Ход урока
I. Минутка чистописания
М М
Мурманск находится на севере нашей страны, портовый город, город-герой.
– Почему будем писать с заглавной буквы?
– Какие еще слова мы будем писать с заглавной буквы?
– Запишите у себя в тетради 2 раза безотрывно.
II. Знакомство с новым словарным словом
А) Назови одним словом:
Помещение, которое приспособлено для продажи товаров.
– Запишите: Магазин.
– Звуковой буквенный анализ слова: Магазин.
Б) Подберите однокоренные слова к этому слову:
Магазин, магазинчик, магазинный.
Разберите слова по составу.
В) Вез (з/с) водитель (о/а) в магазин много метел и корзин (о/а). (Шибаев)
Запишите предложение.
Найдите главные члены предложения. Определите, чем выражены главные члены предложения и второстепенные члены предложения.
III. Словарная работа
Какие слова называются существительными, прилагательными, глаголами?
A) Записать слова в тетради по заданию в три столбика.
Б) Ужин.
Давайте образуем глагол от данного слова (что делать?)
Ужинать
Завтрак – Завтракать.
B) Север (писать не надо).
Образуйте от данного слова прилагательное.
Северный (ветер)
Февральский (мороз)
Г) Проверка.
– Прочитайте слова, которые записали в первый столбик, во второй столбик, в третий столбик.
– Давайте вспомним, какие слова называют существительными?
– В каком числе употребляются имена существительные?
IV. Сегодня тему урока мы узнаем из сказки
А) Чтение сказки:
Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.
И вот однажды, она издала приказ: “Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награжден”
Жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж:, пусть будут мужского рода. Туда попали стул, и стол, и дом, и мир, и много других. Те слова, которые были у жены – женского рода. Туда попали: земля, луна, весна, и многие другие.
А те, что остались неопределенными, пусть останутся среднего рода”. Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.
Вот так род у имен существительных появился.
Если к имени существительному можно поставить слова:
Он, мой – это мужской род.
Она, моя – это женский род.
Оно, мое – это средний род.
V. Закрепление
Детям раздаются разрезные слоги. Дети составляют слово и определяют род существительных.
Проверка.
VI. Работа по таблице
Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное:
красная
молодой
свежее
легкая
прочный
новый
Определите род существительных.
VII. Итог.
– Какого рода бывают имена существительные?
– Как узнать род существительных?
Домашнее задание.
Литература
1. В.П. Канакина “Работа над трудными словами в начальных классах” Просвещение, 1991 г.