Цели: Познакомить учащихся с согласными звуками [д] [д’], буквой Д д, формировать навыки чтения, развивать речь, внимание, логическое мышление. Воспитывать уважение к труду.
Оборудование: Видеокассета “Гармония двух стихий, карточки со слогами, аудиокассета с рассказом, иллюстрации водопада, учебник Горецкого “Русская азбука”
Ход урока
I. Организационный момент
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает. А с какой вы узнаете сами, если отгадаете загадку.
II. Изучение нового
1. Выделение звуков [д] [д’]
Кто всю ночь по крыше бьёт,
Да постукивает.
И бормочет и поёт,
Убаюкивает?
(дождик)
- Дайте характеристику звукам слова “дождик” (составляется схема слова)
- Какой звук мы слышим первым? (дать характеристику звуку)
- Назовите первый звук второго слога. Дайте ему характеристику.
2. “Узнайте звук”
(Дети хлопают в ладоши, если услышали в слове звуки [д] [д’])
Тарелка, стол, дятел, кубики, дядя, дым, Тима, дрова, Дима, топор, орден, туман, дерево.
3. “Кто внимательный”
- Сейчас мы проверим кто у нас самый внимательный и у кого хорошая память. Вы прослушаете рассказ, а затем назовете слова со звуками [д] [д’]
(рассказ звучит на кассете “Занимательная азбука” В. Волиной)
“Дормидонтыч, Джульбарс и другие.
Добрый день, дорогие дети!
Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы добрались до буквы Д. Должен, кстати, доложить вам, что я давно живу на улице Достоевского в доме двадцать девять, вход со двора.
В нашем доме живут разные дяди, домохозяйки, дедушки, девушки, дворник Дормидонтыч и две собаки – добродушная дворняжка Дружок и доберман-пинчер Джульбарс.
Есть у нас долгожитель – дедушка Дудочкин. Он дожил до 99 лет. Есть дрессировщик Дельфинов (он действительно дрессирует дельфинов). Есть девочка Даша, дочка дрессировщика Дельфинова. Есть двоечник и драчун Дима Деточкин. Он любит дергать Дашу за косички. Есть доктор-дантист Денежкин, двоюродный дядя Димы. Есть даже депутат товарищ Дмитрюк Д. Д.
Все жители нашего дома живут дружно, относятся друг к другу доброжелательно, даже к двоечнику Диме (в те дни, когда он не дерется и не дразнит добермана-пинчера).”
4. Знакомство с буквой Д д.
Это домик буква Д
В домике – окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка. (Показ буквы Д)
- На что похожа буква Д?
5. Чтение слогов слияний
до ди ду да де ды
- В каких слогах слышится звук [д’]?
- Что указывает на мягкость звука?
- Назовите слова с первым слогом де…, ди…
Физминутка
6. Чтение слов (напечатанных на доске)
вода
водолаз
водопад
водные
подводные
- Объяснение значений слов, показ иллюстраций
- Что общего в словах (в написании, значении)?
- Как их можно назвать?
7. Работа с текстом (текст с. 108 лучше напечатать на карточках)
а) Подчеркните буквы “д” в тексте
б) Чтение текста читающими учащимися
- Где ведут работы водолазы?
- Как вы понимаете “трудная” работа?
- Почему у водолазов трудная работа?
8. Работа с иллюстрацией на с. 108 – 109
- Что видите на картинке?
- Назовите предметы в названии, которых есть звуки [д] [д’]
(водолазы, клад, медузы, сундук и т. д.)
Просмотр видеокассеты с записью подводного мира
9. Чтение текста с. 109
а) самостоятельное чтение,
б) чтение “цепочкой”,
в) беседа.
- Кем работает папа у Димы? У Нади?
- Какую работу они выполняют?
- Где теперь идут поезда?
10. Чтение пословиц на с. 108.
а) Прочитать и объяснить смысл пословиц,
б) Прочитать слова с буквой д.
III. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Что вызвало затруднения?