ЦЕЛЬ: Продолжить работу по расширению представлений учащихся об окружающей среде.
ЗАДАЧИ:
- Обобщить знания, полученные при изучении раздела “Эта удивительная природа”.
- Развивать познавательную активность учащихся, умение работать в группе, высказывать свое мнение и слушать мнение других.
- Воспитывать бережное отношение к природе посредством игр экологического характера.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Кроссворды для каждой команды.
- Карточки “Логико – малыш” для конкурса капитанов.
- Бочонки с номерами для гейма “Заморочки из бочки”.
- Секундомер.
- Фонограммы со звуками природы.
- Картинки с изображениями зверей и растений для оформления.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о разнообразии растительного и животного мира, о свойствах воздуха, воды, о строении почвы и о взаимосвязи живой и неживой природы. И сейчас настало время подвести итог.
II. Постановка цели урока.
Сегодня мы вспомним материал предыдущих уроков и выясним, кто же лучший знаток удивительного мира природы. В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: “Чем я могу поделиться с товарищами?” и продолжить фразу: “Я хорошо знаю что…”
Ход игры
Как вы уже, наверное, догадались урок сегодня необычный. Сегодня у нас игра “Счастливый случай”. В игре принимают участие три команды, давайте познакомимся:
1 команда “Защитники моря”
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без воды.
2 команда “Морская звезда”
На небе звезд много – не счесть,
И в море свои звезды есть.
По дну они перемещаются
Как будто цветы распускаются.
Подводное царство от бед, защищая,
Мы новые звезды в морях “зажигаем”!
3 команда “Защитники леса”
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты -
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты.
С командами познакомились, а теперь начинаем игру. Перед началом игры хочу вам пожелать:
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Ведет к победе не судьба,
А только ваши знания.
Вы отвечайте дружно
И в том сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
1 ГЕЙМ “Дальше, дальше, дальше…”
Каждая команда должна постараться успеть ответить за 1 минуту на максимальное количество вопросов.
Вопросы для 1 команды.
- Как называется наука о животных? (зоология)
- Тела бывают естественные и …(искусственные)
- Самые большие промежутки между частицами каких тел? (газообразных)
- Как называется прибор для измерения температуры? (термометр)
- Верно ли, что: чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее. (нет)
- Кто так размножается: икра – головастик – взрослое животное. (лягушка или жаба)
- Животное, которое строит дом на реке. (бобр)
- Молоком детенышей выкармливают … (звери или млекопитающие)
- Как определить, содержится ли крахмал в том или ином продукте? (с помощью настойки йода)
- Подосиновик, сыроежка, боровик – это какие грибы? (съедобные)
- Организмы – производители это? (растения)
- Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
- Зимой спит – летом ульи ворошит (медведь)
- Кто на себе свой дом носит? (улитка)
- На вид неказист, зато голосист. (соловей)
- Кто меняет молоко на сено? (корова)
- Сквозь землю прошел красну шапочку нашел. (гриб)
- Летом – сладкий и зеленый, в зиму – желтый и соленый. (огурец)
- Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги. (подорожник)
- Красная овечка, белое сердечко. (малина)
Вопросы для 2 команды.
- Искусственные тела кто создал? (человек)
- Самые маленькие промежутки между частицами каких тел? (твердых)
- Как называется наука, изучающая растения? (ботаника)
- Как называется прибор для очищения воды? (фильтр)
- За счет чего зимой могут лопнуть водопроводные трубы? (вода превращаясь в лед расширяется)
- Верхний плодородный слой земли называется… (почва)
- С чего начинается цепь питания? (с растений)
- Кто так развивается: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь? (бабочка)
- Какие живые существа делают воздух чище? (растения)
- Что обязательно должен иметь грибник, для сбора грибов и сохранения грибницы? (ножик)
- Организмы – потребители это? (животные)
- Какое животное все время проводит под землей? (крот)
- Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
- Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
- Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (муравей)
- Днем слепа бывает, ночью прозревает. (сова)
- Зимой и летом одним цветом. (ель)
- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (еж)
- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)
- Растение видное, а прозвище обидное. (лопух)
Вопросы для 3 команды.
- Как называется наука, которая изучает вещества? (химия)
- Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании? (кислород)
- Лед и снег – это вода в каком состоянии? (твердом)
- Что происходит с водой при нагревании? (она расширяется)
- Главное свойство почвы – это … (плодородие)
- Что такое воздух? (смесь газов)
- Кто так развивается: яйцо – личинка – взрослая особь? (кузнечик)
- Животные, тело которых покрыто перьями называются … (птицы)
- Желчный гриб, бледная поганка, мухомор – это какие грибы? (несъедобные)
- Организмы – разрушители – это? (бактерии и грибы)
- Самое быстрое животное из семейства кошачьих? (гепард)
- Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (заяц)
- Что теряет лось каждую зиму? (рога)
- Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые? (крапива)
- Какому насекомому хлопают в ладоши? (комару или моли)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
- Чудо – юдо - великан на спине везет фонтан. (кит)
- При какой температуре вода превращается в лед? (при 00)
- Если объединяется гриб и водоросль то, что получается? (лишайник?)
- Кто на себе свой дом носит? (улитка)
2 ГЕЙМ “Заморочки из бочки”
Каждая команда по очереди достает бочонки и отвечает на вопросы.
- Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя пеньки. Являются водными животными и хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину. Как называется этот зверь? (бобр)
- Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе. (лютик)
- Сюда под старый ореховый куст, он пришел под утро с “жиров”. Там, тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру - уснул, не закрыв глаза. (заяц)
- Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” слетают легкие пушинки. (одуванчик)
- Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых – просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри – настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого “города”? (муравьи)
- Верхняя сторона листьев этого растения – холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать. Как называется это растение? (мать-и-мачеха)
3 ГЕЙМ “Ты – мне, я – тебе”
Команды задают друг другу вопросы (экологические ситуации). На обсуждение командам предоставляется по 30 секунд.
- Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик.
- Зачем здесь? Идемте вот под то дерево, там уютнее, - возразили девочки.
Мальчики пошли туда, куда они показывали, выкопали ямку, а землю откинули подальше, чтобы не мешала.
Что ребята сделали не правильно? Исправьте их ошибки.
Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему захотелось узнать, что в нем находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, он протянул руку, но потом передумал. Как вы думаете почему?
Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчики решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава и цветы. “Как же быть? - задумались они, - можно ли здесь кататься?”
Помогите ребятам ответить на этот вопрос.
4 ГЕЙМ “Темная лошадка”
Этот конкурс состоит из двух частей, которые проходят одновременно:
1. Конкурс капитанов (капитаны работают с карточками из комплектов “Логико-малыш”)
2. Команда разгадывает кроссворд. См. приложение 1.
(Капитаны, выполнив задание, присоединяются к своим командам).
5 ГЕЙМ “Гонка за лидером”
Каждая команда должна ответить на 4 вопроса.
Вопросы для 1 команды.
- Кит – это рыба? (нет, млекопитающее)
- У какой птицы самый длинный язык? (у дятля,15 см)
- Родилась в воде, а живет на земле. (лягушка)
- На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки, очищать кожу. Это свойство и дало название растению. (чистотел)
Вопросы для 2 команды.
- У кого самый чуткий нос? (у бабочки)
- Какое травянистое растение зацветает первым? (мать-и-мачеха)
- Назовите главный источник света на нашей планете. (Солнце)
- Почему именно с растений начинается цепь питания? (только растения могут самостоятельно производить питательные вещества)
Вопросы для 3 команды.
- Одно из самых красивых явлений в природе, которое можно наблюдать только после дождя рано утром или ближе к вечеру. (радуга)
- Именно их Виталий Бианки назвал “мастера без топора”. (птицы, которые строят свои гнезда)
- Про кого можно сказать “Лезет из кожи вон”? (о змеях)
- Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (дыхание)
IV. Подведение итогов.
Пришло время подвести итог нашей игры. Команда “Защитники моря” получила … баллов, “Морская звезда” … балов, “Защитники леса” … баллов. Победителем стала команда….
Ответьте, пожалуйста, на вопрос, который я задала вам в начале урока: чем же вы можете поделиться с товарищами после сегодняшнего урока?
Продолжите фразу: “Я хорошо знаю что…”.
Наш урок завершен. Всем спасибо, а на память о сегодняшней игре получите призы.
ЛИТЕРАТУРА
- Гаврина С. Е., Кутякова Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. 100 кроссвордов о растениях и животных / Художники Г. В. Соколов, В. Х. Янаев. - Ярославль: “Академия развития”, “Академия, Ко”, 1998. – 112с., ил. – (Серия “Потехе час”).
- Мир вокруг нас. Проверим себя: тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. В 2 ч.. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – М. : Вита – Пресс, 2004 – 48 с: ил.
- Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1 / А.А. Плешаков. – 3–е изд. , дораб. М. - : Просвещение, 2004. – 160 с. : ил. – (Зеленый дом).
- Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М.: “ВАКО”, 2004, 320 с. – (В помощь учителю).