Школьный информационно-образовательный центр как инструмент внедрения новых технологий

Разделы: Общепедагогические технологии


В период подготовки к Годичному совещанию Министерства образования Свердловской области “Школьный информационный центр как ресурс самообразования” на базе нашей школы был организован круглый стол для руководителей образовательных учреждений Восточного округа Свердловской области, на котором мы представили модель информатизации общего среднего образования, идея которой возникла после прохождения курсов, организованных в филиале Российской Академии образования в городе Екатеринбурге. Автором данной программы является доктор педагогических наук, профессор Челябинского педагогического университета Матрос Дмитрий Шаевич.

Идея оказалась актуальной и требовала более тщательного и системного подхода. Изучив ряд документов, администрация школы пришла к выводу о том, что наиболее приемлемым вариантом внедрения новых информационных технологий является создание школьного информационно-образовательного центра (ШИОЦ).

В организационный период была разработана нормативно-правовая база: Положение о деятельности ШИОЦ, введены новые штатные единицы, разработаны должностные обязанности центра и программиста, разработана и утверждена Программа развития ШИОЦ до 2009 года, которая стала частью Программы развития образовательного учреждения (ОУ).

Школьный информационно-образовательный центр (ШИОЦ) призван формировать информационное пространство школы, что предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих взаимодействие субъектов образования и продуктивность учебного процесса. С этой целью были определены следующие направления деятельности этой структуры на первом этапе внедрения новых информационных технологий (НИТ):

  1. Формирование базы данных.
  2. Работа творческой группы педагогов.
  3. Создание школьной коммуникации.

<Рисунок1>

Формирование базы данных ОУ происходит согласно плану деятельности ШИОЦ по внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс: запущены психологический мониторинг и мониторинг здоровья, которые являются эффективным инструментарием отслеживания развития учащихся. Мониторинг как технология сбора, обработки и представления данных является составной частью информационного обеспечения учебного процесса.

Данные психодиагностики, характеризующие интеллектуальные и личностные параметры школьников, используются классными руководителями при построении программ развития классных коллективов, при анализе воспитательной деятельности, при проведении консультаций с учителями-предметниками, родителями. Грамотный сравнительный анализ развития способностей отдельного учащегося относительно самого себя позволяет родителям сделать правильные выводы в определении его дальнейшей образовательной стратегии, что очень актуально при переходе к профильному обучению.

Управление здоровьем учащихся через мониторинг позволяет учителям физкультуры подбирать индивидуальный оздоровительно-тренировочный режим, направленный на укрепление здоровья ученика, классному руководителю для обеспечения сохранности здоровья воздействовать на воспитание потребностей в здоровом образе жизни. Осуществляя мониторинг физической подготовленности и уровня физического здоровья учащихся, принимаются управленческие решения в учебном процессе. Данный мониторинг – результат слаженной работы медицинских работников, учителей физкультуры и классных руководителей.

Создание такой базы данных – первоочередная задача, так как она обеспечивает формирование информационной модели ученика, которая способствует развитию личностно-ориентированного подхода в образовании и влияет на его содержание.

В этой связи становится особенно актуальной тема Годичного совещания 2005-06 учебного года “Образовательные достижения: что остаётся после оценки?”

Она акцентирует внимание на проблеме внутришкольного педагогического мониторинга. В течение учебного года эта тема обсуждалась на ШМО, родительских собраниях, в период подготовки к Областной контрольной работе с учащимися; рассматривались современные пути оценивания знаний и достижений учащихся. Поскольку мы находимся на начальном этапе внедрения НИТ, мы можем рассматривать педагогический мониторинг с двух позиций: традиционного и инновационного подходов.

Традиционно в нашей школе результаты достижения учащихся в процессе усвоения ими содержания образования отслеживаются через:

  • Педагогический портфель педагога;
  • Журнал индивидуального учёта знаний;
  • Выполнение домашних заданий и классных работ;
  • Программу работы с одарёнными детьми;
  • Программу сопровождения учащихся, требующих особого внимания;
  • Результаты контрольных работ, рубежной и итоговой аттестации.

Кроме того, участие детей в олимпиадах, научно-практических конференциях (НПК) и творческих конкурсах поощряется со стороны педагогического коллектива, и создаются условия для индивидуальной работы с ними.

Весь внутришкольный контроль играет роль обратной связи и подчинён достижению образовательной цели.

На сегодняшнем этапе внедрения новых информационных технологий (НИТ) мы не можем говорить о комплексной многофакторной системе мониторинга, направленной на выявление эффективности деятельности всех субъектов образовательного процесса, которая должна найти отражение в функциях и технологиях мониторинга, а о его элементах, т.к. в этот процесс включилась только часть педагогического коллектива и материально-техническая база пока не позволяет этот процесс интенсифицировать. Хотя педагогический коллектив понимает, что использование НИТ даёт возможность и учащимся, и педагогам право выбора информационных ресурсов, контроля, методов и форм работы на уроке, формированию индивидуальной образовательной траектории.

Об этом говорят результаты НПК. В 2004-2005 учебном году 23 учащихся подготовили электронный вариант презентаций для защиты рефератов.

Если количество педагогов, входящих в творческую группу на начало учебного года составляло 12 человек, то во 2-м полугодии их количество увеличилось до 17.

Учителя-предметники на своих уроках активно используют имеющиеся в школе электронные ресурсы.

Таким образом, внутришкольный педагогический мониторинг отражает общую картину усвоения учащимися содержания образования и его результаты на сегодняшнем этапе внедрения НИТ уже помогают в формировании информационной модели ученика, а значит, формирование базы данных проходит успешно. Главное – научить педагогов эффективно использовать эти результаты в своей повседневной практике.

За прошедший период 2005-06 учебного года обеспечение информационного пространства ОУ претерпело ряд изменений:

  • Появились обучающие программы практически по всем школьным дисциплинам;
  • В качестве инструментария учителя имеют различные программы для создания слайдов и презентаций, обеспечивающих наглядность в процессе объяснения;
  • Школьный сайт http://www.scolaa2.edusite.ru;
  • Видеофильмы об Алапаевске, Н.Синячихе, фильмы по истории и литературе для старшеклассников.
  • Создаётся видеотека по истории школы и формируется банк школьных рефератов, презентаций и уроков.

Педагоги, использующие НИТ в учебном процессе, самостоятельно пополняют этот банк на электронных носителях.

Одной из задач создания ШИОЦ является обеспечение возможно полного и быстрого доступа к информационным ресурсам, сбор, накопление и систематизация имеющихся источников и Интенет-ресурсов.

В 2005-06 учебном году ОУ приобрело электронные образовательные ресурсы. Речь, прежде всего, идёт об электронных учебниках, созданных учёными Челябинского педагогического университета по алгебре, геометрии, физике, химии для учащихся 8-11 классов. Возможность использования этих образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет:

  1. Обеспечить быструю и адресную доставку учебной информации.
  2. Усилить мотивацию познавательной деятельности учащихся к изучению предмета.
  3. Увеличить интенсивность учебного процесса.
  4. Работать учащимся в индивидуальном режиме при подготовке к домашним заданиям, рефератам, докладам, что приводит к более качественному уровню подготовки и заинтересованности учащихся.
  5. Педагоги реально вносят свой посильный вклад в развитие информационной культуры учащихся, приучают их искать информацию в различных источниках и работать с электронными носителями.

В соответствии с Программой развития ШИОЦ в текущем учебном году одной из форм работы являлась деятельность творческой группы педагогов, которая предусматривала обеспечение качественного уровня внедрения НИТ в образовательный процесс через:

  • Появление потребности педагогов внести изменения в сложившийся опыт;
  • Преодоление инерции педагогов по отношению к новым педагогическим технологиям;
  • Овладение технологией совершенствования существующего опыта путём его обмена.

С этой целью в начале 2005-06 учебного года были проведены следующие мероприятия:

Презентация ШИОЦ;

  • Организационное собрание творческой группы педагогов и определение целей и задач её деятельности на предстоящий учебный год;
  • Методические семинары под руководством Матроса Д.Ш. “Информационные технологии в общем среднем образовании” и “Внедрение НИТ в школе № 2: проблемы, пути решения, перспективы”;

<Рисунок2>

  • Педсовет-практикум “ШИОЦ как ресурс самообразования учителя”, на котором были предложены практические занятия: “Роль педагога в формировании информационной культуры учащихся”, “Развитие информационной культуры педагога”, “Новые педагогические технологии – путь к сотрудничеству”;
  • Презентация программы “Hot Potatoes” в целях внедрения её в педагогическую практику;
  • Круглый стол для участников творческой группы “Самоанализ проведения уроков с использованием НИТ”;
  • Методический семинар для творческой группы “Конструирование уроков с использованием НИТ и Интернет-ресурсов”.
  • Обретён опыт работы с материалами Интернет и спутниковой образовательной антенны “ОТИК”.

Эту работу можно считать достаточным условием для формирования интереса части педагогического коллектива к данным технологиям, желания апробировать их в педагогической практике.

Изучение передового педагогического опыта по внедрению НИТ на заседаниях ШМО, включивших инновационную деятельность как одно из направлений деятельности, позволило:

  • Обеспечить доступ каждого педагога ШМО к электронным ресурсам;
  • Выявить инициативную группу по внедрению НИТ;
  • Обеспечить необходимый обмен накапливаемого опыта в процессе внедрения.

Отличительной чертой методических объединений, заинтересовавшихся процессами информатизации, явилось единство поставленных целей, системность в работе и желание сознательно направить усилия для преодоления сложившихся противоречий между прежним педагогическим опытом и теми знаниями, которые позволяют повысить качество образования.

Это обеспечило возможность каждого члена ШМО сделать этот опыт доступным, на основе чего расширились возможности выбора педагогических ресурсов.

Развитие школьных коммуникаций – один из способов взаимодействия участников образовательного процесса. Это проведение локальной сети, которая является аппаратной основой информационной образовательной среды и обеспечивает удалённый доступ и к компьютерам, и к периферийным устройствам; подключение к Интернет и популяризация школьного сайта.

Это дало возможность сделать наше ОУ открытым, доступным и создало условия для развития дистанционных форм образования для учащихся и педагогов.

Безусловно, что все представленные направления деятельности ШИОЦ служат единой цели – развитию информационной культуры учащихся и педагогов. Перспектива развития ШИОЦ заключается в том, что он становится неотъемлемой частью образовательного пространства школы и начинает играть основную роль в изменении содержания образования нашего ОУ.

 

<Рисунок3>