Мировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт использования игры в учебном процессе. В отечественных школах игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать урок более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия школьников, учащийся обучается, даже не подозревая об этом.
Педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обусловлены, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игре свойственна двойная природа воспитательного воздействия на развитие творческой активности школьников.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:
- цели ставятся перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют политические и социальные явления. В этом возрасте усиливается рефлексия. Для учащихся 10-11 классов характерна потребность в диагнозе, их интересует поиск решения проблем не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Учащиеся “вживаются” в игровую ситуацию и действуют в ней, исходя из своей роли и игровых правил. Старшеклассников привлекает разнообразные игры, развивающие не только память, но и логическое мышление, а также игры - состязания.
Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащихся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Одним из структурных компонентов игры являются игровые задачи. Учебная задача, выступающая для учащихся в замаскированном, неявном виде, способствует осуществлению непреднамеренного учения школьников. Игровая задача является одним из центральных звеньев в формировании мышления школьников.
Представленная деловая игра “Налоговый инспектор” апробирована 2005-2006 учебного года на элективном курсе “Налоги и Налогообложение” в 10-х классах социально-экономического профиля. Эта игра является имитационной игрой, т.к. имитируется деятельность налоговой инспекции, а каждый участник игры (учащийся) - работник налогового органа.
Игра рассчитана на два спаренных урока и проводится на последнем занятии в форме урока обобщающего повторения изученного курса по налогообложению.
Цели этого урока (игры):
- обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса; игровой форме выявить теоретические знания и практические умения, и навыки учащихся;
- способствовать развитию логического мышления;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- формирование устойчивых интересов к профессии - налоговый инспектор; воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.
Задача урока через игру в контексте экономизации образования - научить старшеклассников в игровой форме логике экономического мышления, показать способы решения экономических проблем с помощью игровых технологий.
Правила игры. Перед началом игры учащиеся (группа) делятся на 2 команды - налоговые инспекции. Преподаватель знакомит участников игры с правилами игры и с членами комиссии (администрация и преподаватели МУК). Учащимся объясняют ситуацию: государственная казна (бюджет) нуждается в дополнительных поступлениях денежных сумм, поэтому со столицы
(г. Москвы) прислали комиссию по налогам и сбором с целью - проверить правильность исчисления и регулярность поступления налоговых сборов. И одновременно провести аттестацию налоговых работников, т.е. все ли они соответствуют своим занимаемым должностям
Игра состоит из 5 раундов-заданий. Каждый раунд выдержан во времени.
1 раунд: Мини – викторина. Цель: проверка знаний по всем темам курса. Каждому члену команды задаётся вопрос, а он должен дать правильный ответ. Сколько правильных ответов, столько и команде присуждается баллов.
2 раунд: Соотнести каждому из 5 налогов свои элементы налогообложения. Цель: проверка знаний по темам “Федеральные налоги”. Задание в виде теста.
3 раунд: Расчёт налогов. Цель: проверка умений производить расчеты по налогам.
Задание состоит из 3 задач. Каждая команда делится на 3 подгруппы и решает свою задачу.
Одновременно проводится конкурс капитанов: Расчет налогового вычета по НДФЛ.
Капитан каждой команды решает задачу по налоговому вычету по НДФЛ на имущество- приобретение недвижимости (квартиры).
4 раунд: Игра “Слова”. Цель: проверка знаний по терминологии налогообложения.
Каждая команда должна как можно больше назвать профессиональных терминов по налоговой системе. За каждый термин 1 балл.
5 раунд: Мини - проект “Свой налог”. Цель: применение знаний курса в жизненных ситуациях.
В этом раунде учащимся было дано задание - придумать новый налог для пополнения бюджета города и его презентовать, опираясь на теоретические знания курса и применение этих знаний в жизненных ситуациях. Это задание на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
Мышление учащихся развивается в процессе построения ими разного рода доказательств, решения всевозможных проблемных заданий, в поисках объяснения разного рода явлений, в выборе путей и форм своего собственного поведения. На данном уроке была дана возможность высказаться всем учащимся: и тем, кто мыслил правильно, и тем кто ошибался, т.е учащиеся сами дошли до истины, которая надолго укрепится в их сознании. Мышление старшеклассников идет от реальности к возможности и обратно - от возможности к реальности. В мыслительной деятельности учащихся большую роль играют умозаключения по аналогии. Это просматривалось во время презентации, где учащиеся уверенно отстаивали свою точку зрения, приводили доводы, учились правильно вести спор.
С помощью умозаключений по аналогии учащиеся на основании полученных знаний на уроках курса, строят различные объяснения и доказательства на данном уроке нетрадиционной формы (деловая игра) в игровой форме.
Важнейшую роль в игровой модели обучения принадлежит заключительному этапу – ретроспективному обсуждению хода и результатов игры. Игра рассматривается в 2 планах – содержательном и социально-психологическом. Учащиеся вместе с преподавателем обсуждают трудности, возникшие по ходу игры, эмоциональные переживания, идеи, которые приходили в голову, и полученный опыт. Особое внимание уделяется обсуждению соотношений игровой ситуации с реальностью, возможности использования полученного игрового опыта в других ситуациях. Но не все участники, проходя через одну и ту же процедуру, оценят её одинаково и получат одинаковый опыт. Одним из результатов рефлексии игры может быть и внесение в неё поправок, изменений
После проведения игры подводятся итоги. Члены жюри объявляют игровые результаты. Участники игры - учащиеся дают самооценку своих действий в плане исполнения игровой роли. Проигравших в игре нет.
Таким образом, используя игровые технологии, систему разработанных проблемных задач на уроке позволяет формировать экономическое мышление учащихся и профессионально важные свойства и качества; помогают им адаптироваться в современном мире и ориентироваться в сфере налоговых систем; применять полученные знания в решении жизненных проблем и задач.
Самая сложная для понимания
в мире вещь - это система налогов.Альберт Эйнштейн
ДЕЛОВАЯ ИГРА “НАЛОГОВЫЙ ИНСПЕКТОР”
ТДЦ:
- Образовательная: Обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса. В игровой форме выявить теоретические знания и практические умения и навыки учащихся.
- Развивающая: Способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся.
- Воспитательная: Формирование устойчивых интересов к профессии - налоговый инспектор. Воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.
Тип урока: проверка знаний по курсу.
Оснащение: карточки-задания, дидактические карточки.
Оборудование: ТСО – калькулятор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент | (2) |
II. Вступительное слово учителя о роли налоговой службы в жизни страны | (6) |
Правила проведения игры. | |
Сообщение целей урока. | |
Игра состоит из 5 раундов. | |
Каждый раунд выдержан во времени. | |
Вся группа делится на 2 команды - налоговые инспекции. | |
III. Представление команд и их капитанов - начальников налоговых инспекций | (4) |
IV. Игра | (60) |
1-й раунд: Мини-викторина | (10) |
Цель: проверка знаний по всем темам курса (вопросы прилагаются). | |
1 балл за каждый верный ответ; если команда затрудняется дать ответ, право ответа переходит команде соперников. | MAX – 11 баллов |
Дополнительный балл присваивается за досрочное и точное выполнение задания. | |
2-й раунд: Соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения | (8) |
Цель: проверка знаний по темам “Федеральные налоги”, карточка прилагается. 1 балл за каждый верный ответ. | MAX – 15 баллов |
3-й раунд: Расчет налогов | (12) |
Цель: проверка умений производить расчеты по налогам (задание прилагается). | MAX – 5 баллов |
Конкурс капитанов: Расчет налогового вычета по НДФЛ. | MAX – 5 баллов |
4-й раунд: Игра “Слова” | (15) Цель: проверка знаний по терминологии налогообложения. |
1 балл за каждый профессиональный термин по налоговой системе. | |
5-й раунд: Мини-проект “Свой налог”. | (15) |
Цель: применение знаний курса в жизненных ситуациях. | MAX – 5 баллов |
V. Заключительная часть | (8) |
1 РАУНД
ВОПРОСЫ:
1 команда
- Что такое налог? (…обязательный платеж в казну государства)
- Какие налоги называются федеральными? (…взимаются на территории всей РФ и зачисляются в федеральный бюджет - Москва)
- Стимулирующая функция налогов? (…развитие перспективных отраслей, обеспечивающих вложения инвестиций в основной капитал)
- Этот налог перераспределяет доходы высокооплачиваемых слоев населения, посредством установления его на “предметы роскоши”? (акцизы)
- Формирование доходов государства, необходимых для реализации политических, социально-экономических задач – это функция? (фискальная)
- Что называется ценой? (… денежное выражение стоимости товара)
- Разница между выручкой и себестоимостью называется…? (прибылью)
- Основная функция налогов? (… регулировать экономику)
- Этот налог представляет собой форму изъятия в бюджет добавочной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения? (НДС)
- Налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды медицинского страхования РФ? (ЕСН)
- Перечислите меры ответственности за налоговые правонарушения? (…штрафы, пени, лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности, лишение свободы до 4 лет, арест и конфискация имущества ...)
2 команда
- Что такое Налоговая система РФ? (…совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмена)
- Какие налоги называются местными? (…устанавливаются органами местного самоуправления и зачисляются в местный бюджет - Муравленко)
- Контрольная функция налогов? (количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах; оценивание эффективности налогового механизма и контроль за движением финансовых ресурсов)
- Что называется выручкой? (…сумма цен, полеченная от реализации продукции, работ, услуг)
- Налоги взимаются на территории округа (региона) – ЯНАО и зачисляются в окружной (региональный) бюджет – Салехард? (… региональные, окружные налоги)
- Формирование доходов и расходов, обеспечивая социальную защиту определенных категорий населения – это функция? (распределительная)
- Все затраты на производство (реализацию) продукции, работ услуг называется? (себестоимостью)
- Этот налог устанавливается на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную сверхприбыль? (акцизы)
- Федеральный, прямой налог, конечным его плательщиком является физ.лицо, получившее доход? (НДФЛ)
- С какого возраста физ.лицо может быть привлечено к налоговой ответственности? (…с 16-летнего возраста)
- Перечислите основные виды налогового контроля (выездная, камеральная проверка, налоговые проверки, проверка данных учета и отчетности)
2 РАУНД
Задание: Соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения.
НДС -…; НДФЛ -…; Акцизы -…; Налоговые вычеты -…; ЕСН -…
- Высокорентабельные и “социально опасные” товары, “предметы роскоши”;
- Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования;
- 18,10,0 %;
- Резидент, нерезидент;
- Мясо и мясопродукты, кроме деликатес, молоко и молокопродукты, яйца и яйцепродукты, товары для детей, медицинские товары;
- 35,30,13,6 %;
- Стандартные, социальные, имущественные, профессиональные;
- Спиртосодержащая продукция, ГСМ, алкогольная продукция, пиво, ювелирные изделия, табачные изделия, автомобили;
- Зарплата, премии, дивиденды, призы, выигрыши;
- 3000, 600, 500, 400 рублей;
- Государственные пособия, материальная помощь, страховые платежи, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
- Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товара;
- Работы (услуги), выполненные в космическом пространстве;
- Лица, производящие выплаты физ.лицам и индивидуальные предприниматели, адвокаты;
- Благотворительность, лечение, обучение, приобретение недвижимости.
Ответ
Налог | элементы налогообложения |
НДС | 3,5,13 |
НДФЛ | 4,6,9 |
Акцизы | 1,8,12 |
Налоговые вычеты | 7,10,15 |
ЕСН | 2,11,14 |
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Задача. Приобретена недвижимость (квартира) стоимостью 1500000 рублей в 2003г. Среднемесячная зарплата (начисленная): 2003г – 22600руб.; 2004г.– 29300руб.; 2005г.– 33400руб.
Рассчитать: Налоговый вычет условный и полученный?
Решение:
1)Условный: 1500000*13% = 195000 руб.
2) 2003 г. = 22600*13%*12 = 35256 руб.
2004 г. = 29300*13%*12 = 45708 руб.
2005 г. = 33400*13%*12 = 52104 руб.
Итого: 133068 рублей.
Ответ: Налоговый вычет условный – 195000рублей, полученный – 133068 рублей.
3 РАУНД
Задача №1. Доходы семьи в декабре месяце: зарплата – 52860руб., премия – 25000 руб., пенсия - 4620руб., дивиденды – 24700руб., выигрыш – 16800руб., стипендия –550руб.
Рассчитать: НДФЛ и чистый доход?
Решение:
1) НДФЛ: 13% = (52860+25000)*13% = 10122 руб.
35% = (16800-4000) *35% = 4480 руб.
6% = 24700* 6% = 1482 руб.
Итого: 16084 руб.
2) Доход: (52860+25000+4620+24700+16800+550) -16084 = 108446 руб.
Ответ: НДФЛ – 16784 рублей, чистый доход – 108446 рублей.
Задача №2. Оплачено родителями за обучение детей в ВУЗе, сумма- 72500 рублей.
Рассчитать: Налоговый вычет?
Решение: 72500*13% = 9425руб.
Ответ: Налоговый вычет – 9425 рублей.
Задача №3. Бизнесмен решил часть доходов выделить на благотворительные цели,
Доход - 36000000 рублей.
Рассчитать: Какую сумму (max) можно выделить на благотворительность, налоговый вычет?
Решение:
1) Сумма: 25% *3600000 = 900000 руб.
2) налоговый вычет: 900000*13% = 117000руб.
Ответ: Сумма (max) на благотворительные цели – 900000 руб., налоговый вычет - 117000 рублей.
4 РАУНД
Игра “Слова”
Задание: Записать слова (терминология), связанные с содержанием курса.
Ответы
1 команда | 2 команда |
налог | налоговый период |
резидент | налоговая система |
НДС | подакцизные товары |
ЕСН | НДФЛ |
акцизы | нерезидент |
налоговая ставка | федеральные налоги |
местные налоги | налогоплательщики |
льготы | региональные налоги |
налоговые вычеты | социальные налоговые вычеты |
профессиональные налоговые вычеты | 1,10,18 % |
имущественный налоговый вычет | стандартный налоговый вычет |
6,13,30,35 % | 400, 500, 600, 3000 руб. (НДФЛ) |
регулирующая функция | контрольная функция |
цена | выручка |
прибыль | себестоимость |
доход | объект налогообложения |
высокорентабельные товары | “социально-опасные товары и товары роскоши” |
фискальная функция | пенсии, алименты, стипендия, государственные пособия (НДФЛ) |
зарплата, премии, выигрыши, призы (НДФЛ) | стоимость |
транспортный налог | транспортные средства |
налоговые правонарушения | распределительная функция |
налоговый контроль | налоговая база |
благотворительность, лечение, обучение | недвижимость |
… | … |
5 РАУНД
“Свой налог”
|
|
|
“Налог с посетителей ночных клубов (заведений)”
- налогоплательщики – посетители ночных клубов старше 18 лет;
- объект налогообложения – посещение ночного клуба;
- налоговая ставка – 10% от стоимости входного билета (например: стоимость входного билета - 200 руб., сумма налога – 20 руб.; итого стоимость билета – 220 руб.);
- сроки уплаты – не позднее 15 числа, следующего за отчетным месяцем в налоговые органы;
- расход налоговых поступлений – часть налоговых поступлений пойдёт на благотворительность: клиники для больных СПИДом (наркоманов), раковыми заболеваниями; в детские дома, приюты.
- история налога - налог стали взимать (применять) в нашем городе, когда стали открываться (работать) ночные клубы (заведения).