (Серия “Потехе час”).
  2. Мир вокруг нас. Проверим себя: тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. В 2 ч.. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – М. : Вита – Пресс, 2004 – 48 с: ил.
  3. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1 / А.А. Плешаков. – 3–е изд. , дораб. М. - : Просвещение, 2004. – 160 с. : ил. – (Зеленый дом).
  4. Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М.: “ВАКО”, 2004, 320 с. – (В помощь учителю).