Тема урока: "Аппарат вредных привычек"

Разделы: ОБЖ


Цель: Ознакомить учащихся с разрушающим действием табака и табачного дыма на организм человека. Профилактика курения.

Задачи:

  1. Дать учащимся представление о табакокурении как о факторе, разрушающем здоровье.
  2. Формировать у учащихся стойкое неприятие к курению табака.
  3. Дать рекомендации тем, кто хочет бросить курить.

Форма урока: урок-обобщение.

Методы и приемы: рассказ в сочетании с обсуждением; доклады по теме; игра “Плюсы и минусы”; показ опыта; тест.

Средства обучения: плакаты, прибор “Аппарат вредных привычек”, карточки с тестом.

Приложение-Презентация

План (слайд 3)

1. Организация начала урока.

  • опрос по теме “Здоровый образ жизни”.

2. Вредное воздействие табака на организм человека:

  • историческая справка (доклад);
  • понятие о табакокурении и его опасность для здоровья;
  • состав табачного дыма (доклад);
  • влияние никотина и отравляющих веществ, содержащихся в табачном дыме на организм человека;
  • влияние курения на организм женщины.

3. Стадии никотиновой зависимости и последствия курения.

  • игра “Плюсы и минусы”;

4. Пассивное курение.

5. Показ опыта на “Аппарате вредных привычек”.

6. Избавление от табачной зависимости.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

9. Тест.

10. Использованные материалы.

1. Организация начала урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока “Аппарат вредных привычек”. Сегодня мы с вами обобщим все знания о вреде курения. У нас сегодня на уроке будет присутствовать эксперт по статистическим данным о вреде курения.

Опрос по теме “Здоровый образ жизни”.

Учитель: Но сначала давайте вспомним, что такое здоровый образ жизни. Вопросы для проверки знаний: понятие о здоровом образе жизни, потребность человека в здоровом образе жизни, составляющие здорового образа жизни.

2. Вредное воздействие табака на организм человека.

Учитель: Курение табака – одна из самых распространенных вредных привычек, приводящая к серьезным нарушениям здоровья, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака. Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых. Его листья, специальным образом обработанные, служат сырьем для табачной промышленности. Чумой XX века стали называть курение многие врачи.

Ученик: Историческая справка (доклад) (слайд 4)

Но обратимся к истории. Потребление табака в Америке насчитывает тысячи лет. Имеются данные, что уже в I веке до нашей эры индейцы майя в Центральной Америке курили табак на религиозных церемониях. Столетие спустя курение табака распространилось на другие части Северной и Южной Америки. К тому времени, как в XV веке прибыли европейцы, табак выращивался туземцами во многих частях Америки. Древнегреческий историк Геродот (V век до н. э.) при описании быта скифов упоминает о вдыхании ими дыма от сжигаемых растений для большей бодрости и силы. На вдыхание дыма сжигаемых растений указывается и в древнекитайских летописях. Дым определенных растений при их горении вдыхали и жители Африки. Благовонные окуривания от сжигания трав практиковались в Греции и Древнем Риме во время различных празднеств и церемоний.

История приобщения европейцев к курению началась с открытия Америки Колумбом в 1492 году. Первые европейцы, оставшиеся в Америке научились курить от местных жителей. В 1493 году Колумб привез в Европу “табак”, траву, получившую свое название от провинции Тобаго, где она культивировалась.

В середине XVI века табак распространяется во Франции. Этому способствовал Жан Нико, французский посланник в Португалии (в честь его имени и назвали наркотическое вещество листьев табака – никотином). Быстрому распространению табака способствовало его удивительное свойство – неудержимая тяга к курению, с которой было очень трудно совладать человеку.

Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством, его листья использовали как лечебное вещество. Но курение табака, а также применение его в качестве лекарства (настойки, пилюли, экстракты) часто вызывали тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставляло правительства вести борьбу против курения. Применялись различные наказания, которые в иных странах были весьма жестокими. Так в России при царе Михаиле Федоровиче уличенных в курении наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз - отрезанием носа или ушей.

Чтобы сократить торговлю табаком и уменьшить курение табачная торговля облагается высокими налогами, но неожиданно, все, это приносит большой доход казне и правительства стали использовать торговлю табаком как источник дохода. Торговля табаком была разрешена в России в 1697 году в царствование Петра I.

Понятие о табакокурении и его опасность для здоровья.

Учитель: (слайд 5) В табачных листьях содержится множество органических веществ – никотин, органические кислоты, протеиновые вещества, эфирные масла, жиры, древесные волокна и другие (до 257 канцерогенных веществ).

Акт курения состоит в том, что через подожженный и медленно тлеющий табак всасывается воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его тление, и продукты горения вместе с оставшейся частью воздуха поступают в легкие. Температура тлеющего табака составляет около 3000С, при затяжках доходит до 1100 о С, что приводит к вдыханию горячего дыма (50-600 С). В этих условиях происходит пиролиз табака и папирусной бумаги, так называемая сухая перегонка, при которой образуется табачный дым с выделением вредных веществ: их известно около 4000! Табачный дым представляет собой аэрозоли, состоящие из жидких и твердых частиц, находящихся во взвешенном состоянии и содержит: никотин, угарный газ, синильную кислоту, муравьиную кислоту, сероводород, аммиак, табачный деготь, канцерогены, окислы азота, соединения мышьяка, меди, железа, свинца, радиоактивный полоний, цезий, стронций, ацетон и другие. Это целый справочник по ядовитым веществам.

А сейчас мы обратимся к нашему эксперту по статистическим данным.

Эксперт: - табакокурение снижает продолжительность жизни на 10-15 лет (ежедневно на 15 минут);

  • по данным ВОЗ, каждый третий умирающий в мире – жертва алкоголя, а каждый пятый – жертва табака;
  • в России курит половина мужчин и десятая часть женщин.

Ученик: Состав табачного дыма (доклад)

Основное воздействие на организм человека при курении оказывает никотин, который мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких. Никотин – сильный яд. Смертельная доза – 1 мг на

1 кг массы тела. Ядовитые свойства никотина доказываются просто: пиявка, поставленная курильщику, вскоре отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащий никотин.

Угарный газ, при вдохе попадая в кровь, легко соединяется с гемоглобином, образует карбоксигемоглобин, в результате чего часть гемоглобина исключается из акта нормального дыхания, делает его неспособным переносить кислород.

Еще коварнее действие синильной кислоты. Легко проникая в кровь она снижает способность клеток воспринимать кислород из притекающей крови, приводящее к кислородному голоданию клеток. Это сильный яд, действующий на центральную нервную систему.

Аммиак раздражает слизистые оболочки, вызывает слезоточение, снижает сопротивляемость организма различным инфекционным заболеваниям, в том числе и туберкулезу.

Табачный деготь, являясь концентратом жидких и твердых веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливаясь и в альвеолах, приводя к злокачественным новообразованиям.

При вдыхании паров ацетона происходит кислородное голодание мозга.

Наличие полония, радиоактивного свинца и висмута приводит к расстройству сна и аппетита, нарушая деятельность желудка и кишечника.

Пирен хорошо растворим в человеческой крови, связывается с глобулином, что приводит к судорогам, спазмам дыхательных путей, парезам конечностей. Также вызывает головную боль, слабость, нарушения функции печени.

Влияние табачного дыма на организм человека (слайд 6)

Учитель: Тепло – единственный физический агент курения – первым начинает разрушительное воздействие на организм. При курении курильщик вдыхает горячий дым и холодный воздух, что приводит к микроскопическим трещинкам на зубной эмали. В дальнейшем там откладывается табачный деготь, вследствие чего поверхность зубов приобретает желтоватый цвет, а зубы начинают издавать специфический табачный запах. Температура дыма оказывает влияние на слизистые рта и носоглотки. Капиллярные сосуды расширяются, слизистая оболочка щек, неба, десен, подвергаясь хроническому раздражению, воспаляется. Тепло табачного дыма и химические вещества раздражают слюнные железы, в результате чего наступает усиленное выделение слюны, которую курильщики вынуждены сплевывать. Часть слюны они проглатывают. Ядовитые вещества дыма, переходя в слюну, действуют на слизистую оболочку желудка. Это приводит к потере аппетита, болям в области желудка и кишечника, чередовании запора и поноса. В конечном итоге, вызывая хронические гастриты, язву желудка и двенадцатиперстной кишки.

От воздействия табачного дыма страдает, прежде всего, легочная система. Ядовитые вещества постепенно разрушают известные механизмы защиты легких, вызывая легочные заболевания. Кроме раздражения слизистой оболочки гортани, трахеи, легких и альвеол развивается хроническое заболевание дыхательных путей – бронхит курильщика, отсюда постоянный кашель, мокрота, отдышка, сердцебиение. Значительно повышается у курящих людей возможность заболевания раком легкого из-за содержания в табачном дыме канцерогенов.

Наиболее чувствительна к никотину нервная система. При первой пробе курения у человека появляется головокружение, легкая тошнота, бледность лица, сердцебиение. Отравление нервной системы проявляется чувством беспокойства, дрожанием пальцев рук, шаткостью походки.

Особенно неблагоприятно систематическое отравление табачным дымом сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы. После каждой выкуренной сигареты сужение кровеносных сосудов держится в течение получаса. Это происходит в связи с увеличением функции желез внутренней секреции, в частности надпочечников, которые выделяют адреналин, сильно суживающий мелкие кровеносные сосуды. Хроническое сужение сосудов может стать причиной тяжелых заболеваний – стойкого спазма сосудов нижних конечностей, сопровождающегося хромотой и омертвением конечности.

Понижение сократительной способности сосудов сказывается ухудшением снабжения кислородом и питательными веществами мозга, сердца и других органов. Сужение сосудов особенно опасно для сердечной мышцы. Нарушается нормальное питание сердечной мышцы, а это способствует учащению заболеваний ишемической болезнью. Ускоряется сердечная деятельность, сердце изнашивается и быстрее стареет. Значительно выше у курящих риск развития гипертонической болезни.

Нарушается обмен веществ под воздействием табачного дыма, нарушается усвоение витаминов, имеется дефицит витаминов А, В1, В6, В12, С.

Курящие дети отстают в развитии. Память и внимание ослабевают, работоспособность снижается. Никотин вредно действует на слух и зрение.

У мужчин происходит снижение половой функции.

Эксперт: - токсичность табачного дыма в 4,5 раза превышает токсичность выхлопных газов автомобиля;

- при табакокурении: 25% вредных веществ табачного дыма сгорают, 25% поглощает сам курильщик, 50% - отравляют воздух в помещении.

Влияние курения на организм женщины (слайд 7)

Учитель: Крайне неблагоприятно последствия курения для женского организма и его детородной функции. У курящих женщин наблюдается раннее увядание организма. Кожа теряет свою эластичность и свежесть, появляются ранние морщины на лице, голос становится низким и хриплым. У курящих женщин в 2 раза чаще происходят выкидыши, рождаются неполноценные и мертворожденные дети.

Давайте подведем итог – дурная привычка у подростков вызывает задержку роста, наносит сильный вред здоровью, приводит к физической и умственной работоспособности. К многообразным последствиям курения относится ряд болезней, приводящих к смерти человека: рак различных органов (губы, горла, гортани, пищевода, легких).

Эксперт: - средний возраст умерших от сердечных приступов – 67 лет, а у курильщиков – 47 лет;

  • из 100 больных туберкулезом: 95 – курильщики.

3. Стадии никотиновой зависимости и последствия курения (слайд 8)

Учитель: Первая стадия. Курильщик имеет устойчивую привычку к закуриванию табачных изделий в курительных ситуациях, но потребность в курении слабо выражена. Курение за компанию становится привычкой.

Вторая стадия. Потребность в курении значительно возрастает. Курильщик не в состоянии справиться с ней, хотя предпринимаются попытки бросить курить. Курильщик имеет свои плановые курения, он может курить в одиночестве. Неудовлетворение желания закурить вызывает психологические страдания, ощущение дискомфорта. Появляется утренний никотиновый абсистентный синдром и потребность курения натощак.

Третья стадия. Потребность в курении настолько ярко выражена, что курильщик не способен даже на сутки прекратить курение. Развивается табачная никотиновая зависимость. Утренний никотиновый синдром ярко выражен, курение натощак становится обязательным. У курильщика появляются болезни органов дыхания, сердца, мозга и т.д.

В процессе курения возникают зависимости от курения:

  • социальная – желание покурить возникает из-за подражания взрослым.
  • психологическая – курение становится привычным и единственным м6етодом психической саморегуляции при перенапряжении, в условиях эмоционального стресса;
  • физическая – формируется по мере увеличения стажа курения и возрастания его интенсивности, промежуток между выкуриванием сигарет становится короче, их число растет.

Игра “Плюсы и минусы” (слайд 9)

На плакате написаны последствия курения. Ребятам необходимо определить кратковременные отрицательные последствия курения (после первой затяжки), отрицательные последствия длительного курения, прочие отрицательные последствия и положительные последствия курения. Класс разбивается на 4 группы, и каждая группа работает над своим вопросом. Отрицательные последствия курения:

  • учащенное сердцебиение;
  • рост артериального давления;
  • раздражение слизистой горла;
  • проникновение в кровь угарного газа;
  • попадание в легкие канцерогенов;
  • отравление воздуха;
  • раковые заболевания;
  • заболевания сердца;
  • язвы;
  • заболевание системы кровообращения;
  • хронический бронхит;
  • неприятный запах изо рта;
  • возможно ухудшение обоняния;
  • пожелтение зубов;
  • преждевременное образование морщин;
  • нарушение нормального дыхания и снижение выносливости;
  • снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.

4. Пассивное курение (слайд 10)

Учитель: Пассивное курение – это принудительное вдыхание некурящими людьми табачного дыма, образованного другими людьми в процессе курения. Вторичный дым, который выдыхает курильщик, загрязняет воздух никотином, окисью углерода, аммиаком, смолами, бензапиреном, радиоактивными веществами и другими вредными компонентами. Исследователи пассивного курения пришли к выводу, что в плохо проветриваемом помещении некурящий за 1 час вдыхает столько же дыма, сколько получает курильщик от одной выкуренной сигареты. Пассивно вдыхаемый табачный дым является для легких сильным раздражителем, что может привести к заболеваниям легочной системы. Особенно вреден табачный дым при пассивном курении больным стенокардией. Пассивное курение вызывает у некурящих людей возбужденное состояние, раздражительность, оно влияет на психику, ухудшает внимание, понижает способность к восприятию знаний. Табачный дым уменьшает количество отрицательно заряженных ионов в воздухе, которые способствуют повышению тонуса организма и работоспособности.

Эксперт: - Если в семье курят оба родителя, то дети вдыхают такое количество никотина, которое получали бы, если бы сами выкуривали по 80 сигарет в год.

Жены курильщиков живут на 4 года меньше, чем жены некурящих мужчин.

Некурящему достаточно 1 час провести в накуренном помещении, чтобы в его организм попали все вредные вещества в количестве, которое содержится в одной выкуренной сигарете.

5. Показ опыта “Аппарат вредных привычек” (слайд 11)

Задача: продемонстрировать учащимся, что смолистые вещества немедленно проникают в легкие и последствия табачного дыма на легкие человека.

Необходимо: прозрачная пластиковая бутылка, вата, сигарета, спички.

Опыт: вставить сигарету в проделанное отверстие в крышке, сжав бутылку, выдавить из нее воздух, зажечь сигарету, медленно ослабляя давление на бутылку производить курение аппаратом.

Выводы: при осмотре ваты внутри бутылки определить ее цвет и отложение на ней табачного дегтя и какой эффект оказывает курение на внутреннюю поверхность легких.

6. Избавление от табачной зависимости (слайд 13)

Учитель: Отказ от курения – это не отказ от чего-то хорошего, а существенная победа над собой и над табаком. Бросить курить можно в любое время. Нужно только захотеть

Первым делом надо ответить на вопрос: “Почему я вообще курю?” Честный ответ поможет легче освободиться от этой привычки. В дополнении надо найти ответ на вопрос: “Хочу ли я на самом деле бросить курить?”, привести основной аргумент отказа от табака. Необходимо продумать все “за” и “против” курения. Не надо откладывать принятое решение. Назначь необходимый день и сообщи об этом своей семье, друзьям. А чтобы быстрее восстановить свой организм от вредных последствий табакокурения можно заниматься физическими упражнениями, закаливанием организма, аутотренингом. Они помогут избавиться от пороков, сделать жизнь интересной, целеустремленной.

7. Подведение итогов урока.

Эксперт: - Если человек курил 30 лет, то он уже убил человека и заразил табакокурением более 10 человек.

Из закуривших подростков каждый четвертый умрет от заболеваний, связанных с курением.

Учитель: Стихотворение В.Бондаренко “Не курить!”

Выводы: (слайд 14)

Курение табака – одна из самых распространенных вредных привычек, приводящая к серьезным нарушениям здоровья. Чумой XX века стали называть курение многие врачи. Люди не задумываются о последствиях курения, считая эту привычку как выражение своей независимости и самостоятельности, не понимая, что они тем самым укорачивают свою жизнь и жизнь своих близких, а что самое страшное подвергают опасности жизнь и здоровье своих детей. Самое главное, найти в жизни правильные ориентиры и уметь сказать “нет”.

8. Домашнее задание.

Придумать свою рекламу против табакокурения (антирекламу).

9. Тест

10. Использованные материалы:

  1. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К., Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 10 кл. М. 2002.
  2. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя под ред. А.Т. Смирнова. М., “Просвещение”, 2001.
  3. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Под ред. Баль Л.В, Барканова С.В., М., ВЛАДОС, 2003.
  4. “Педагогу о здоровом образе жизни детей” Книга для учителя. Под ред. Баль Л.В. – М., Просвещение, 2005.
  5. www.kuraev.ru
  6. www.nosmoking.ru
  7. www.ove-home.org.ua
  8. www.medicus.ru
  9. www.forum.realproject.ru
  10. www.ecohelp.ru