Цели:
- познавательные: познакомить учащихся с музыкальными жанрами: песня, танец, марш;
- развивающие: развивать музыкальную культуру школьников;
- воспитательные: воспитывать чувство любви к прекрасному.
Музыкальный материал:
1. А. Островский “Пусть всегда будет солнце”.
2. Русская народная песня “Во поле береза
стояла”.
3. П. Чайковский “Танец с кубками” из балета
“Лебединое озеро”.
4. Башкирская народная песня “Айзар гынайым”.
5. В. Шаинский “Вместе весело шагать”.
1. Организационный момент
Прозвенел звонок. Ученики входят под музыку А. Островского “Пусть всегда будет солнце” (учитель исполняет на фортепиано). Музыкальное приветствие.
Учитель –
Прозвенел звонок –
Начался урок.
– Здравствуйте, ребята!
Ученики – Здравствуйте, учитель!
2. Актуализация знаний
Учитель – Под какую музыку вы вошли? Что это – песня, марш или танец?
Такой вопрос вызовет в классе “Творческий конфликт”, спор, что развивает слух и мышление детей.
Ученики –
1. Это – песня “Путь всегда будет солнце”, но в
данный момент ее не пели.
2. Это – марш. Под эту музыку мы маршировали.
Учитель – Правы и те, и другие.
Ученики – Значит, то песня – марш или маршевая песня.
Учитель – Очень часто “киты” встречаются
вместе, образуя то песни-марши, то песни-танцы, то
танцы-марши и другие песни-марши-танцы.
Поэтому тема нашего урока так и звучит: “Киты”
встречаются вместе (написать тему урока на
доске).
3. Новая тема
Учитель – Что это за мелодия?
Играет на фортепиано “Во поле береза стояла”, затем предлагает детям по ритму прохлопать, узнать мелодию и спеть сольфеджио: темп, лад.
Ученики – Русская народная песня “Во поле береза стояла”.
Учитель – Какого жанра эта песня?
Ученики – Хороводная.
Учитель – А куплеты в этой песне исполняются в одинаковом характере или по-разному?
Ученики – По-разному, т.к. песня вначале плавно, спокойно звучит, как хоровод, а потом быстрее с “движением”.
Учитель – Значит, какие “киты” встретились?
Ученики – Песня-марш-танец.
Учитель – А теперь давайте все вместе ее споем.
Ученики исполняют “Во поле береза стояла”, первый куплет – солисты, второй – хоровод с движениями, третий – солисты с хором, четвертый – солисты и хор + исполнение в ансамбле с учителем в 4 руки.
Учитель – А это тоже хороводная песня?
Учитель исполняет “Танец с кубками” из
балета “Лебединое озеро” П. Чайковского на
фортепиано, при этом подчеркивая в 1-й и 3-й частях
более тяжелый шаг (шествие), а в средней – легкую
танцевальность.
Учащиеся слышат в начале и в конце произведения
четкую пульсацию, энергичное звучание, громкую и
торжественную музыку, а в середине – легкий и
отрывистый характер, подвижный темп музыки.
Учитель – А какое настроение в этом произведении?
Ученики – Праздничное.
Учитель – Это танец-шествие. А значит, танец-марш. Чтобы еще раз убедиться в правильности нашего ответа, мы с вами посмотрим по ТВ “Танец с кубками” П. Чайковского в исполнении профессиональных артистов (показывается фрагмент из балета по телевизору).
Учитель –
Что с ногами, не пойму.
Вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте,
Так и в пляску просятся.
4. Физкультминутка
Под музыку башкирской народной песни “Айзар гынайым” в обработке А. Кубагушева (исполняет детский хор) дети встают и повторяют движения за учителем.
Учитель – Вот еще один пример, когда “киты” встретились вместе. Какие “киты”?
Ученики – Песня и танец.
Учитель – Докажите.
Ученики – Мы плясали весело, “отбивали” каблуком, исполняли движения под музыку, а детский хор на башкирском языке исполнил задорную, подвижную, радостную песню.
Учитель –
Собирайтесь, друзья, в хоровод,
Познакомьтесь друг с другом поближе.
Чтоб запел глубокий небосвод,
Танцы, смех, уноситесь все выше!
– Лейся песня, лейся звонко.
Помогай дружить.
Всем ребятам очень нужно
В мирном мире жить!
5. Разучивание и работа над исполнением песни
Учитель – Давайте разучим песню В. Шаинского на слова М. Матусовского “Вместе весело шагать”, которая очень точно соответствует теме нашего урока.
6. Импровизация
Учитель – Очень дружно и весело исполнили песню. Молодцы. А получится у вас также дружно справиться вот с этим заданием.
Игра “Определи жанр”. Дети, прослушав начало произведения, должны показать его в движении.
- Под вальс – плавно покачиваются в такт, кружатся, делают круговые движения руками.
- Под польку – хлопают в ладони, выполняют подскоки.
- Под марш – ходьба на месте, держа вертикально руки, согнутые в локтях.
- Под песню – плавно дирижируют рукой.
7. Итог урока
1. Вся музыка – волшебная страна:
Она красива, ласкова, нежна.
Три королевства разных в ряд
В стране волшебной той стоят.2. Вот марш, он величав и строен,
Из громких звуков он построен.
А если кто к искусству глух –
Наверняка захватит дух.3. И королевство танца есть.
Людей веселых там не счесть.
Весь день резвятся и кружатся,
И лишь под утро спать ложатся.4. А в королевстве третьем – песня.
И грусть, и радость жили вместе.
Когда они в одно слилися,
По миру песни разнеслись.
Поют их взрослые и дети,
Все люди, что живут на свете.5. Вся музыка – волшебная страна,
А без нее и жизнь скучна!
Учитель – Ну что ж, наш урок подходит к концу и пора подвести итог. Какие “киты” - жанры музыки – сегодня вы услышали и исполняли? Что вы поняли?
Ученики – Песня, танец и марш постоянно встречаются в нашей жизни и играют огромную роль.
8. Домашнее задание
Учитель – Молодцы! Нарисуйте дома рисунок по теме “Что мне сегодня больше всего запомнилось на уроке”.
9. Оценки. Рефлексия
Учитель – Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Я бы хотела поставить отметку всему классу. А завершить занятие я хотела бы созданием мелодии нашего урока. На столах у вас ноты разного цвета. Вам нужно закрепить их на доске, на нотном стане. Если вам урок понравился, всё было понятно и вы не устали – красная нотка, если устали и не интересно – синяя.
Дети крепят ноты.
– Молодцы, вы создали мелодию нашего урока,
хотите послушать, что получилось? (Звучит
мелодия.)
– Какая мелодия получилась? (Весёлая,
радостная)
– Ну что ж, я вижу, что весёлое и радостное
настроение сохранилось у вас с начала и до конца
урока. До свидания.
Дети под музыку выходят из класса.