Интегрированное занятие: литературное чтение, трудовое обучение, музыка на тему: "Три чуда"

Разделы: Начальная школа


Интегрированное занятие. Литературное чтение + Трудовое обучение + Музыка

Цель. Научить выразительно, читать стихотворения А.С. Пушкина, слушать музыку, развивать творческие способности учащихся.

Оборудование. На сцене панно, на котором изображено море, край острова, терема с золочеными купалами. Правый угол оформлен под “хрустальный дом” для белочки, в левом углу центральной стены стоит ширма. Волны сделаны из креповой бумаги. Закрепляются на ширме и плавно переходят на стену. Рисунки к сказке. Над волнами крепится картина, на которой изображены богатыри во главе с Черномором (картина закрыта).

Ход занятия

Дети входят в зал и садятся на свои места. Раздается стук в дверь.

Появляется почтальон, здоровается с детьми и отдает конверт.

Ведущий: Какой большой конверт! Давайте посмотрим что там (пытается открыть конверт). Не могу достать письмо. Если вы отгадаете загадку, конверт откроется. Итак, внимание!

Звучит мелодия русской народной песни, выходят три девочки в русских народных костюмах, садятся у центральной стены, занимаются рукоделием.

Ведущий: Три девицы под окном, пряли поздно вечерком.

Первая девица: Кабы я была царица, -

Ведущий: Говорит одна девица, -

Первая девица: То на весь крещеный мир приготовила б я пир.

Вторая девица: Кабы я была царица, -

Ведущий: Говорит ее сестрица, -

Вторая девица: То на весь бы мир одна наткала я полотна.

Третья девица: Кабы я была царица, -

Ведущий: Третья молвила сестрица, -

Третья девица: Я б для батюшки – царя родила богатыря.

Ведущий: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела.

И в светлицу входит царь, стороны той государь.

- Вы узнали, какая сказка начинается такими словами? (дети отвечают). Правильно, это

“Сказка о царе Салтане”… Александра Сергеевича Пушкина. Композитору Н. Римскому – Корсакову она очень понравилась, и он решил написать к ней музыку. Мы её сейчас послушаем (достает конверт, а там иллюстрации к сказке, изображены: белка, Царевна-Лебедь, богатыри, море. Звучит фрагмент “Белка”).

Ведущий. Вы прослушали музыкальный фрагмент, отрывок. Как вы думаете, какая картина подходит к этой музыке? (дети выбирают картину) Правильно композитор свой музыкой “нарисовал” образ белочки. Звучит отрывок “Белка”, на фоне музыки ученик читает:

Мы объехали весь свет,
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит.
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами,
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка там живет ручная,
Да затейница, какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые
Ядра – чистый изумруд:
Слуги белку стерегут.

Ведущий: Вот чудо так чудо, хоть бы одном глазком посмотреть. Давайте, для белочки слепим угощение, может быть, она появится? (рисунок 1)

- Ребята лепят из пластилина “Орешки”. Ведущий собирает готовые орешки на блюдо. В это время из своего домика выходит белочка

(девочка в костюме белки).

Белка: Ой, сколько орешков! Да какие красивые!

Ведущий: Да, белочка, ребята постарались и приготовили для тебя угощение.

Белка: Я вижу, что у ваших ребят руки, умелые, а могут ли они играть на музыкальных инструментах?

Ведущий: Конечно, да ты сама послушай.

(Шумовой оркестр исполняет мелодию “Во саду ли, в огороде”.)

Белка: Красны девицы, добры молодцы, а в вашем царстве-государстве бывают празднества? А как вы веселитесь, какие песни поете, пляски пляшете?

Ведущий: А вот какие! (Дети пляшут “Калинку”). Белочка, тебе понравилась наша пляска?

Белочка: Просто замечательно, я сама чуть не пустилась в пляс! Ну, я теперь мне пора. До свидания, ребята.

(Белочка уходит в свой домик. Дети садятся на свои места).

(Звучит фрагмент “Царевна – Лебедь”. Дети выбирают картину, (рисунок 2) соответствующую музыке и слушают фрагмент повторно. На фоне музыки ребёнок читает)

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, словно пава,
А как речь - то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво.

(На последние слова выходит Царевна – Лебедь).

Царевна-Лебедь: Здравствуйте, ребята! Рада побывать у вас в гостях, посмотреть как вы живете, как веселитесь, какие вы наряды носите. А вы знаете, наши красны девицы и добры молодцы, украшения делали своими руками. Девушки кокошники мастерили, а юноши ковали богатырские пояса. А вы сможете сделать их?

(Дети выполняют аппликации. Девочки наклеивают узор из цветной бумаги на заготовки в виде шапочек – корон, мальчики украшают пояса из бумаги. По окончании работы надевают на себя сделанные украшения.)

Царевна-Лебедь: Вы знаете, ребята, что раньше на Руси красны девицы водили хороводы да пели песни русские народные пели-распевали.

Царевна-Лебедь вместе с девочками заводит хоровод “На горе то калина”

Ведущий: Спасибо, Царевна – Лебедь. Девочки запомнят твой хоровод. А сейчас внимание, вернемся к нашим картинкам и музыке. Царевна – Лебедь послушает её вместе с нами.

(Дети слушают фрагмент “Тридцать три богатыря”, выбирают картинку. (рисунок 3) На повторное слушание ребёнок читает наизусть отрывок из сказки.)

В свете ж есть такое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
Разольется в шумном беге –
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,

Можно молвить справедливо!

(Царевна-Лебедь открывает картину, на которой изображены богатыри. На картине Черномор изображен без бороды.)

Царевна-Лебедь: Ой, посмотрите, что ж случилось? Какая беда?

У дядьки Черномора борода плавает по синему морю, потеряли богатыри всю силу! Кто же теперь будет защищать меня? Некому будет охранять город на острове и моего князя Гвидона.

Ведущий: Ребята, я думаю, что нам надо помочь Царевне-Лебедь.

(обращается к ней) Царевна – Лебедь, не печалься, сейчас наши мальчики, - будущие богатыри, помогут собрать и поднять тяжелую волшебную бороду Черномора, вернуть волшебную силу богатырям.

(Тонко нарезанные полоски креповой бумаги, за один конец прикреплены к стене (между “волн”) липучей лентой. Мальчики при помощи ленты выполняют аппликацию “Борода”.)

Царевна-Лебедь: Каждый, кто помогает богатырям, сам становится очень сильным. Покажите, добры молодцы, вашу силу богатырскую!

(Звучит фонограмма песни “Богатырская сила” С Намина., под которую мальчики выполняют движения.)

Ведущий: Молодцы, ребята, узнали все музыкальные загадки, но для вас есть еще одно испытание: Запомнили ли вы музыку? Сейчас проверим!

(Проводится музыкально-дидактическая игра “Три чуда”. У каждого их учащихся по три карточки. На них изображены орешки, корона, богатырский шлем. Звучит запись “Тридцать три богатыря”. Дети в соответствии с музыкой поднимают ту или другую карточку.)

Царевна-Лебедь: Мне пора возвращаться в сказку, но как же это сделать?

Ведущий: Не волнуйся, в этом нам помогут картинка и музыка к ней.

(Звучит фрагмент “Море”. Царевна-Лебедь, кружась, подходит к ширме, делает волшебные движения для превращения. Исчезает за ширмой, на которой сразу же появляется плоское изображение лебедя, который “плывет” по ширме и исчезает.

Ведущий: Вам понравилась музыкальная сказка? А мне было очень интересно и приятно вместе с вами ещё раз вспомнить прекрасную сказку А.С. Пушкина и познакомить с замечательной музыкой Н.А. Римского-Корсакова, написанной к ней.