Тема: “Украшение чорона”.
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством якутских мастеров; учить детей расписывать чорон элементами якутских узоров: кружок, зарубки, круг-солнце, спиралевидный элемент, арочный, зубчатый, ноготь-узор.
Закреплять приемы рисования их концом кисти.
Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства якутских мастеров.
Словарная работа: аях, балкхах, кытыя, керчик.
Материал. Чороны, силуэт чоронов, краски, кисти, салфетки.
На доске силуэты 2–3 чоронов, расписанных элементами якутских узоров.
– Ребята, в какой республике мы живем?
– Якутия славится народными мастерами-умельцами. Мы с вами знакомились с искусством якутских мастеров, рассматривали различные предметы из дерева.
– Какие предметы мы с вами рассматривали? (Посуду.)
– Какую якутскую посуду мы рассматривали? (Чороны, аях, балкхах.)
– Аях и балкхах – это посуда для кумыса. А кто мне скажет, что такое кумыс? (Кумыс это якутский национальный напиток, который изготавливают из кобыльего молока, полезного для здоровья. Он хорошо утоляет жажду в жаркую погоду.)
– Чем отличается аях и балкхах? (Аях – на одной ножке, а балкхах на трех ножках.)
– А кто мне скажет, для чего используют кытыя? (Для сметаны и сливок.)
– Чорон был любимым и незаменимым предметом в жизни якута, особенно необходимым на праздниках. С чоронами встречают гостей, с ними танцуют приветственные танцы.
– Якутские мастера украшают посуду узорами. Какие виды якутских узоров вы знаете? (Кружок-туохахта), круг-солнце (кюн ою), зарубки – (кэрдиис ою), гребенчатый – (тарах ою), зубчатый – (тиис ою), ноготь – узор – тынгырах ою, спиралевидный – (эриллэбэс ою), елочка – (тангалай ою), копытцевидный – (туйах ою).
– Ребята, представьте, что вы стали мастерами. Вам нужно украсить чорон. Подумайте, какими элементами, вы будете украшать и в каком порядке расположите их. Подумайте и скажите, как вы будете рисовать всей кистью или концом?
– Приступайте к работе (звучит якутская национальная музыка). Во время рисования слежу за техникой рисования. Индивидуальная работа с детьми.
Физминутка:
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немного отдохнут,
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем,
Снова рисовать начнем.
Анализ:
- Предложить кому-нибудь из детей выбрать понравившуюся работу и рассказать, почему ее выбрали.
- Предложить найти работу с ошибками, указать на способы их исправления.
- Рассказать о своей работе, какие узоры использовали в украшении чорона.
Обобщение.
С давних пор начало лета отмечается кумысным праздником ысыах. Зеленый наряд ожившей природы, звонкая трель жаворонка влекли к веселью, танцам, пению. (Звучит якутская национальная музыка. Танец с чоронами.)