Обучение грамоте: "Звуки [в], [в']. Буквы В, в. Закрепление изученных букв". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. Формировать умения выделять звуки [в], [в']; умения читать слоги, слова с изученными буквами;
  2. Развивать речь, логическое мышление, внимание; отрабатывать навыки слогового чтения;
  3. Воспитывать активность, самостоятельность, умения работать в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

П. Повторение пройденного.

а) - Кто напомнит, с какими звуками мы познакомились на предыдущем уроке?

(Твёрдый - [в], мягкий - [в']).

- А какой буквой они обозначаются на письме? (буквой "вэ")

б) Задание: Я загадываю загадки, а вы в отгадках определите звук [в] - твердый или мягкий.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый .....(воробей.)

Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный? (волк.)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (весной.)

Зверь я горбатый
А нравлюсь ребятам. (верблюд.)

III. Сообщение темы урока.

Вчера мы познакомились с новой буквой, сегодня мы её закрепляем и повторяем изученные буквы.

- Какие буквы мы уже знаем?

а) Хоровое чтение по “ленте” букв.

- Назовите букву, которой обозначаются звуки [к], [к']; [с], [с'];

- Произнесите твёрдый звук, который обозначается на письме буквой “тэ”, а мягкий?

б) Работа с кассами букв.

Я показываю картинку, вы должны первую букву слова положить на стол.

Сначала произносим слово про себя, определяем первый звук, вспоминаем какой буквой он обозначается на письме.

Вывешиваю картинки по порядку, как показываю: волк, осы, лиса, ослик, синица.

- Прочитайте, какое слово вы получили? (волос)

- А когда их много? (волосы)

в) Развитие речи учащихся.

- Составьте предложения с этими словами.

- Прочитайте предложение, данное на доске: У Нины красивые волосы.

г) Игра “В слова”.

Закройте глаза. В это время я меняю букву “вэ” на “ка”.

- Что изменилось? (колос). Как вы понимаете, что это такое? (ответы учащихся) Колос - это соцветие пшеницы, цветок ржи.

- Замените “эль” на “ка”. Какое слово получили? (кокос)

- Что это такое? Кокос - это орех кокосовой пальмы.

- На переменах можно играть в такие игры “В слова”.

д) Логическая задача. Вернёмся к картинам.

- Кто здесь может быть лишним?

(лишнее – синица – птица; лишнее – оса – насекомое; лишнее – ослик – домашнее животное).

IV. Физминутка.

Ёжик топал по тропинке (ходьба на месте)
И грибочки нес на спинке (руками достаем до спины).
Ёжик топал не спеша (ходьба на месте),
Тихо листьями шурша (ладошками показываем шелест листьев).
А навстречу ему скачет зайка, (скачут на месте)
Длинноухий попрыгайка (ладонями изображают уши зайки)
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку. (показывают как тащат морковку)

V. Работа по учебнику.

а) на доске ребусы 

Работаем с кассами букв.

- В какой букве находится слог тык-?

Я произношу, а вы по порядку выкладывайте буквы.

Тык-в-а, тра-в-а

б) Аналогичная работа с ребусами на с. 74 учебника.

в) Развитие речи.

- Прочитайте наверху выделенное предложение.

- Расскажите, как лиса ловила ворон? Ответы учащихся.

- Какая лиса по характеру? (хитрая).

- А в каких сказках мы уже встречались с хитростью лисы?

VI. Работа над слоговым чтением.

Сегодня мы с вами продолжаем учиться читать.

а) Выделенные слова читаем хором.
б) На с. 75 учащиеся читают самостоятельно, индивидуальная помощь.

- работа в парах;

- чтение по “цепочке”

VII. Итог урока.

- Что понравилось на уроке?

- Давайте ещё раз хором прочитаем изученные буквы.