Современное общество находится в состоянии нравственно- культурного кризиса. Разнообразные источники массовой информации навязывают подросткам западный образ мышления, когда семейные отношения отходят на задний план, а приоритет отдается эгоизму и ложной независимости. Однако в России всегда считались важными семейная поддержка, уважительное отношение к старшим. “Почитай отца и матерь твою”, - этот завет передан нам предками. Общенародный идеал - человек, уважающий своих родителей, старших родственников, оказывающий поддержку младшим. Такой человек будет с уважением относиться и к другим людям, что позволит ему в дальнейшем найти свое место в обществе. В связи с этим семейное воспитание следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если мы хотим сохранить страну, общество, человека и “человеческое в человеке”.
Однако не в каждой семье ее члены уделяют достаточное внимание друг другу, нередко дети ограничиваются потреблением предоставляемых им благ, не интересуясь возможными проблемами родителей. Я думаю, что такое мероприятие внесет свою долю в развитие гармоничных семейных отношений.
Цель: Классный час направлен на развитие гармоничных отношений внутри семьи.
Задачи:
- Воспитание чуткости, дружественности и уважения к другим членам семьи.
- Расширение представлений об обязанностях каждого члена семьи и возможностях решения возникающих проблем.
- Поиск эффективных путей и методов воспитания культуры внутрисемейных отношений.
Предполагаемый результат:
- Снижение уровня напряженности внутри класса и семьи.
- Повышение интереса к проблемам родителей.
Оборудование: комплект заданий для каждой группы, бейджики с обозначением ролей участников собрания.
На доске эпиграф: “Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей”. А. П. Макаренко
Организационный момент: учащиеся по желанию рассаживаются по группам (столы заранее расставлены), выбирают комплект заданий, распределяют роли в группе. В передней части кабинета лицом к учащимся стоит стол для участников, играющих роли приглашенных специалистов. Роль обозначена на бейджиках на груди учащихся.
Ход занятия
1. Вступление. Ведущий (учитель): Уважаемые родители, дорогие дети! Мы сегодня собрались с вами на родительское собрание и обсудим волнующие нас вопросы. Мы знаем, что воспитание детей – дело очень сложное, участвуют в нем не только родители и школа, поэтому на встречу с вами пришли директор школы, доктор медицинских наук, доктор педагогических наук, ректор института.
Я предоставляю слово директору школы (в роли директора один из подготовленных участников).
2. Директор школы беседует с родителями о том, как они встречают детей, пришедших из школы. (Выступления готовят сами учащиеся, поэтому привожу здесь примерное содержание беседы)
- Уважаемые родители, ваши дети учатся уже в 8 классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах?
Расскажите, Ирина Леонидовна, как вы встречаете свою дочь из школы?
А ваш сын, Иван Николаевич, пришел из школы грустный, закрылся у себя в комнате. Как вы, Иван Николаевич, поступите? (Называются реальные имена и отчества учеников, ответы заранее не готовятся).
3. Ведущий: Социологи отметили, что богатый выдумками досуг оберегает отношения в семье от вторжения скуки. А этой пришелицы надо опасаться. От скуки, однообразия приходят очень многие пороки Надо постараться и найти каждому члену семьи увлечение по душе. Посоветуйтесь с членами своей семьи и расскажите нам о своем увлечении.
Группы – семьи после обсуждения рассказывают о своих общих занятиях.
4. Слово предоставляется доктору медицинских наук. (Тема выступления – закаливание. Примерное содержание приводится):
- Чтобы ваши дети хорошо учились, они должны быть здоровыми. Уделяйте больше внимания закаливанию, прогулкам на свежем воздухе. Гуляйте вместе с детьми, двойная польза – общение с ребенком и здоровье.
Ольга Николаевна, поделитесь опытом, как вы закаливаете своих детей. (Ответы учащихся в роли родителей).
А как быть в такой ситуации: вы узнаете, что ваш ребенок перед контрольной по алгебре стоял босиком на балконе и заболел? Как вы поступите, Степан Федорович, если контрольная завтра, а ребенок болен? (Ответы учащихся в роли родителей).
5. Ведущий: Родители должны обладать и теоретическими знаниями. Вот вам задание: вместе с детьми соберите из отдельных слов пословицы, в которых содержится народная мудрость по поводу воспитания (учащиеся собирают разрезанные пословицы).
- Ребенок что тесто, как замесил, так и выросло.
- Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
- Верная указка не кулак, а ласка.
- Засиженное яйцо всегда болтун, занянченный сын – всегда шалун.
- Хорошему надо учиться 3 года, а плохому – и часа хватит.
6. Продолжит наш разговор доктор педагогических наук (тема выступления “Бить или не бить?” Примерное содержание приводится):
- Что делать, если ребенок виноват? Бить или не бить? – вот в чем вопрос. Парламент Англии решил – бить. Там учеников в школе можно наказывать розгами. А вот в Японии детей даже не ставят в угол.
А как решаете этот вопрос вы, Анна Владимировна? А вы, Олег Викторович?
А тебя, маленькая Олечка, наказывают? (Ответы учащихся в роли родителей и их детей).
Когда ребенок совершает дурной поступок, его мучает совесть, но вы наказываете его, и совесть замолкает. Великий педагог Януш Корчак виноватого оправдывал или прощал.
7. Ведущий: У вашего ребенка должно быть постоянное место для приготовления уроков. Это место должно быть светлым, уютным, настраивать ребенка на работу. Заселите, пожалуйста, квартиру, план которой находится в пакете с заданиями. (Учащиеся расставляют мебель и распределяют комнаты в квартире. Так как распределение учащихся по группам произвольное, получаются очень интересные варианты: женщина с 3 детьми получила план однокомнатной квартиры, семья из папы, мамы и одного ребенка получила план 5-комнатной квартиры и т.д.)
8. Ведущий: Переходим к следующему вопросу. Сегодня к нам приехал ректор … института. (Тема выступления “Компьютер в доме”. Примерное содержание приводится):
- Если ваши дети очень увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять, а если к ним приходят друзья, то тоже сидят перед компьютером, то телевизор или компьютер должен сломаться хотя бы на месяц.
Вы спросите, а как же остальные? Как взрослые? Я отвечу так: воспитание требует жертв.
А как вы, Антон Петрович, решаете эту проблему?
А как ты поступаешь, маленькая Юля, когда тебе не разрешают смотреть интересную передачу?
9. Ведущий: Очень сложный вопрос: дети и деньги. Давать деньги или нет? И если давать, то сколько? Сразу на неделю или на каждый день? Скажите, а в вашей семье кто распоряжается деньгами? (Ответы учащихся в роли родителей и их детей).
Даю вам задание: распределить на месяц 20 000 рублей, чтобы не обидеть всех членов семьи. (Учащиеся в группе распределяют семейный бюджет).
10. Ведущий: Мать посмотрела в тетрадь дочки и стала ее ругать: “Ты что, дурная совсем? Не знаешь, как пишется это слово? У тебя что, мозгов нет, ослиная ты голова? Думать надо, когда пишешь!” А как поступили бы вы? (Ответы учащихся в роли родителей и их детей).
А вот один ребенок хотел бы прочитать стихотворение для взрослых, родителей и учителей.
Взрослым
Я в своей родной квартире,
Как на службе строевой.
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться:
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Я начал огрызаться?
Конец терпенью моему –
Де – мо – би – ли – за – ция!
Дети, а вы с этим мальчиком согласны? А вы, уважаемые взрослые?
- Уважаемые родители, если у вас есть вопросы, задайте их нашим специалистам.
11. Итог занятия. Итак, мы сегодня провели совместное родительское собрание. Какой вывод мы можем сделать? (Ученики высказывают свое мнение, учитель подытоживает)
Быть родителем очень трудно. Терпение и любовь – вот что необходимо. Будем добрее к нашим родителям, ведь им гораздо труднее, чем вам. На них лежит груз ответственности за вас. О них судят по вашим поступкам. Придите сегодня домой, подойдите к маме, поцелуйте ее, спросите у папы, как у него дела. И в вашей семье будет чуть-чуть теплее.