Цель: подготовка к обучению в школе.
Задачи:
- Научить детей элементарным нормам общения.
- Расширить представление детей об окружающей действительности.
- Формировать личностные качества с учетом эмоционально-чувственной сферы.
- Развивать устную речь.
- Обогатить словарный запас у детей.
- Обучить первоначальному чтению.
Курс включает следующие разделы:
Мир общения
Цели: формирование социального опыта у детей, осознание элементарного взаимодействия в системе “человек-природа-общество”, воспитание нравственного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней.
Раздел предусматривает 15 занятий, где детям предоставляется материал: познание себя и мира вокруг, взаимоотношения; усвоение норм отношения к миру и поведения в нем; восприятие прекрасного через самостоятельное чувствование.
Примерные темы занятий:
1. Твои любимые книжки.
2. Мы – хорошие друзья.
3. Культура общения.
4. Могут ли “разговаривать” предметы?
5. Слова и предметы.
6. Учимся читать дорожные знаки.
7. Слова и рисунки.
8. Читаем стихи и сказки с помощью схем.
9. Мир полон звуков.
10. Звучание слова и его значение.
11. Слова и слоги.
12. Ударение в слове.
13. Слово и предложение.
14. Записываем и читаем сказку.
15. Записываем слова и предложения.
АБВГДейка
Цели: формирование элементарных знаний о звуке, слоге, слове, предложении; развитие умения слогового чтения.
Раздел предусматривает 43 занятия, которые содержат материал: представление о звуке, различение его на слух, выделение в словах отдельных звуков, слого-звуковой анализ, выделении ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами русского языка, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв. Слоговое чтение. Знакомство с правилами гигиены чтения.
Примерные темы занятий:
1. Веселое путешествие. 2. Звуки и буквы Аа, Оо, Уу, Ээ, Ии, ы. 3. Узнавание звуков в словах. 4. Поиграем в эхо. 5. Игра “Путаница”. 6. Звуки и буквы Мм, Сс. 7. Узелки на память. 8. Звуки и буквы Нн, Тт. 9. Узелки на память. 10. Звуки и буквы Рр, Вв. 11.Узелки на память. 12. Звуки и буквы Пп, Лл. 13. Узелки на память. 14. Звук и буква Кк. 15. Узелки на память. 16. Звук и буквы Гг. 17. Узелки на память. 18. Звуки и буквы Ее, Ёё. 19. Узелки на память. 20. Звук и буква Бб. 21. Узелки на память. |
22. Звуки и буквы Дд, Жж. 23. Узелки на память. 24. Звук и буква Зз. 25. Узелки на память. 26. Звук и буква Яя. 27. Узелки на память. 28. Звук и буква Хх. 29. Узелки на память 30. Звук и буква й. 31. Узелки на память. 32. Буква ь. 33. Узелки на память. 34. Звук и буква Юю. 35. Узелки на память. 36. Звук и буква Шш. 37. Узелки на память. 38. Звуки и буквы Чч, Щщ. 39. Узелки на память. 40. Звуки и буквы Цц, Фф. 41. Узелки на память. 42. Узелки на память. |
Про все на свете
Цель: развитие познавательной деятельности у детей, научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, творческих способностей, патриотических чувств, пополнение знаний о мире природы и мире людей ближайшего окружения ребенка.
Раздел предусматривает 6 занятий: почему лето сменяется осенью, осень зимою, а потом бывает весна; животные, насекомые, птицы рядом; чем живет лес; секреты рифмы; секреты мелодии и ритма; колыбельные песни; веселые стихи поэтов для детей; потешки, прибаутки, песенки; друг за дружку держаться – ничего не бояться.
Примерные темы занятий:
- Времена года.
- Удивительное рядом.
- Книга природы.
- Большие и маленькие секреты.
- Час потехи.
- Доброе семя – добрый и всход.
Формы организации педагогического процесса в зависимости от содержания материала могут быть индивидуальные, групповые, парные, фронтальные. Все занятия проводятся в форме игры. Используются беседы, рассказы, викторины, конкурсы, обсуждение работ и обмен впечатлениями.
Требования к знаниям, умениям и навыкам детей к концу года:
- Знать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие, усвоить правила общения.
- Уметь связно говорить, выразительно читать наизусть, пересказывать небольшие тексты после прослушивания, сочинять самостоятельно или по заданию, читать по слогам.
- Иметь навыки нравственного отношения к среде обитания и правильного поведения.
Список литературы, использованной при составлении программы:
- Л.В.Тимошенко. Готовим ребенка к школе. Омск. ОмИПКРО, 1993.
- Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. Азбука первоклассника. Москва, 1995.
- Л.Ф.Климанова. Мой алфавит. Москва, 1995.
- В.В.Волина. Занимательное азбуковедение. Москва, 1991.
- Н.М.Кузнецов. Задушевное слово. Омск, 1995.
- Н.В.Новотворцева. Учимся читать. Ярославль, 1999.