Урок русского языка по теме: "Корень. Однокоренные слова" (по системе Л.В. Занкова). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи урока:

  1. совершенствовать умения учащихся находить корень в словах через подбор родственных слов;
  2. способствовать развитию таких мыслительных операций, как сравнение, классификация;
  3. воспитывать и прививать навыки культурного общения.

Оборудование: карточки с буквами: р, г, п, т; записи на доске, карточка со словом “растение”, иллюстрация с изображением лыжников.

Ход урока

Организационный момент.

У. Урок русского языка. Сегодня мы на уроке закрепляем наши знания о способах проверки безударных окончаний прилагательных. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом.

Минутка чистописания.

У. Для совершенствования каллиграфии предлагаю вспомнить написание одной строчной буквы. Эта буква находится в корне слова, являющегося глаголом, обозначает эта буква согласный звонкий непарный, мягкий парный звук. О каком звуке идет речь? В каком слове находится?

Отрезал, ранец, молчит, бежит.

Д. Это [р?]. Находится в слове “отрезал”.

У. Какой буквой обозначается [р?]?

Д. Данный звук обозначается буквой эр.

У. Назовите элементы буквы р.

Д. Прямая наклонная черта и прямая наклонная с закруглением внизу и вверху.

У. В каких других строчных буквах вы встречали данные элементы?

Д. В буквах д, т, п.

У. Пропишите букву р три раза.

Определите тип соединения в записанных ниже слогах: ря, ре, ра, ру.

Д. Нижний тип соединения, средний, верхний с закруглением (возможно и нижнее соединение с закруглением), верхний.

В каких словах встречаются данные слоги?

Д. в словах: речка, рак, рука и т. д.

Словарная работа.

У. Вспомним написание некоторых словарных слов. Вы должны догадаться, что это за слова из определений, которые я вам зачитаю. Подсказка: в каждом из слов, за исключением одного, есть буква р.

  • Участок земли, чаще всего располагаемый рядом с домом, засаженный овощами.
  • Письменные принадлежности – деревянные палочки со стержнем внутри – графитом, бывают простыми и цветными.
  • Домашняя птица, которую разводят с целью получения мяса и яиц.
  • Это предписание врача о составе и способе приготовления лекарства. Бывает и кулинарный.
  • Домашнее парнокопытное крупное животное, дающее населению молоко.
  • Антоним к слову маленький
  • Холодная погода в зимнее время
  • Северная птица, самец имеет красную грудку.

Прочтите записанные слова, проговаривая их орфографически верно

Д. Огород, мороз, корова, большой, снегирь.

У. Оцените правильность выполнения вашей работы.

Сравните данные слова. Нет ли здесь “лишних” слов?

Д. Лишнее слово – большой - это имя прилагательное, остальные – имена существительные.

Д. Лишнее слово – карандаши, т. к. стоит во множественном числе, а остальные в единственном.

Д. Лишнее слово – большой, т. к. в этом слове нет буквы р.

(Возможны и другие варианты)

У. Предлагаю рассмотреть карточку с записанными буквами.

У. Мысленно зачеркните буквы, обозначающие непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки и узнаете новое словарное слово.

Д. Это слово “растение”.

У. Что можете сказать о данном слове?

Д. В этом слове ударение падает на “е”, безударный звук а, можно допустить ошибку в конце слова: слово оканчивается на “ие”.

Д. Это слово является именем существительным, стоит в единственном числе, можно определить род – средний род.

У. Запишите это слово в словарик, запомните его написание, придумайте словосочетание с этим словом.

Д. Словосочетания: тропическое растение, высокое растение, травянистое растение.

У. Выделите корень в слове “растение”.

Д. Корень “рас”, “раст” (были и другие варианты).

Работа над темой урока.

У. У нас возникла проблема: как правильно выделить корень в слове. Сегодня на уроке будем учиться находить корень в слове.

Что же такое корень слова?

Д. Это часть слова, общая часть родственных слов.

У. Какие слова являются однокоренными, родственными?

Д. Слова, имеющие одинаковый корень, общий смысл.

У. Посмотрите на записанные слова и скажите, являются ли данные слова родственными.

  1. Гусь, гусыня, гусята, гусеница.
  2. Нос, носильщик, носик, переносица.
  3. Коса, косить, косичка.
  4. Храбрый, смелый, отважный.

Д. В первой строке “лишнее” слово “гусеница”, т. к. это слово имеет другое смысловое значение, у него корень “гусениц”;

“лишнее” слово “носильщик”, т. к. имеет другое смысловое значение;

а в третьей строке возможно 2 варианта: “лишнее” слово “косичка”, если слово “коса” имеет значение орудие труда, а если слово “коса” в значении прическа, то “лишнее” слово “ косить”;

в последней строке слова объединены смыслом, но имеют разные корни, значит они не родственные, не однокоренные.

У. Мы выяснили, какие слова являются однокоренными, родственными, но как же найти корень в слове?

Д. Для этого нужно подобрать родственные слова и найти общую часть

У. Откройте учебники русского языка (Автор А. Полякова, 2 класс) на стр. 154 № 364.

Выпишите однокоренные слова по группам.

Д. (работают самостоятельно с последующей проверкой)

Бег белый вера свет лень делить
Бегать белок верить светить лениться деление
Бегство белить светлый ленивый
Бегун лентяй

У. Легко ли было находить корень в словах?

Д. Легко, т. к. есть однокоренные слова.

У. Итак, чтобы найти корень в слове продолжите мою мысль…

Д. нужно подобрать родственные слова.

У. Предлагаю вернуться к слову “растение” и найти в нем корень.

Д. Подбираем родственные слова: растущий, растет… Корень “раст”.

У. Немного забегая вперед, раскрою маленький секрет: если буквы с и т встретились как в нашем слове, то пишется в корне “а”, если нет сочетания ст, то в слове пишется о, например, росли.

 

У. Предлагаю выполнить задание по вариантам: 1 вариант – подберите однокоренные слова к слову чистота, 2 вариант – к слову доброта.

Д.

Чистый

Чистый

Чистенький

Добрый

Подобрел

Добренький

У. Рассмотри иллюстрацию. С ее помощью вы можете назвать однокоренные слова.

Д. Лыжник, лыжня, лыжница, лыжи, лыжная (прогулка).

Подведение итогов урока.

У. Что же нового о нахождении корня в слове открыл каждый для себя?

(Ответы учащихся)