Урок по теме: "Фразеологизм как единица речи". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • познавательные: ознакомление с понятием “фразеологизм”, с лексическим значением и грамматическим строением фразеологизма, со способом обозначения фразеологизмов в толковом словаре;
  • практические: формирование умений отличать фразеологизмы от нефразеологизмов, находить фразеологизмы в тексте и в толковом словаре;
  • общепредметные: развитие логического мышления.

ХОД УРОКА

Докапываемся до смысла слов,
Докапываемся до основ,
Докапываемся до истины.

Л. Мартынов

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Повторение лексического значения слова, словосочетания. Перед учащимися ставятся следующие вопросы:

– Для чего служат слова в языке?
– Что такое лексическое значение слова?
– Что называется словосочетанием?

III. Объяснение нового материала

– Сегодня нам предстоит изучить одну из самых интересных тем в русском языке – фразеологизмы. Для этого перенесемся с вами в царство фразеологии ( на доске плакат “царства”). Само слово “фразеология” произошло от греческих слов “фразис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые выражения. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность. Фразеологический оборот равен по значению одному слову, в речи используется в том виде, в котором закрепился в языке.
Посмотрите на рисунки, которые вы видите на доске. Какие фразеологизмы изображены на этих рисунках?

1. Крокодиловы слёзы
2. Сесть в калошу
3. Водить за нос
4. Медведь на ухо наступил

– Что обозначают данные фразеологизмы?

1. Крокодиловы слёзы – лицемерная, притворная жалость, сострадание, неискреннее сожаление.
2. Сесть в калошу – ставить себя в неловкое положение.
3. Водить за нос – обманывать, вводить в заблуждение.
4. Медведь на ухо наступил – кто-либо совсем лишен музыкального слуха.

– Были ли затруднения при определении значения фразеологизмов?

– Когда возникают затруднения при определении лексического значения фразеологизмов, следует обращаться к фразеологическому словарю русского языка. Сегодня на уроке мы будем пользоваться “Фразеологическим словарем русского языка” под редакцией А.И. Молоткова. В нем собрано свыше 4.000 фразеологических оборотов, показаны различные формы употребления фразеологизмов, определены истолкования разных значений фразеологизмов. Мы не только получим ответы на вопросы о том, какие формы имеет тот или иной фразеологизм, что он значит, но и увидим, как фразеологизм употребляется в речи. Каждое значение фразеологизма проиллюстрировано в словаре цитатами из художественных произведений XIX–XX вв.
Например, воспрянуть духом – обрести хорошее настроение, бодрость, преодолев чувство подавленности, уныния. Иван Васильевич стал добрее, воспрянул духом после присоединения Сибири. В . Костылёв. Иван Грозный.

IV. Самостоятельная работа

– Определите по фразеологическому словарю А.И. Молоткова лексическое значение фразеологизмов: точить лясы, капля в море, поминай как звали, лезть на рожон, кисейная барышня.

V. Закрепление пройденного материала

– Мы с вами уже знаем о словах – синонимах и словах – антонимах. Вспомните, какие слова называются антонимами? Какие слова называются синонимами? Существуют и фразеологические антонимы и синонимы. Обратим внимание на доску:

Фразеологизмы – синонимы:

Фразеологизмы –  антонимы:

бок о бок
рука об руку
}вместе
кот наплакал – очень мало
куры не клюют – очень много
задать жару
намылить шею
}ругать
ни нашим ни вашим – никому
и вашим и нашим – всем

VI. Работа по индивидуальным карточкам

I вариант

1. Подберите фразеологизмы – антонимы:

Заварить кашу – ______________________________
Наставить на путь истинный – _________________
Тяжёл на подъём – _____________________________
За чужой счет – _______________________________

Для справок: сбиться с пути, расхлебывать кашу, за свой счет, легок на подъем.

2. Подберите фразеологизмы – синонимы:

Не по вкусу – ____________________________
На всех парах – __________________________
Дать дубу – _____________________________
Ни рыба ни мясо – ________________________
Тертый калач – __________________________

Для справок: ни то ни сё, стреляный воробей, не по душе, во весь дух, сыграть в ящик.

II вариант

1. Подберите фразеологизмы – синонимы:

Гладить по шерсти – ____________________________
Выйти из себя – _________________________________
Надевать маску – _______________________________
Появиться на горизонте – ________________________

Для справок: прийти в себя, исчезнуть с горизонта, гладить против шерсти, сбрасывать маску.

2. Подберите фразеологизмы – антонимы:

Гнуть спину – ___________________________
Во весь дух – ____________________________
Терять рассудок – ________________________
Ни бум – бум – ___________________________
Два сапога пара – ________________________

Для справок: что есть силы, ни бе ни ме, сходить с ума, одного поля ягода, ломать горб.

VII. Постройте в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл.

1. повесил нос
2. держать язык за зубами
3. вставлять палки в колеса
4. надул губы
5. пускал пыль в глаза
6. наступал на пятки
7. втирал очки
8. зуб на зуб не попадает
9. сделал из мухи слона
10. на зубах навязло
11. нашел дорогу к сердцу
1. обманывал
2. приуныл
3. помалкивал
4. догонял
5. обиделся
6. хвастался
7. мешает
8. понравился
9. надоело
10. преувеличивал
11. замерз

VIII. Игра “Кто быстрее?”

– Закончите фразеологизм:

Душа в пятки ________________________
И в ус не ________________________
Без ________________________ в голове
Хоть шаром ________________________
За тридевять ________________________
Семи пядей во ________________________
Как сыр в ________________________
Промокнуть до ________________________
Проглотил ________________________

IX. Игра “Кто больше?”

– Вспомните и запишите фразеологические обороты

а) со словом рука;
б) с числительным три.

X. Учитель:

– На уроках литературы мы изучаем Библию. Со словом Бог существует множество фразеологических оборотов. Приведите примеры.

  • Бог весть что
  • Бог дал
  • Бог миловал
  • Бог помощь
  • Бог с тобой
  • Бог знает…

XI. Подведение итогов урока

– Что такое фразеологизм?
– Для чего служат фразеологизмы в речи?
– Чем фразеологизм похож на слово, чем отличается от словосочетания?

Выставление оценок.

XII. Домашнее задание

– Написать сочинение с использованием фразеологизмов. Нарисовать рисунок фразеологического оборота.