Программа по физическому развитию для детей дошкольного возраста "Сибирячок-Здоровячок" с использованием игр Сибирского региона

Разделы: Работа с дошкольниками


“Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.

В.А. Сухомлинский

Как укрепить здоровье ребенка? Как научить его интересно играть с другими детьми? На конец, как физически подготовить его к школе?

Эти вопросы задают себе современные, думающие родители и педагоги. Для того, чтобы помочь найти ответы на поставленные вопросы, сформировать у детей осознанное отношение к собственному здоровью и подружить их с физкультурой, я разработала эту программу.

Мне нравиться высказывание М. Норбекова, когда он сравнивает свой организм с домом, в котором мы живем, как мы относимся, как рачительные хозяева или как квартиранты. Эта проблема затрагивает каждого из нас, как сохранить здоровье, что для этого нужно сделать.

Мне пришлось изучить много разной литературы, познакомиться с разными программами, все они хороши, но мне хотелось сделать еще лучше, интереснее. Как получить наилучший результат? Как помочь ребенку быть сильным и здоровым? для этого необходимо:

  • позитивный настрой;
  • желание заниматься физкультурой;
  • интерес.

В результате, была создана оздоровительная программа для детей дошкольного возраста по физическому развитию. Но программа стала еще интереснее, когда я ее дополнила играми сибирского региона.

Цель моей программы: повышение качества воспитательно-образовательной работы за счет усовершенствования системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Обычно в рекомендуемой для работы с детьми программе дается Государственный Стандарт, т.е. какими навыками и умениями должен овладеть ребенок к определенному возрасту. Я разложила эти умения и навыки по всем основным видам деятельности (равновесие, прыжки, лазание, метание) на каждое занятие в течение всего учебного года по средней, старшей и подготовительной группам. Получился блок по основным видам движений, а остальные части занятия можно варьировать в зависимости от мотивации занятия. Получилось очень удобно, ничего не пропускаешь и не забываешь, а при хорошей системе повышается качество работы.

Существует много рекомендаций в современной методической литературе по применению ритмической гимнастики с детьми дошкольного возраста. Мне хотелось преобразовать ритмическую гимнастику для дошкольников в интересную физкультурно-оздоровительную работу, ведь музыкальное воздействие на организм человека повышает эмоционально-мышечный тонус, движения становятся активнее, координированнее, дети двигаются более выразительно и ритмично.

Ритмическая гимнастика это не только музыкальное сопровождение, но сюжетные композиции и образные упражнения.

Каждый человек подходит к подбору музыкальных произведений творчески. Чаще всего я использую несколько музыкальных произведений, потому что каждый музыкальный отрезок настраивает ребенка на определенный вид движений.

1. Марш – дети подтягиваются и идут, гордо подняв голову.
2. Быстрая музыка побуждает к бегу.
З. Медленная и нежная музыка помогает расслабиться и т.п.

Музыка по содержанию, темпу, форме должна соответствовать характеру упражнений.

Сохранив структуру ритмической гимнастики, я ужала ее по времени, но темп выполнения упражнений сохранился высоким, и поэтому она не потеряла свой тренирующий эффект, а само занятие приобрело интересную форму.

Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений являются совместные игры, а в старшем дошкольном возрасте – командне игры с элементами соревновательного характера. Поэтому все занятия, которые я планирую в каникулы, разработаны в виде развлечений с использованием подвижных игр, которые ребята разучивали ранее, игр-соревнований и походов.

Для того чтобы поближе познакомить детей с культурой нашего сибирского края , я решила включить в свою программу по физическому развитию этноигры сибирского региона, чередуя их с программными подвижными играми. Для этого я изучила подвижные игры Сибири, распределив их на весь учебный год, соответственно возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Все дети любят прыгать на скакалке, крутить обруч, растягивать эспандер, бегать по гимнастическим дорожкам, прыгать на большом ортопедическом мяче, а некоторые ходят в спортивные залы вместе со своими папами и мамами. Почему бы не предоставить им такую возможность, ведь тренажеры прекрасно формируют мышечный корсет и тем самым укрепляют физическое здоровье детей? У многих возникает вопрос, как использовать тренажеры на физкультурном занятии?

Для этого:

– в вводной части занятия дать больше упражнений для разогрева мышц, поэтому дети делают дополнительные упражнения при ходьбе и беге;
– обязательна дыхательная гимнастика;
– в основной части занятия, пока одна подгруппа детей овладевает основными видами движений, другая – с удовольствием занимается на тренажерах под руководством воспитателя.

Такая система работы активизирует желание детей заниматься физкультурой.

В итоге, я хотела бы сказать, что, объединив в своей программе творческие находки, такие как: нетрадиционный подход к ритмической гимнастике, использование простейших тренажеров и введение этнических игр в программу, делает педагогический процесс более интересным и увлекательным для детей. Я надеюсь, что моя программа найдет творческое применение в работе по физическому развитию детей дошкольного возраста.